5. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигни́я.
Мцц. Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии Неизвестной, Пузовских1.
Примечание. С этого дня и до 23 августа (включительно) Октоих не поется (кроме воскресных дней).
Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой предпразднства Преображения и мученика Евсигни́я (по Марковой главе Типикона под 5 августа: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся предпра́зднство Преображе́ния Христо́ва в Неде́лю»).
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, предпразднства, глас 4-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава» – предпразднства, глас 5-й: «Прииди́те, взы́дем на го́ру…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма и стихиры предпразднства, глас 2-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «Зако́на и проро́ков…» (см. на стиховне утрени).
На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 2-й: «И́же на горе́ Фаво́рстей…».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные2.
Непорочны3 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, предпразднства (полный канон) на 4 и мученика на 4.
Примечание. «А́ще случи́тся предпра́зднство в Неде́лю, трипе́снец выпева́ем на повече́рии» (Типикон, 5 августа, 1-е «зри»)4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Крест начерта́в…».
По 3-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4-й; седален мученика, глас тот же. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й (дважды). «Слава, и ныне» – светилен предпразднства (по выбору).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и предпразднства, глас 1-й и глас 5-й – 4 (см. на стиховне утрени, со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства. Кондаки предпразднства и воскресный читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа – 6, и предпразднства, песнь 3-я – 4.
На входе – «…Воскресы́й из мертвых…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь предпразднства. «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – кондак предпразднства.
В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь храма; кондак воскресный. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак предпразднства.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные.
Апостол и Евангелие – дня и понедельника (под зачало)5.
Поется «Достойно есть…».
Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».
1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2017 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы новомученицам Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовским. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5090885.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru).
2 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ради…».
3 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
4 Устав предполагает пение трипеснца предпразднства Преображения на повечерии в субботу вечера «идеже несть бдения» (см. Минея, 5 августа, Маркова глава).
5 См. Типикон, 5 августа, Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 354.