19. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Андрея Стратила́та и иже с ним. Донской иконы Божией Матери.
Свт. Питири́ма, еп. Великопе́рмского.
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой мч. Андрея Стратилата (без праздничного знака) и службой попразднства Успения (по 2-й Марковой главе Типикона под 16 августа: «А́ще случи́тся попра́зднство Успе́ния Пресвяты́я Богоро́дицы в Неде́лю, кроме́ пра́здника Нерукотворе́ннаго О́браза») (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой1 в честь Донской иконы Божией Матери и службой попразднства Успения (Б)2.
А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 4, праздника, глас 4-й – 3 (см. в Минее 19 августа, на «Господи воззвах»), и мученика, глас 1-й – 3. «Слава» – праздника, глас 4-й: «Егда́ изшла́ еси́…» (см. в Минее 19 августа)3, «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихиры праздника, глас 1-й (см. в Минее 19 августа, на стиховне вечерни, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Воспо́йте, лю́дие…» (см. в Минее 19 августа, на стиховне утрени).
На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Прииди́те, празднолю́бных собо́р…» (см. в Минее 19 августа, на стиховне вечера).
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас 5-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные4.
Непорочны5 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 11-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 2-й на 4 и мученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Успения: «Преукраше́нная Божественною славою…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й, кондак мученика, глас тот же6; седален мученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же (см. в службе мученика).
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава, и ныне» – светилен праздника (см. в службе мученика).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и праздника, глас 2-й и глас 5-й – 4 (см. в Минее 19 августа, на стиховне утрени, со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 11-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».
На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника7.
На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мученика8. Кондак воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 6, и праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 5-я – 4.
На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь мученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мученика; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий9 и причастен – воскресные и мученика.
Апостол и Евангелие – дня и мученика.
Задостойник праздника.
Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».
После Литургии совершается молебен о сохранении творения Божия.
Примечание. 13 июля 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября (первое воскресенье после 18 августа по ст. ст.) и утвердил Чин молебного пения о сохранении творения Божия (см. в приложении «Богослужебных указаний»), который надлежит в этот день ежегодно совершать во всех храмах Русской Православной Церкви.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 3, праздника, глас 4-й – 3 (см. в службе мч. Андрея Стратилата), и Богородицы (Донской иконы) – 4. «Слава» – Богородицы (Донской иконы), «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».
Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы (Донской иконы) – 3.
На литии стихиры праздника, глас 1-й (см. в службе мч. Андрея Стратилата, на стиховне вечерни, без стиховных припевов), и литийные стихиры Богородицы (Донской иконы)10. «Слава» – Богородицы (Донской иконы), «И ныне» – праздника, глас 5-й: «Воспо́йте, лю́дие…» (см. в службе мч. Андрея Стратилата, на стиховне утрени).
На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – Богородицы (Донской иконы), «И ныне» – праздника, глас 5-й: «Прииди́те, празднолю́бных собо́р…» (см. в службе мч. Андрея Стратилата, на стиховне вечера).
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь Богородицы (Донской иконы), глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные11.
Полиелей. Величание Богородицы (Донской иконы) и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Богородицы (Донской иконы) по 1-м стихословии, глас 1-й: «Твоего́ милосе́рдия…»; седален Богородицы (Донской иконы) по 2-м стихословии, глас 4-й: «Бе́здну благоутро́бия…». «Слава, и ныне» – седален Богородицы (Донской иконы) по полиелее, глас 1-й: «Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 11-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…» (но не «Молитвами Богородицы…»). Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника 2-й на 4 и Богородицы (Донской иконы) на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Успения: «Преукраше́нная Божественною славою…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й, кондак и икос Богородицы (Донской иконы); седален (ипакои) Богородицы, глас 8-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 1-й: «Лик Боже́ственных апо́стол…» (см. в службе мч. Андрея Стратилата).
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава» – светилен Богородицы (Донской иконы), «И ныне» – светилен праздника (см. в службе мч. Андрея Стратилата).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и Богородицы (Донской иконы) – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера в службе Богородицы (Донской иконы)). «Слава» – стихира евангельская 11-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».
На 1-м часе12 – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника.
На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы (Донской иконы). Кондак воскресный.
На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак Богородицы (Донской иконы).
На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы (Донской иконы). Кондак праздника.
На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 5-я – 4, и Богородицы (Донской иконы), песнь 6-я – 4.
На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь Богородицы (Донской иконы); кондак воскресный. «Слава» – кондак Богородицы (Донской иконы), «И ныне» – кондак праздника.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь Богородицы (Донской иконы), тропарь храма; кондак воскресный, кондак Богородицы (Донской иконы). «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий13 и причастен – воскресные и Богородицы (Донской иконы).
Апостол и Евангелие – дня и Богородицы (Донской иконы).
Задостойник праздника.
Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».
После Литургии совершается молебен о сохранении творения Божия.
Примечание. 13 июля 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября (первое воскресенье после 18 августа по ст. ст.) и утвердил Чин молебного пения о сохранении творения Божия (см. в приложении «Богослужебных указаний»), который надлежит в этот день ежегодно совершать во всех храмах Русской Православной Церкви.
1 Минея содержит две службы в честь Донской иконы Божией Матери: «Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ея, именуемыя «Донская» (с. 281–293), и «Ина служба Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея, именуемыя «Донская» (с. 294–307).
2 Ср.: Типикон, 8 сентября, 2-я Маркова глава; 15 сентября, Маркова глава; 21 ноября, 2-я Маркова глава; 7 августа, 4-е «зри»; 16 августа; Минея общая, «Изъявление вкратце…»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95.
3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783.
4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла…».
5 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
6 В Минее неточность: указан не тот глас.
7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 277.
8 Там же. С. 275–276.
9 Там же. С. 354–355.
10 Там же. С. 86.
11 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла…».
12 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце».
13 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 354–355.