14. Суббота. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Михея. Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского.
Прп. Аркадия Новоторжского (службу зри 13 декабря).
Приводим порядок совершения славословной службы прп. Феодосия Печерского в соединении с шестеричной службой прор. Михея и предпразднства Успения.
На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и пророка, глас тот же – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Приспе днесь праздник…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу…»[1].
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе прор. Михея). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» – предпразднства, глас 2-й: «Яже Небес вышшая сущи…» (см. в службе прор. Михея).
По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й (см. в службе прор. Михея).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й.
Кафизмы 16-я и 17-я[2]. Малые ектении. По каждой кафизме – седален преподобного (дважды)[3], «Слава, и ныне» – седален предпразднства (см. в службе прор. Михея). Псалом 50-й.
Каноны: предпразднства (см. в службе прор. Михея) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), преподобного на 6 и пророка на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою…».
Примечание. С этого дня и по отдание праздника Успения на утрене, когда поется великое славословие, катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою…» (см.: Типикон, гл. 19).
По 3-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4-й (см. в службе прор. Михея); седален преподобного, глас тот же. «Слава» – седален пророка, глас 1-й, «И ныне» – седален предпразднства, глас 4-й: «Девы отроковицы…» (см. в службе прор. Михея).
По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен предпразднства: «Ангели и пастыри…» (см. в службе прор. Михея). «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – ин светилен предпразднства: «Твоего честнаго Успения…» (см. в службе прор. Михея).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: предпразднства, глас 6-й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе прор. Михея), и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Днесь архиерее…», «И ныне» – предпразднства, глас 3-й: «Приидите, вси концы земнии…» (см. в службе прор. Михея).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й.
На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки предпразднства и преподобного читаются попеременно.
На Литургии блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь храма, тропарь предпразднства, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства.
В храме Богородицы – тропарь предпразднства, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства.
Примечание. Тропарь и кондак храма Богородицы не поются в предпразднства и попразднства Богородичных двунадесятых праздников.
В храме святого – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного[4].
Апостол и Евангелие – преподобного и дня.
Поется «Достойно есть…».
1 Ср.: Типикон, 14 августа; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 166–167, 175, 183, 193, 200, 206.
2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).
3 Ср.: Типикон, 16 августа.
4 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 372, 786), «во дни предпразднств дневные [субботние – Сост.] прокимен, аллилуиарий и причастен также не отменяются в том случае, если положены дневные Апостол и Евангелие».