14. Неделя 12-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Михея. Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского.

Прп. Аркадия Новоторжского (службу зри 13 декабря). Собор Кемеровских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 18 августа)[1].

Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой предпразднства Успения и прор. Михея (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой предпразднства Успения и славословной службой прп. Феодосия Печерского (Б).

Примечание. При совершении богослужения следует руководствоваться указаниями Типикона под 14 августа («зри»), а также Марковой главой Типикона под 5 августа: «Подобает ведати, аще случится предпразднство Преображения Христова в Неделю»[2].

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, предпразднства, глас 4-й – 3, и пророка, глас тот же – 3. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Всечестное Твое успение…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и стихиры предпразднства, глас 2-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 3-й: «Приидите, вси концы земнии…» (см. на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 2-й: «Яже Небес вышшая сущи…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[3].

Непорочны[4] (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, предпразднства на 4 и пророка на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою…».

Примечание. С этого дня и по отдание праздника Успения на утрене, когда поется великое славословие, катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою…» (см.: Типикон, гл. 19).

По 3-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4-й; седален пророка, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 4-й: «Девы отроковицы…».

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – светилен предпразднства (по выбору).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и предпразднства, глас 6-й и глас 3-й – 4 (см. на стиховне утрени, со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 1-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства. Кондаки предпразднства и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6, и предпразднства, песнь 3-я – 4.

На входе – «…Воскресый из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь предпразднства. «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – кондак предпразднства.

Примечание. Тропарь и кондак храма Богородицы не поются в предпразднства и попразднства Богородичных двунадесятых праздников.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь храма; кондак воскресный. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак предпразднства.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные.

Апостол и Евангелие – дня[5].

Поется «Достойно есть…».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 3, предпразднства, глас 4-й – 3 (см. в службе прор. Михея), и преподобного, глас тот же – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Приспе днесь праздник…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и стихиры предпразднства, глас 2-й (см. в службе прор. Михея, на стиховне вечера, без припевов). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 3-й: «Приидите, вси концы земнии…» (см. в службе прор. Михея, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» – предпразднства, глас 2-й: «Яже Небес вышшая сущи…» (см. в службе прор. Михея).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й (см. в службе прор. Михея).

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[6].

Непорочны[7] (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), предпразднства (см. в службе прор. Михея) на 4 и преподобного на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою…».

Примечание. С этого дня и по отдание праздника Успения на утрене, когда поется великое славословие, катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою…» (см.: Типикон, гл. 19).

По 3-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4-й (см. в службе прор. Михея), кондак и икос преподобного, глас 8-й; седален преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 3-й: «Предпразднственная преставления…» (см. в службе преподобного), или глас 4-й: «Девы отроковицы…» (см. в службе прор. Михея).

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – светилен предпразднства: «Твоего честнаго успения…» (см. в службе прор. Михея).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и преподобного, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 1-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам преподобного могут быть следующие – стих 1-й: «Честна пред Господем / смерть преподобных Его»; стих 2-й: «Блажен муж, бояйся Господа, / в заповедех Его восхощет зело». Ср.: Минея общая, гл. 12-я.

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».

На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства. Кондак предпразднства[8].

На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного[9]. Кондак воскресный.

На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства. Кондак предпразднства [или преподобного][10].

На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак воскресный [или предпразднства].

На Литургии блаженны гласа – 4, предпразднства, песнь 3-я – 4, и преподобного, песнь 6-я – 4.

На входе – «…Воскресый из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства.

Примечание. Тропарь и кондак храма Богородицы не поются в предпразднства и попразднства Богородичных двунадесятых праздников.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и преподобного.

Апостол и Евангелие – дня[11] и преподобного.

Поется «Достойно есть…».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».


1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 мая 2018 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы Собору Кемеровских святых. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5195718.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/418).

2 Ср.: Типикон, 8 сентября, 2-я Маркова глава; 15 сентября, Маркова глава; 21 ноября, 2-я Маркова глава; 7 августа, 4-е «зри»; 16 августа; Минея общая, «Изъявление вкратце…»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95.

3 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую…».

4 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

5 Согласно Марковой главе Типикона под 5 августа, при совпадении предпразднства Преображения Господня с Неделей, рядовые чтения понедельника, на который выпадает в этом случае сам день праздника, читаются накануне – под зачало с рядовыми чтениями воскресенья (см.: Типикон, 14 августа, «зри»; 5 августа, Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 354). На основании указаний Типикона под 14 августа («зри»), можно считать допустимым чтение в совпавший с предпразднством Успения воскресный день Апостола и Евангелия дня и понедельника (под зачало). Учитывая практическое неудобство переноса рядовых чтений понедельника на предшествующий воскресный день, а также то обстоятельство, что указания Марковой главы Типикона под 5 августа имеют уникальный характер и относятся непосредственно лишь к богослужению предпразднства Преображения, распорядок литургийных чтений в официальном календаре и Богослужебных указаниях на текущий год приводится в соответствии с устоявшейся традицией, согласно которой рядовые чтения понедельника из-за совпадения с бденным праздником переносятся, по обычаю, на вторник. Целесообразность перенесения рядовых чтений понедельника (15 августа) на вторник (16 августа) подтверждается также их логической взаимосвязью и содержанием.

6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую…».

7 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 277.

9 Там же. С. 275–276.

10 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 277), при службе славословного святого в Неделю в периоды пред-попразднств двунадесятых праздников, кондак славословного святого читается на часах в чередовании с кондаками предпразднства (или праздника) и воскресным. Чередование кондаков по схеме В. Розанова приводится в квадратных скобках.

11 Согласно Марковой главе Типикона под 5 августа, при совпадении предпразднства Преображения Господня с Неделей, рядовые чтения понедельника, на который выпадает в этом случае сам день праздника, читаются накануне – под зачало с рядовыми чтениями воскресенья (см.: Типикон, 14 августа, «зри»; 5 августа, Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 354). На основании указаний Типикона под 14 августа («зри»), можно считать допустимым чтение в совпавший с предпразднством Успения воскресный день Апостола и Евангелия дня, понедельника (под зачало) и преподобного. Учитывая практическое неудобство переноса рядовых чтений понедельника на предшествующий воскресный день, а также то обстоятельство, что указания Марковой главы Типикона под 5 августа имеют уникальный характер и относятся непосредственно лишь к богослужению предпразднства Преображения, распорядок литургийных чтений в официальном календаре и Богослужебных указаниях на текущий год приводится в соответствии с устоявшейся традицией, согласно которой рядовые чтения понедельника из-за совпадения с бденным праздником переносятся, по обычаю, на вторник. Целесообразность перенесения рядовых чтений понедельника (15 августа) на вторник (16 августа) подтверждается также их логической взаимосвязью и содержанием.