26. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Мчч. Адриана и Наталии. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Елецкой иконы Божией Матери. Прмч. Адриана Ондрусовского[1].
Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и службой мчч. Адриана и Наталии (без праздничного знака)[2].
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 4, Богородицы, глас 4-й – 3, и мучеников, глас тот же – 3. «Слава» – Богородицы, глас 8-й: «Приидите, российстии собори…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…».
Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.
На литии стихиры Богородицы, глас 2-й, глас 8-й и глас 7-й (см. на литии). «Слава» – мучеников, глас 6-й: «О супруже святый…» (см. славник на «Господи, воззвах»), «И ныне» – Богородицы, глас тот же: «Тебе вси роди…» (см. на литии).
На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – мучеников, глас 1-й: «Ревность мужа благочестива…», «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Да радуются российстии собори…».
По Трисвятом – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас 4-й (трижды)[3].
Примечание. Тропари по Трисвятом можно петь следующим образом: «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас 4-й (единожды)[4].
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас тот же.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[5].
Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Богородицы по 1-м стихословии, глас 4-й: «Божественными зарями…», ин седален Богородицы по 1-м стихословии, глас тот же: «Невесто Неискусобрачная…», седален Богородицы по 2-м стихословии, глас 3-й: «Яко звезда…». «Слава, и ныне» – седален Богородицы по полиелее, глас 1-й: «Блаженна еси…». Степенны и прокимен – гласа[6]. Евангелие воскресное 11-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…» (но не «Молитвами Богородицы…»). Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны[7]: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Владимирской иконы) на 6 и мучеников на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Крест начертав…».
По 3-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й (см. в Минее по 6-й песни), кондак и икос мучеников, глас 4-й (см. в службе мучеников по 6-й песни канона), ин кондак мучеников, глас тот же; седален мучеников, глас тот же. «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас тот же: «Народи боголюбивии…».
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава» – светилен мучеников, «И ныне» – светилен Богородицы (Владимирской иконы; по выбору)[8].
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и Богородицы, глас 4-й и глас 8-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее, в службе Богородицы, на стиховне великой вечерни). «Слава» – стихира евангельская 11-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондак Богородицы.
На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мучеников. Кондак воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 6, и Богородицы, песнь 3-я – 4.
На входе: «…Воскресый из мертвых…».
По входе[9] – тропарь воскресный, тропарь Богородицы (Владимирской иконы), тропарь мучеников; кондак воскресный, кондак мучеников. «Слава» – ин кондак мучеников, «И ныне» – кондак Богородицы (Владимирской иконы).
Примечание. В храме святого тропари и кондаки по входе можно петь следующим образом: тропарь воскресный, тропарь Богородицы (Владимирской иконы), тропарь храма, тропарь мучеников; кондак воскресный, кондак храма, кондак мучеников. «Слава» – ин кондак мучеников, «И ныне» – кондак Богородицы (Владимирской иконы).
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Богородицы.
Апостол и Евангелие – дня и Богородицы.
По «Изрядно…» поется «Достойно есть».
1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 9 марта 2017 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прп. Адриану Ондрусовскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4830185.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/396).
2 При совершении богослужения следует руководствоваться главой Типикона под 27 ноября: «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю»; см. Типикон, 26 августа.
3 Ср.: Типикон, 27 ноября, «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю» (ср.: Типикон, 26 августа).
4 Ср.: Минея, 23 июня, «Аще ли прилучится Сретение Богородицы в Неделю».
5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла…».
6 Прокимен воскресный, глас 2-й: «Востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси,/ и сонм людей обыдет Тя», стих: «Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя».
7 Ср.: Типикон, 27 ноября, «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю» (ср.: Типикон, 26 августа).
8 Ср.: Минея, 23 июня, «Аще ли прилучится Сретение Богородицы в Неделю».
9 Ср.: Типикон, 27 ноября, «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю».