Неделя 28-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигоро́дского.

Мч. Ангели́.

Прп. Феоду́ла Царегра́дского.

Служба прор. Софонии не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со славословной службой прп. Саввы Сторожевского (Б) и порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со славословной службой прп. Саввы Сторожевского и службой прор. Софонии (без праздничного знака) (В).

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 7, и пророка, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» — догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 7-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 3-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Вси чи́стою со́вестию…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Без се́мене от Боже́ственнаго Ду́ха…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные1.

Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 3, Богородицы на 3 и пророка на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й; седален пророка, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 3-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 6-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь пророка. Кондак только воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 8.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь пророка. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь пророка; кондак воскресный. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь пророка; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные.

Апостол и Евангелие – дня.

Примечание. Согласно Уставу, в Неделю святых праотец положено читать Евангелие о званных на вечерю (Лк., 76 зач.), то есть рядовое Евангелие Недели 28-й. Поэтому в Неделю 28-ю следует читать Евангелие Недели 30-й (Лк., 91 зач.), так как на Неделю 30-ю в текущем году приходится Неделя святых праотец2.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 6, и преподобного, глас 6-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Е́же по о́бразу…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и стихиры преподобного, глас 4-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче Са́вво…» (см. славник на хвалитех утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творе́ц и Изба́витель…»3.

На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во…»4.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ра́ди…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные5.

Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы на 2 и преподобного на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й; седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и преподобного, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником6 и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 6-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки преподобного и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6 и преподобного, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

Примечание. Согласно Уставу, в Неделю святых праотец положено читать Евангелие о званных на вечерю (Лк., 76 зач.), то есть рядовое Евангелие Недели 28-й. Поэтому в Неделю 28-ю следует читать Евангелие Недели 30-й (Лк., 91 зач.), так как на Неделю 30-ю в текущем году приходится Неделя святых праотец7.

В. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, преподобного, глас 6-й – 3, и пророка, глас 4-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Е́же по о́бразу…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и стихиры преподобного, глас 4-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче Са́вво…» (см. славник на хвалитех утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творе́ц и Изба́витель…»8.

На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во…»9.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (единожды), тропарь преподобного, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные10.

Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы на 2, преподобного на 4 и пророка на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й, кондак пророка, глас 4-й; седален пророка, глас 6-й. «Слава» – седален преподобного, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Чи́стая, Всенепоро́чная…».

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и преподобного, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником11 и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 6-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак преподобного. На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь пророка. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 6 и преподобного, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь преподобного, тропарь пророка; кондак преподобного. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь пророка; кондак воскресный, кондак преподобного. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь пророка; кондак воскресный, кондак храма, кондак преподобного. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

Примечание. Согласно Уставу, в Неделю святых праотец положено читать Евангелие о званных на вечерю (Лк., 76 зач.), то есть рядовое Евангелие Недели 28-й. Поэтому в Неделю 28-ю следует читать Евангелие Недели 30-й (Лк., 91 зач.), так как на Неделю 30-ю в текущем году приходится Неделя святых праотец12.

Сноски:

1 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, хода́тайствовавшую…».

2 Согласно Уставу, в Неделю святых праотец положено читать Евангелие о званных на вечерю (Лк., 76 зач.), являющееся рядовым Евангелием Недели 28-й. Поэтому Неделя 28-я «отдает» свое рядовое чтение (Лк., 76 зач.) той Неделе (в текущем году – Неделе 30-й), на которую приходится Неделя святых праотец. В свою очередь Неделя 30-я «отдает взамен» свое рядовое чтение (Лк., 91 зач.) Неделе 28-й.

3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

4 Там же. С. 65–67.

5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, хода́тайствовавшую…».

6 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не последнюю стихиру «Све́тлое и Богоуго́дное житие́ твое́…», учитывая то обстоятельство, что славник хвалитных стихир был спет в стихирах на литии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).

7 Согласно Уставу, в Неделю святых праотец положено читать Евангелие о званных на вечерю (Лк., 76 зач.), являющееся рядовым Евангелием Недели 28-й. Поэтому Неделя 28-я «отдает» свое рядовое чтение (Лк., 76 зач.) той Неделе (в текущем году – Неделе 30-й), на которую приходится Неделя святых праотец. В свою очередь Неделя 30-я «отдает взамен» свое рядовое чтение (Лк., 91 зач.) Неделе 28-й.

8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

9 Там же. С. 65–67.

10 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, хода́тайствовавшую…».

11 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не последнюю стихиру «Све́тлое и Богоуго́дное житие́ твое́…», учитывая то обстоятельство, что славник хвалитных стихир был спет в стихирах на литии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).

12 Согласно Уставу, в Неделю святых праотец положено читать Евангелие о званных на вечерю (Лк., 76 зач.), являющееся рядовым Евангелием Недели 28-й. Поэтому Неделя 28-я «отдает» свое рядовое чтение (Лк., 76 зач.) той Неделе (в текущем году – Неделе 30-й), на которую приходится Неделя святых праотец. В свою очередь Неделя 30-я «отдает взамен» свое рядовое чтение (Лк., 91 зач.) Неделе 28-й.