Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Десяти мучеников, иже в Кри́те.

Свт. Феокти́ста, архиеп. Новгородского. Равноап. Нау́ма О́хридского.

Служба мучеников шестеричная (в Типиконе отсутствует знак шестеричного святого), совершается вместе со службой предпразднства.

На вечерне1 кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 4-й – 3, и мучеников, глас тот же – 3. «Слава» – мучеников, глас 3-й: «Предпра́зднственный днесь…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Благоукраси́ся, Вифлее́ме…» (догматик гласа не поется; см. Типикон, 20 декабря, 1-е «зри»).

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Крит предпра́зднствует…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Се вре́мя прибли́жися…».

По Трисвятом – тропарь мучеников2. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й.

Кафизмы 16-я и 17-я3. Малые ектении. Седальны предпразднства (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: предпразднства со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мучеников на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона мучеников.

По 3-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 3-й; седален мучеников, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников. «Слава, и ныне» – светилен предпразднства.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Пой, но́вый Изра́илю…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Яви́лся еси на земли́…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – мучеников, глас 3-й: «До́блии му́ченицы и́стины…», «И ныне» – предпразднства, глас 8-й: «В Вифлее́ме ражда́ется…».

По Трисвятом – тропарь мучеников. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й.

На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь мучеников. Кондак только предпразднства.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и мучеников, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь предпразднства, тропарь мучеников. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак предпразднства.

В храме Богородицы – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мучеников; кондак предпразднства. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мучеников; кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак предпразднства.

Прокимен4 – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Го́споде и ра́дуйтеся пра́веднии», стих: «Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́ния…»; и мучеников, глас 4-й: «Святы́м, и́же суть на земли́ Его́…».

Аллилуиарий – дня (субботы) и мучеников5, глас 4-й: «Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша их…», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…».

Апостол и Евангелие – субботы пред Рождеством6 и мучеников.

Причастен – дня (субботы) и мучеников: «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».

Сноски:

1 Вечерня после возгласа «Благословен Бог наш…» начинается с «Царю Небесный…» и обычного начала, поскольку не предваряется 9-м часом.

2 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Декабрь. Киев, 1893. Л. 210) указывают тропарь мучеников, глас 4-й: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…».

3 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).

4 См.: Типикон, 18 декабря, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 375.

5 Аллилуиарии и причастны дня (субботы) и мучеников совпадают.

6 Рядовые чтения 23 и 30 декабря можно опустить по причине Крещенской отступки.