Вторник. Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прославление прав. Симео́на Верхоту́рского (службу зри 12 сентября). Аллилуия.

Свт. Моде́ста, архиеп. Иерусалимского. Прп. Севастиа́на Сохотского, Пошехо́нского.

Сщмч. Фадде́я, архиеп. Тверского.

По Уставу, совершается аллилуйная служба (мчч. Севастиа́на и дружины его) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба мучеников не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прав. Симеона Верхотурского в соединении со службой Октоиха (В).

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2-й — 3, и мучеников, глас 1-й — 3. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Огнь Божества́…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Все упова́ние мое́…».

По Трисвятом — тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богоро́дице приле́жно…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь мучеников, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богоро́дице приле́жно…».

Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и мучеников на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни — седален мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни — кондак мучеников (общий), глас 2-й1: «Свети́льницы све́тлии…» (см. в Минее общей, гл. 15, л. 88 об.).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Ра́дуйся, Мари́е Богоро́дице…».

По Трисвятом — тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́…».

На часах — тропарь и кондак мучеников.

На Литургии вседневные антифоны.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дня, тропарь мучеников; кондак дня, кондак мучеников. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — тропарь дня, тропарь храма, тропарь мучеников; кондак дня, кондак храма, кондак мучеников. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Примечание. Если храм Предтечи, то во вторник тропарь и кондак храма не поются, так как заменяются дневными.

Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня.

Апостол и Евангелие — дня.

Б. Порядок аллилуйной службы см. 18 июня; особенности ее см. 20 июня.

На вечерне кафизма 18-я.

На утрене кафизмы 7-я, 8-я и 9-я.

Кондаки на изобразительных в следующем порядке:

В храме Господском — кондак храма, кондак дневной: «Пророче Божий, и Предтече…». «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».

В храме Богородицы — кондак дневной: «Пророче Божий, и Предтече…». «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — кондак дневной: «Пророче Божий, и Предтече…», кондак храма. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Примечание. Если храм Предтечи, то во вторник кондак храма не произносится, так как заменяется дневным кондаком.

Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время.

В. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры праведного, глас 8-й — 6 (первая стихира — дважды). «Слава» — праведного, глас 4-й: «Безстра́стия добро́тою…», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Иже Тебе ра́ди…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры праведного, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» — праведного, глас 6-й: «Ди́вны дарова́ния твоя́…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никто́же притека́яй…».

По Трисвятом — тропарь праведного (на прославле́ние), глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь праведного (на прославле́ние), глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я.

Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется2. По 1-м и 2-м стихословии — малые ектении и седальны праведного (по дважды); по 3-м стихословии — малой ектении нет3, седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.

Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и праведного на 6.

Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни — седален праведного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни — кондак (на прославле́ние, глас 2-й) и икос праведного.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праведного (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праведного, глас 4-й — 4. «Слава» — праведного, глас 5-й: «Торжеству́юще днесь…», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Ра́дуйся, Ра́дость ми́ру роди́вшая…».

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь праведного (на прославле́ние), глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…».

На часах — тропарь праведного (на прославле́ние, глас 4-й). Кондак праведного (на прославле́ние, глас 2-й).

На Литургии блаженны праведного, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь праведного (на прославле́ние, глас 4-й). «Слава» — кондак праведного (на прославле́ние, глас 2-й), «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — тропарь храма, тропарь праведного (на прославле́ние, глас 4-й); кондак храма. «Слава» — кондак праведного (на прославле́ние, глас 2-й), «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня (и праведного)4.

Апостол и Евангелие — дня и праведного.

Примечание. Согласно общепринятой традиции Русской Православной Церкви, накануне гражданского новолетия вечером (18 декабря ст. ст. / 31 декабря н. ст.) или в первый день гражданского нового года (19 декабря ст. ст. / 1 января н. ст.) совершается Молебное пение на Новый год5.

30 ноября 1917 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, на заседании Отдела О богослужении, проповедничестве и храме, были приняты следующие положения (см. «Богословские труды», сб. 34, с. 334–335):

«Привнесение службы „начала инди́кта, си́речь новаго лета» в богослужение 1 января весьма желательно… Означенная служба в значительной своей части может быть объединена с последованием новогоднего молебного пения. В таком случае существующее в русской богослужебной практике молебное пение на Новый год должно быть переработано в чин уставного молебна с каноном…» (см. ниже. — Сост.).

Новогодний молебен6.

Начальный возглас: «Благослове́но Ца́рство…», после обычных предначинательных молитв — «Прииди́те, поклони́мся…» и псалом 64-й: «Тебе́ подоба́ет песнь, Бо́же, в Сио́не…».

Великая ектения (с прошениями из существующего чина новогоднего молебна).

На «Бог Господь» — тропарь, глас 2-й: «Всея́ тва́ри Соде́телю…».

Псалом 50-й.

Канон «новому лету» (из службы 1 сентября), глас 1-й (без ирмосов). Припевы: «Ми́лостиве Ѓо́споди, услы́ши моли́тву раб Свои́х, моля́щихся Тебе́».

По 3-й песни — катавасия: «Изба́ви от бед рабы́ Твоя́, Влады́ко Многоми́лостиве…». Ектения и седален индикта (из службы 1 сентября).

По 6-й песни — вышеуказанная катавасия. Ектения и кондак индикта, глас 2-й: «В Вы́шних Живы́й, Христе́ Царю́…» (из службы 1 сентября). Прокимен, глас 4-й: «Ве́лий Госпо́дь наш, и ве́лия кре́пость Его, и ра́зума Его несть числа́»; стих: «Хвали́те Го́спода, яко благ псало́м». «Всякое дыхание…». Евангелие — Лк., зач. 13.

По 9-й песни: «Достойно есть». Трисвятое. По «Отче наш» — тропарь индикта; «Слава, и ныне» — кондак индикта. Ектения сугубая (с прошениями из существующего новогоднего молебна), возглас.

Молитва (из того же молебна) и отпуст7. Многолетие.

Сноски:

1 В Минее общей (М., 2002) вместо 2-го гласа для кондака мучеников ошибочно указан глас 8-й (ср.: Типикон, гл. 56).

2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.

3 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. — Сост.] глаголет сам стихословля́яй» (Типикон, гл. 9-я).

4 Прокимны и причастны дня и праведного совпадают.

5 См.: Требник. М., 2000. С. 880–891; М., 2004. С. 542–559; Последование молебных пений. М.: Синодальная типография, 1905. СПб., 1996р. Л. 3–10 об.

6 Приведенный чин новогоднего молебна (с каноном из службы Минеи 1 сентября) может совершаться, по благословению настоятеля, вместо молебного пения на Новый год, помещенного в Требнике и в Последовании молебных пений (гл. 1).

7 Существует традиция произнесения на Новогоднем молебне отпуста: «Иже времена́ и ле́та в Своей власти положи́вый, Христос, Истинный Бог наш…». Отпуст праздника Обрезания Господня (1 января ст. ст.): «Иже пло́тию обре́затися изво́ливый нашего ра́ди спасе́ния, Христос, Истинный Бог наш…», указываемый в некоторых изданиях Требника (ср.: Требник. М., 2000. С. 891), произносить не следует, поскольку молебное пение на Новый год в современной практике Русской Церкви совершается в соответствии с гражданским новолетием (1 января н. ст. / 19 декабря ст. ст.). О произнесении великого отпуста на молебне см. Типикон, гл. 50, «Подоба́ет ве́дати, ка́ко пое́тся моле́бен на Святу́ю Па́сху».