Неделя 29-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигоро́дского.

Мч. Ангели́.

Прп. Феоду́ла Царегра́дского.

Служба прор. Софонии не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со славословной службой прп. Саввы Сторожевского (Б).

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 7, и пророка, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – догматик, глас тот же: «Иже Тебе ра́ди…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 8-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 4-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ра́дуйся, Богома́ти Пречи́стая…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «При́зри на моле́ния…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные1.

Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 3, Богородицы (Октоиха) на 3 и пророка на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й; седален пророка, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 4-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 7-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь пророка. Кондак только воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 8.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь пророка. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь пророка; кондак воскресный. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь пророка; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные.

Апостол – дня (Недели 31-й).

Примечание. Согласно Уставу в Неделю святых праотец, совпадающую в этом году с Неделей 31-й, читается Апостол Недели 29-й (Кол., 257 зач.). Поэтому в Неделю 29-ю следует прочесть Апостол Недели 31-й (1 Тим., 280 зач., от полу́), а в Неделю 31-ю – Апостол Недели 29-й (Кол., 257 зач.).

Евангелие – дня (Недели 30-й).

Примечание. По расписанию рядовых евангельских чтений, учитывающему Воздвиженскую отступку, на Неделю 29-ю приходится рядовое Евангелие Недели 28-й – о званных на вечерю (Лк., 76 зач.), которое, по Уставу, положено читать в Неделю святых праотец, а на Неделю 31-ю, совпадающую в этом году с Неделей святых праотец, приходится Евангелие Недели 30-й. Поэтому в Неделю 29-ю следует прочесть Евангелие Недели 30-й (Лк., 91 зач.), а в Неделю 31-ю – Евангелие Недели 28-й (Лк., 76 зач.).

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 6, и преподобного, глас 6-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Е́же по о́бразу…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ра́ди…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и стихиры преподобного, глас 4-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче Са́вво…» (см. славник на хвалитех утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творе́ц и Изба́витель…»2.

На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во…»3.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ра́ди…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные4.

Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и преподобного на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й; седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и преподобного, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником5 и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 7-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки преподобного и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6 и преподобного, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и преподобного.

Апостол – дня (Недели 31-й) и преподобного.

Примечание. Согласно Уставу в Неделю святых праотец, совпадающую в этом году с Неделей 31-й, читается Апостол Недели 29-й (Кол., 257 зач.). Поэтому в Неделю 29-ю следует прочесть Апостол Недели 31-й (1 Тим., 280 зач., от полу́), а в Неделю 31-ю – Апостол Недели 29-й (Кол., 257 зач.).

Евангелие – дня (Недели 30-й) и преподобного.

Примечание. По расписанию рядовых евангельских чтений, учитывающему Воздвиженскую отступку, на Неделю 29-ю приходится рядовое Евангелие Недели 28-й – о званных на вечерю (Лк., 76 зач.), которое, по Уставу, положено читать в Неделю святых праотец, а на Неделю 31-ю, совпадающую в этом году с Неделей святых праотец, приходится Евангелие Недели 30-й. Поэтому в Неделю 29-ю следует прочесть Евангелие Недели 30-й (Лк., 91 зач.), а в Неделю 31-ю – Евангелие Недели 28-й (Лк., 76 зач.).

1 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века…».

2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

3 Там же. С. 65–67.

4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века…».

5 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир, учитывая то обстоятельство, что славник хвалитных стихир был спет в стихирах на литии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).