Понедельник. Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прославление прав. Симео́на Верхоту́рского (службу зри 12 сентября). Сщмч. Фадде́я, архиеп. Тверского1. Аллилуия.
Свт. Моде́ста, архиеп. Иерусалимского. Прп. Севастиа́на Сохотского, Пошехо́нского.
По Уставу, совершается аллилуйная служба (мчч. Севастиа́на и дружины его) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба мучеников не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прав. Симеона Верхотурского в соединении со службой Октоиха (В) и порядок совершения полиелейной службы сщмч. Фадде́я, архиеп. Тверского (Г).
А. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 6-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Огнь Божества́…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Арха́нгельски воспои́м…».
По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспита́вшейся во хра́ме…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспита́вшейся во хра́ме…».
Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и мучеников на 4.
Библейские песни «Господеви поем…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – седален мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак мучеников (общий), глас 2-й2: «Свети́льницы све́тлии…» (см. в Минее общей, гл. 15, л. 88 об.).
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Арха́нгельское сло́во…».
По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творе́ний…».
На часах – тропарь и кондак мучеников.
На Литургии вседневные антифоны.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь мучеников; кондак дня, кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь мучеников; кондак дня, кондак храма, кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.
Апостол и Евангелие – дня.
Б. Порядок аллилуйной службы (мчч. Севастиа́на и дружины его) см. 22 мая.
На вечерне кафизмы нет.
На утрене кафизмы 4-я, 5-я и 6-я.
Кондаки на изобразительных в следующем порядке:
В храме Господском – кондак храма, кондак дневной: «Архистрати́зи Божии…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
В храме Богородицы – кондак дневной: «Архистрати́зи Божии…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – кондак дневной: «Архистрати́зи Божии…», кондак храма. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время.
В. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры праведного, глас 8-й – 6 (первая стихира – дважды). «Слава» – праведного, глас 4-й: «Безстра́стия добро́тою…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Иже Тебе ра́ди…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праведного, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – праведного, глас 6-й: «Ди́вны дарова́ния твоя́…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Арха́нгельски воспои́м…».
По Трисвятом – тропарь праведного (на прославле́ние), глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праведного (на прославле́ние), глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…».
Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я.
Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется3. По 1-м и 2-м стихословии – малые ектении и седальны праведного (по дважды); по 3-м стихословии – малой ектении нет4, седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.
Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и праведного на 6.
Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).
Катавасия «Христос раждается…».
По 3-й песни – седален праведного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак (на прославле́ние, глас 2-й) и икос праведного.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праведного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праведного, глас 4-й – 4. «Слава» – праведного, глас 5-й: «Торжеству́юще днесь…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ра́дуйся, Ра́дость ми́ру роди́вшая…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праведного (на прославле́ние), глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…».
На часах – тропарь праведного (на прославле́ние, глас 4-й). Кондак праведного (на прославле́ние, глас 2-й).
На Литургии блаженны праведного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь праведного (на прославле́ние, глас 4-й). «Слава» – кондак праведного (на прославле́ние, глас 2-й), «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь праведного (на прославле́ние, глас 4-й); кондак храма. «Слава» – кондак праведного (на прославле́ние, глас 2-й), «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и праведного.
Апостол и Евангелие – дня и праведного.
Г. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – священномученика, глас тот же: «Це́ркве Росси́йския сла́во…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всеми́рную сла́ву…».
Вход. Прокимен дня. Паримии священномученика – 35.
На стиховне стихиры священномученика, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – священномученика, глас 4-й: «А́нгели страда́нием твои́м…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «При́зри на моле́ния Твои́х раб…» (см. в Минее на ряду).
По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».
Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны священномученика (по дважды).
Полиелей. Величание священномученика и избранный псалом. Седален священномученика по полиелее, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен священномученика, глас 4-й: «Проидо́хом сквозе́ огнь и во́ду, и изве́л еси ны в поко́й»; стих: «Разже́гл ны еси, я́коже разжиза́ется сребро́». Евангелие – священномученика (Мф., зач. 36). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами священномученика…». Стихира священномученика, глас 6-й: «Егда́ попусти́ Госпо́дь…».
Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и священномученика на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Христос раждается…».
По 3-й песни – седален священномученика, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак священномученика, глас 4-й6.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен священномученика (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры священномученика, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – священномученика, глас 8-й: «О, пресла́внаго чудесе́! Яко крин посреде́ те́рния…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «О, пресла́внаго чудесе́! Небесе́ и земли́ Цари́ца…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».
На часах – тропарь и кондак священномученика.
На Литургии блаженны священномученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь священномученика; кондак храма. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – священномученика.
Апостол и Евангелие – дня и священномученика (Рим., 99 зач.; Лк., 106 зач.).
Примечание. Согласно общепринятой традиции Русской Православной Церкви, накануне гражданского новолетия вечером (18 декабря ст. ст. / 31 декабря н. ст.) или в первый день гражданского нового года (19 декабря ст. ст. / 1 января н. ст.) совершается Молебное пение на Новый год7.
30 ноября 1917 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, на заседании Отдела О богослужении, проповедничестве и храме, были приняты следующие положения (см. «Богословские труды», сб. 34, с. 334–335):
«Привнесение службы начала инди́кта, си́речь новаго лета в богослужение 1 января весьма желательно… Означенная служба в значительной своей части может быть объединена с последованием новогоднего молебного пения. В таком случае существующее в русской богослужебной практике молебное пение на Новый год должно быть переработано в чин уставного молебна с каноном…» (см. ниже. – Сост.).
Новогодний молебен8.
Начальный возглас: «Благослове́но Ца́рство…», после обычных предначинательных молитв – «Прииди́те, поклони́мся…» и псалом 64-й: «Тебе́ подоба́ет песнь, Бо́же, в Сио́не…».
Великая ектения (с прошениями из существующего чина новогоднего молебна).
На «Бог Господь» – тропарь, глас 2-й: «Всея́ тва́ри Соде́телю…».
Псалом 50-й.
Канон «новому лету» (из службы 1 сентября), глас 1-й (без ирмосов). Припевы: «Ми́лостиве Ѓосподи, услы́ши моли́тву раб Свои́х, моля́щихся Тебе́».
По 3-й песни – катавасия: «Изба́ви от бед рабы́ Твоя́, Влады́ко Многоми́лостиве…». Ектения и седален индикта (из службы 1 сентября).
По 6-й песни – вышеуказанная катавасия. Ектения и кондак индикта, глас 2-й: «В Вы́шних Живы́й, Христе́ Царю́…» (из службы 1 сентября). Прокимен, глас 4-й: «Ве́лий Госпо́дь наш, и ве́лия кре́пость Его́, и ра́зума Его́ несть числа́»; стих: «Хвали́те Го́спода, яко благ псало́м». «Всякое дыхание…». Евангелие – Лк., зач. 13.
По 9-й песни: «Достойно есть». Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь индикта; «Слава, и ныне» – кондак индикта. Ектения сугубая (с прошениями из существующего новогоднего молебна), возглас.
Молитва (из того же молебна) и отпуст9. Многолетие.
1 Службу сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского, можно совершать по Минее дополнительной (М., 2005), по разделу «Служба общая священномученику Российскому XX века единому, архиерею или иерею» (С. 368–379), или по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011), по разделу «Служба обща священномученику Российскому XX века единому, архиерею или иерею» (С. 25–40). Тропарь и кондак сщмч. Фаддея см. в Минее дополнительной (М., 2005) на с. 129.
2 В Минее общей (М., 2002) вместо 2-го гласа для кондака мучеников ошибочно указан глас 8-й (ср.: Типикон, гл. 56).
3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.
4 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. – Сост.] глаголет сам стихословляяй» (Типикон, гл. 9-я).
5 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.
6 Икос (глас 2-й) см. в общей службе.
7 См.: Требник. М., 2000. С. 880–891; М., 2004. С. 542–559; Последование молебных пений. М.: Синодальная типография, 1905. СПб., 1996р. Л. 3–10 об.
8 Приведенный чин новогоднего молебна (с каноном из службы Минеи 1 сентября) может совершаться, по благословению настоятеля, вместо молебного пения на Новый год, помещенного в Требнике и в Последовании молебных пений (гл. 1).
9 Существует традиция произнесения на Новогоднем молебне отпуста: «Иже времена и лета в Своей власти положивый, Христос, истинный Бог наш…». Отпуст праздника Обрезания Господня (1 января ст. ст.): «Иже плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш…», указываемый в некоторых изданиях Требника (ср.: Требник. М., 2000. С. 891), произносить не следует, поскольку молебное пение на Новый год в современной практике Русской Церкви совершается в соответствии с гражданским новолетием (1 января н. ст. / 19 декабря ст. ст.). О произнесении великого отпуста на молебне см. Типикон, гл. 50, «Подобает ведати, како поется молебен на Святую Пасху».