26. Среда. Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы.
Сщмч. Евфи́мия, еп. Сарди́йского.
Иконы Божией Матери «Трех ра́достей».
Совершается славословная служба Собора Пресвятой Богородицы.
На великой1 вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Сла́ва в Вы́шних Бо́гу…» (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря).
Вход с кадилом2. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог ве́лий…» (со стихами). Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры праздника, глас 8-й (со своими припевами; см. в службе Собора Богородицы 26 декабря). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «В Вифлее́м стеко́шася…» (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря).
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш…» (единожды). «Премудрость» и прочее по обычаю3. Отпуст праздничный (в открытых царских вратах): «И́же в верте́пе роди́выйся…».
Примечание. Об особенностях повечерия и полунощницы см. в Типиконе 26 декабря, а также в Минее 26 декабря, 2-е «зри».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды; см. в службе Собора Богородицы 26 декабря). Псалом 50-й.
Каноны: праздника два, на 16 (ирмосы 1-го канона: «Христос раждается…», по дважды, тропари на 6, и ирмосы 2-го канона: «Спасе́ люди…», по дважды, тропари на 6).
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия – ирмосы обоих канонов праздника Рождества Христова (по каждой песни).
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й; ипакои праздника, глас 8-й: «Нача́ток язы́ков…» (единожды; см. в Минее 25 декабря).
По 6-й песни – кондак («И́же пре́жде денни́цы…») и икос Богородицы, глас 6-й (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря).
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но к канонам праздника Рождества Христова поем припевы праздника (см. на утрене в сам день праздника). 1-й припев: «Велича́й, душе́ моя, Честне́йшую и Сла́внейшую Го́рних во́инств, Де́ву Пречи́стую, Богоро́дицу»4. (Совершается обычное каждение.)
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Посети́л ны есть свы́ше…». «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Днесь неви́димое Естество́…» (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря), «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христо́с…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш…» (единожды).
Отпуст праздничный: «И́же в верте́пе роди́выйся…».
На часах – тропарь праздника: «Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш…». Кондак только Богородицы: «И́же пре́жде денни́цы…».
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны от канонов праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
На входе: «…Спаси ны, Сыне Божий, рожде́йся от Девы, поющия Ти: аллилуиа» (и до отдания праздника, кроме воскресенья).
По входе – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш…». «Слава, и ныне» – кондак Богородицы, глас 6-й: «И́же пре́жде денни́цы…».
Поется Трисвятое.
Прокимен и аллилуиарий – Собора Богородицы.
Апостол и Евангелие – Собора Богородицы (Евр., 306 зач.; Мф., 4 зач.).
Задостойник праздника.
Причастен – праздника: «Избавле́ние посла́ Господь лю́дем Свои́м».
Отпуст праздничный: «И́же в верте́пе роди́выйся…».
1 В вечер двунадесятых Господских праздников совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.
2 При архиерейском богослужении на вечерне совершается вход с Евангелием.
3 После возгласа: «Премудрость» – певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови»; иерей произносит великий отпуст.
4 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.