3. Суббота. Прор. Софонии. Прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского.

Мч. Ангели.

Прп. Феодула Цареградского.

Служба прор. Софонии не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Саввы Сторожевского (Б) и образец соединения славословной службы прп. Саввы Сторожевского со службой прор. Софонии (без праздничного знака) (В).

Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный…» и обычного начала).

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Иже земныя сласти…», 3-й: «Святым мучеником…», 4-й: «Лицы мученичестии…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Спаси от бед…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Вся паче смысла…».

Кафизмы 16-я и 17-я[1]. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), пророка на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. В храме Воскресения Христова при службе святого без знака в субботу воскресный канон рядового гласа является составным и включает в себя тропари из воскресного, Крестовоскресного и Богородичного канонов воскресной утрени отдаваемого гласа. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), пророка на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

В храме святого – канон пророка со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – седален пророка, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак пророка, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «По Христе пострадавше…», 2-й: «Всяк град и страна…», 3-й: «Крест Христов…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Приидите, Матерь Света…» (см. в стихирах на хвалитех).

По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мати Святая…».

На часах – тропарь и кондак пророка.

На Литургии блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь пророка; кондак храма, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь пророка; кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

Апостол и Евангелие – дня.

Б. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 6-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Еже по образу…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры преподобного, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся паче смысла…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся паче смысла…».

Кафизмы 16-я и 17-я[2]. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни – седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче Савво…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся паче смысла…».

На часах – тропарь и кондак преподобного.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного и дня.

Апостол и Евангелие – преподобного и дня.

В. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 6-й – 3, и пророка глас 4-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Еже по образу…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры преподобного, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…».

Кафизмы 16-я и 17-я[3]. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), преподобного на 6 и пророка на 4.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), преподобного на 6 и пророка на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й; седален преподобного, глас тот же. «Слава» – седален пророка, глас 6-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «От сердца стенание…».

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче Савво…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…».

На часах – тропарь преподобного. «Слава» – тропарь пророка. Кондаки пророка и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь пророка; кондак преподобного. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь пророка; кондак храма, кондак преподобного. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного и дня.

Апостол и Евангелие – преподобного и дня.


1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

3 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).