4. Неделя 28-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Вмц. Варвары. Прп. Иоанна Дамаскина.
Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского.
Служба вмц. Варвары и прп. Иоанна Дамаскина шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы вмц. Варвары в соединении с воскресной службой Октоиха (Б).
А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, великомученицы, глас 2-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – великомученицы, глас 6-й: «Отечество, род, имение оставивши…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 7-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 3-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Вси чистою совестию…».
Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневестная Дево…»[1].
На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творец и Избавитель…»[2].
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (единожды), тропарь великомученицы, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ради…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[3].
Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, великомученицы (глас 2-й) на 4 и преподобного на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Христос раждается…».
По 3-й песни – кондак и икос великомученицы, глас 4-й, кондак и икос преподобного, глас тот же; седален великомученицы, глас 3-й. «Слава» – седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й, светилен великомученицы. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и великомученицы, глас 1-й, глас 2-й и глас 6-й – 4 (со славником[4] и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 6-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам великомученицы см., напр., в Минее в прокимне на Литургии или в стиховнах великой вечерни полиелейной службы вмц. Варвары. Стих 1-й: «Дивен Бог во святых Своих, / Бог Израилев». Стих 2-й: «В церквах благословите Бога, / Господа от источник Израилевых»; или: «Святым, иже суть на земли Его, / удиви Господь вся хотения Своя в них». Ср.: Минея общая, гл. 20-я.
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученицы. На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак только воскресный.
На Литургии блаженны[5] гласа – 4, великомученицы, песнь 3-я – 4, и преподобного, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь великомученицы, тропарь преподобного; кондак великомученицы. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученицы, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак великомученицы. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученицы, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма, кондак великомученицы. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и великомученицы.
Апостол и Евангелие – дня[6] и великомученицы.
Примечание. Согласно Уставу, в Неделю святых праотец положено читать Евангелие о званных на вечерю (Лк., 76 зач.), то есть рядовое Евангелие Недели 28-й. Поэтому в Неделю 28-ю следует читать Евангелие Недели 29-й (Лк., 85 зач.), так как на Неделю 29-ю в текущем году приходится Неделя святых праотец.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, и великомученицы, глас 2-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – великомученицы, глас 6-й: «Отечество, род, имение оставивши…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…».
Вход. Прокимен дня. Паримии великомученицы – 3.
На литии стихира храма и стихиры великомученицы, глас 1-й и глас 2-й (см. на литии). «Слава» – великомученицы, глас 6-й: «Весело ныне…», «И ныне» Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творец и Избавитель…»[7].
На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – великомученицы, глас 2-й: «Яко многоценное миро…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе новаго…»[8].
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученицы, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ради…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[9].
Полиелей. Величание великомученицы и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален великомученицы по 1-м стихословии, глас 4-й: «Девства добротами…»; седален великомученицы по 2-м стихословии, глас тот же: «Жениха Христа Кровию…». «Слава» – седален великомученицы по полиелее, глас 6-й: «Благодать чудес…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Богородице Дево, моли Сына Твоего…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и великомученицы (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Христос раждается…».
По 3-й песни – кондак и икос великомученицы, глас 4-й; седален великомученицы, глас 3-й: «В страдании твоем…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Божественная скиния…».
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й. «Слава» – светилен великомученицы: «Яко шипок краснейший…», «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и великомученицы, глас 1-й глас 2-й и глас 6-й – 4 (со славником[10] и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 6-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученицы. Кондаки великомученицы и воскресный читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа – 6 и великомученицы, песнь 3-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь великомученицы. «Слава» – кондак великомученицы, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученицы; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученицы, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученицы; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак великомученицы, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и великомученицы.
Апостол и Евангелие – дня[11] и великомученицы.
Примечание. Согласно Уставу, в Неделю святых праотец положено читать Евангелие о званных на вечерю (Лк., 76 зач.), то есть рядовое Евангелие Недели 28-й. Поэтому в Неделю 28-ю следует читать Евангелие Недели 29-й (Лк., 85 зач.), так как на Неделю 29-ю в текущем году приходится Неделя святых праотец.
1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63.
2 Там же. С. 65–67.
3 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую…».
4 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).
5 Ср.: Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 24.
6 Рядовые чтения на Литургии в Неделю 28-ю по Пятидесятнице (4 декабря) в текущем году следующие: Апостол – Кол., 250 зач. (Недели 28-й); Евангелие – Лк., 85 зач. (Недели 29-й).
7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.
8 Там же. С. 65–67.
9 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую…».
10 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).
11 Рядовые чтения на Литургии в Неделю 28-ю по Пятидесятнице (4 декабря) в текущем году следующие: Апостол – Кол., 250 зач. (Недели 28-й); Евангелие – Лк., 85 зач. (Недели 29-й).