10. Суббота. Мчч. Мины, Ермогена и Евграфа. Свт. Иоасафа, еп. Белгородского (службу зри 4 сентября).

Прав. Иоанна Сербского.

Служба мучеников не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Иоасафа Белгородского (см. в Минее 4 сентября) (Б), которая также может быть соединена со службой мучеников (без праздничного знака) (В).

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры мучеников, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Велия Креста Твоего, Господи, сила…», 3-й: «Велия мученик Твоих, Христе, сила…», 4-й: «Пророцы, и апостоли Христовы…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «В женах Святая, Богородице…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, ходатайствовавшую…».

На повечерии поется служба прп. Даниила Столпника (с 11 декабря)[1].

На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ради…».

Кафизмы 16-я и 17-я[2]. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), мучеников на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. В храме Воскресения Христова при службе святого без знака в субботу воскресный канон рядового гласа является составным и включает в себя тропари из воскресного, Крестовоскресного и Богородичного канонов воскресной утрени отдаваемого гласа. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

В храме святого – канон мучеников со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – ин кондак мучеников, глас 1-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен мучеников. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Святых мученик память…», 2-й: «Царей и мучителей…», 3-й: «Силы святых ангел…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Без семене зачала еси…» (см. в стихирах на хвалитех).

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пречистая…».

На часах – тропарь мучеников. Кондаки мучеников читаются попеременно.

На Литургии блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мучеников; кондак храма, кондак мучеников, ин кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мучеников; кондак мучеников, ин кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Прокимен – мучеников и дня.

Аллилуиарий и причастен – мучеников (и дня)[3].

Апостол и Евангелие – мучеников и дня.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 8-й и глас 5-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 2-й: «Киими похвальными венцы…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 7-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Под кров Твой…».

По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, ходатайствовавшую…».

На повечерии поется служба прп. Даниила Столпника (с 11 декабря)[4].

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, ходатайствовавшую…».

Кафизмы 16-я и 17-я[5]. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней». Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Иоасафа…». Стихира святителя, глас 6-й: «Непрестанною молитвою…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни – седален святителя, глас 6-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры святителя, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «О, преславнаго чудесе!..», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Владычице, приими молитвы раб Твоих…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, ходатайствовавшую…».

На часах – тропарь и кондак святителя.

На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и дня[6].

Апостол и Евангелие – святителя и дня.

В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: святителя, глас 8-й и глас 5-й – 5, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава» – святителя, глас 2-й: «Киими похвальными венцы…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 7-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Под кров Твой…».

По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава» – тропарь мучеников, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, ходатайствовавшую…».

На повечерии поется служба прп. Даниила Столпника (с 11 декабря)[7].

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя (по выбору; дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, ходатайствовавшую…».

Кафизмы 16-я и 17-я[8]. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней». Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Иоасафа…». Стихира святителя, глас 6-й: «Непрестанною молитвою…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), святителя на 6 и мучеников на 4.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), святителя на 6 и мучеников на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни – кондак и икос мучеников, глас 4-й, ин кондак мучеников, глас 1-й; седален святителя, глас 6-й. «Слава» – седален мучеников, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «В напасти многоплетенныя…».

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава» – светилен мучеников, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Гора, юже провиде…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры святителя, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «О, преславнаго чудесе!..», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Владычице, приими молитвы раб Твоих…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава» – тропарь мучеников, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, ходатайствовавшую…».

На часах – тропарь святителя. «Слава» – тропарь мучеников. Кондак только святителя.

На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь мучеников; кондак святителя, кондак мучеников. «Слава» – ин кондак мучеников, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь мучеников; кондак храма, кондак святителя, кондак мучеников. «Слава» – ин кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и мучеников.

Апостол и Евангелие – святителя, мучеников и дня[9].


1 См.: Типикон, 11 декабря, Маркова глава.

2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

3 Аллилуиарии и причастны мучеников и дня совпадают.

4 См.: Типикон, 11 декабря, Маркова глава.

5 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

6 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

7 См.: Типикон, 11 декабря, Маркова глава.

8 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

9 Учитывая соотношение в богослужении данного дня прокимнов, Апостолов, аллилуиариев, Евангелий и причастнов, наиболее уместным будет прочитать Апостол и Евангелие дня (субботы) под зачало с чтениями мучеников.