17. Суббота. Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила.
Служба прор. Даниила и святых отроков шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха.
Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный…» и обычного начала).
На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 4-й – 3, и отроков, глас тот же – 3. «Слава» – пророка, глас 2-й: «Духовно нас, вернии…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Жертвы одушевленныя…», 3-й: «Честна смерть святых Твоих, Господи…», 4-й: «Имуще дерзновение…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – пророка, глас 6-й: «Даниил, муж желаний…».
По Трисвятом – тропарь святых, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века…».
На повечерии может петься[1] служба мчч. Севастиана и дружины его (с 18 декабря).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь святых, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…».
Кафизмы 16-я и 17-я[2]. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны:
В храме Господском, Богородицы и святого – канон пророка со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), отроков на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции)[3].
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.
По 3-й песни – кондак и икос пророка, глас 3-й; седален пророка, глас 8-й. «Слава» – седален отроков, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же[4].
По 6-й песни – кондак и икос отроков, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен пророка. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Кто не ужасается…», 2-й: «Ангелом сопричастницы…», 3-й: «Како вашим подвигом…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – святых, глас 6-й: «Мысленному Солнцу Правды…».
По Трисвятом – тропарь святых, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мати Святая…».
На часах – тропарь святых. Кондаки пророка и отроков читаются попеременно.
На Литургии блаженны пророка, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и отроков, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь святых; кондак храма, кондак отроков, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь святых; кондак отроков, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
Прокимен[5] – дня (субботы), глас 8-й: «Веселитеся о Господе и радуйтеся, праведнии», стих: «Блажени, ихже оставишася беззакония…»; и святых, глас 4-й: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев».
Апостол и Евангелие – субботы пред Рождеством Христовым[6], дня (под зачало) и святых.
Аллилуиарий[7] – дня (субботы) и святых, глас 4-й: «Воззваша праведнии, и Господь услыша их…», стих: «Многи скорби праведным…».
Причастен – дня (субботы) и святых: «Радуйтеся, праведнии…».
1 Ср.: Типикон, 11 декабря, Маркова глава.
2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
3 Ср.: Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 31 об.
4 В Минее сначала приводится седален отроков, а потом пророка. – Сост.
5 См.: Типикон, 18 декабря, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 375. В соответствии с общим уставом субботнего богослужения, можно считать допустимым пение прокимнов в следующем порядке: святых и дня (субботы).
6 Чтения субботы пред Рождеством Христовым переносятся на данную субботу по причине совпадения навечерия Рождества Христова с субботой. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 379–380.
7 Аллилуиарии и причастны дня (субботы) и святых совпадают.