18. Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Глас 5-й.

Мчч. Севастиана и дружины его. Свт. Модеста, архиеп. Иерусалимского. Прп. Севастиана Сохотского, Пошехонского. Прославление прав. Симеона Верхотурского (службу зри 12 сентября). Сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского[1].

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой святых отец (по Марковой главе Типикона под 18 декабря: «Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец»). Служба Недели пред Рождеством Христовым, святых отец, находится в Минее 18 декабря[2].

Примечание. Рядовая служба Минеи (мчч. Севастиана и дружины его) может быть перенесена на повечерие в пятницу вечера (ср.: Типикон, 11 декабря, Маркова глава).

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные (Октоиха), глас 5-й – 6, и отцов, глас 6-й – 4 (первая стихира: «Явися мира концем…» – дважды). «Слава» – отцов, глас тот же: «Даниил, муж желаний…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори…».

Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3.

На литии стихира храма и стихира отцов, глас 1-й: «Лучами облиставшеся…». «Слава» – отцов, глас 3-й: «Праотцев собор…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Без семене от Божественного Духа…».

На стиховне стихиры воскресные (Октоиха), глас 5-й. «Слава» – отцов, глас 2-й: «Радуйтеся, пророцы честнии…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь отцов, глас 2-й: «Велия веры исправления…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава» – тропарь отцов, глас 2-й: «Велия веры исправления…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (Октоиха)[3].

Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои гласа (Октоиха). Седален отцов по полиелее, глас 8-й: «Авраама, Исаака же и Иакова…». «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благодарственное похваление…». Степенны и прокимен – гласа (Октоиха). Евангелие воскресное 8-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный (Октоиха) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и отцов на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…»

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни – ипакои отцов, глас 8-й (единожды).

По 6-й песни – кондак («Рукописаннаго образа…») и икос отцов, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 8-й. «Слава» – светилен отцов: «Патриархов избраннии…», «И ныне» – Богородичен Минеи: «Агница Нескверная…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: Октоиха, глас 5-й – 4[4], и отцов, глас тот же – 4 (с припевами своими; первая стихира: «Возвыси твой глас…» – дважды). «Слава» – отцов, глас 8-й: «Законных учений сословие…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 8-я.

На часах[5] – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов: «Велия веры исправления…». Кондак только отцов («Рукописаннаго образа…»).

На Литургии блаженны гласа – 6 и отцов, песнь 3-я – 4.

По входе – тропарь воскресный, тропарь отцов, глас 2-й: «Велия веры исправления…». «Слава, и ныне» – кондак отцов, глас 6-й: «Рукописаннаго образа…».

Прокимен – Песнь отцев, глас 4-й: «Благословен еси, Господи Боже отец наших…», стих: «Яко праведен еси о всех…».

Апостол – Недели пред Рождеством Христовым (Евр., зач. 328).

Аллилуиарий – отцов, глас 4-й: «Боже, ушима нашима услышахом…», стих: «Спасл еси нас от стужающих нам…».

Евангелие – Недели пред Рождеством Христовым (Мф., зач. 1).

Причастен – воскресный: «Хвалите Господа…»; и отцов: «Радуйтеся, праведнии…».

Примечание. Согласно общепринятой традиции Русской Православной Церкви, накануне гражданского новолетия вечером (18 декабря ст. ст. / 31 декабря н. ст.) или в первый день гражданского нового года (19 декабря ст. ст. / 1 января н. ст.) совершается Молебное пение на Новый год[6].

30 ноября 1917 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, на заседании Отдела О богослужении, проповедничестве и храме, были приняты следующие положения (см. «Богословские труды», сб. 34, с. 334–335):

«Привнесение службы начала индикта, сиречь новаго лета в богослужение 1 января весьма желательно… Означенная служба в значительной своей части может быть объединена с последованием новогоднего молебного пения. В таком случае существующее в русской богослужебной практике молебное пение на Новый год должно быть переработано в чин уставного молебна с каноном…» (см. ниже. – Сост.).

Новогодний молебен[7].

Начальный возглас: «Благословено Царство…», после обычных предначинательных молитв – «Приидите, поклонимся…» и псалом 64-й: «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе…».

Великая ектения (с прошениями из существующего чина новогоднего молебна).

На «Бог Господь» – тропарь, глас 2-й: «Всея твари Содетелю…».

Псалом 50-й.

Канон «новому лету» (из службы 1 сентября), глас 1-й (без ирмосов). Припевы: «Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе».

По 3-й песни – катавасия: «Избави от бед рабы Твоя, Владыко Многомилостиве…». Ектения и седален индикта (из службы 1 сентября).

По 6-й песни – вышеуказанная катавасия. Ектения и кондак индикта, глас 2-й: «В Вышних Живый, Христе Царю…» (из службы 1 сентября). Прокимен, глас 4-й: «Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа»; стих: «Хвалите Господа, яко благ псалом». «Всякое дыхание…». Евангелие – Лк., зач. 13.

По 9-й песни: «Достойно есть». Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь индикта; «Слава, и ныне» – кондак индикта. Ектения сугубая (с прошениями из существующего новогоднего молебна), возглас.

Молитва (из того же молебна) и отпуст[8]. Многолетие.


1 Службу сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского, можно совершать по Минее дополнительной (М., 2005), по разделу «Служба общая священномученику Российскому XX века единому, архиерею или иерею» (С. 368–379), или по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011), по разделу «Служба обща священномученику Российскому XX века единому, архиерею или иерею» (С. 25–40). Тропарь и кондак сщмч. Фаддея см. в Минее дополнительной (М., 2005) на с. 129.

2 См.: Минея-Декабрь. М., 2002. Ч. 2. С. 50–73.

3 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5-го гласа: «Радуйся, двере Господня…».

4 Согласно Уставу, «на хвалитех стихиры воскресны – 3, и анатолиев – 1, и отцев – 4, глас 5-й» (Типикон, 18 декабря, Маркова глава).

5 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 279.

6 См.: Требник. М., 2000. С. 880–891; М., 2004. С. 542–559; Последование молебных пений. М.: Синодальная типография, 1905. СПб., 1996р. Л. 3–10 об.

7 Приведенный чин новогоднего молебна (с каноном из службы Минеи 1 сентября) может совершаться, по благословению настоятеля, вместо молебного пения на Новый год, помещенного в Требнике и в Последовании молебных пений (гл. 1).

8 Существует традиция произнесения на Новогоднем молебне отпуста: «Иже времена и лета в Своей власти положивый, Христос, истинный Бог наш…». Отпуст праздника Обрезания Господня (1 января ст. ст.): «Иже плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш…», указываемый в некоторых изданиях Требника (ср.: Требник. М., 2000. С. 891), произносить не следует, поскольку молебное пение на Новый год в современной практике Русской Церкви совершается в соответствии с гражданским новолетием (1 января н. ст. / 19 декабря ст. ст.). О произнесении великого отпуста на молебне см. Типикон, гл. 50, «Подобает ведати, како поется молебен на Святую Пасху».