24. Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Прмц. Евгении.

Служба прмц. Евгении не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства.

На вечерне[1] кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 5-й – 3, и преподобномученицы, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 2-й: «Се время приближися…» (догматик гласа не поется; см. Типикон, 20 декабря, 1-е «зри»).

Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Боже, Заступник мой еси Ты…», со стихом.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 1-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 6-й: «Сионе, торжествуй…».

По Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написовашеся иногда…» (единожды).

Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написовашеся иногда…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 16-я и 17-я[2]. Малые ектении. Седальны предпразднства (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: предпразднства со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и преподобномученицы на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона преподобномученицы.

По 3-й песни – седален преподобномученицы, глас 8-й. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же.

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке преподобномученицы, глас 2-й: «Благородия нравом…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Декабрь. Киев, 1893. Л. 222 об.) этот кондак также отсутствует.

По 6-й песни – кондак («Дева днесь Превечное Слово…») и икос предпразднства, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен предпразднства. «Слава, и ныне» – ин светилен предпразднства.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Гряди, Вифлееме…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «О, блаженное Богоотроковицы чрево…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Слава Тебе, Отче…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Радуйся, Яже Жизнь…».

По Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написовашеся иногда…» (единожды). Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…», возглас: «Яко милостив…». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Читается 1-й час, и бывает великий отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…».

Примечание. Чтение часов навечерия переносится на пятницу (23 декабря). В сочельник Рождества Христова (24 декабря) совершаются обычные трехпсалмные часы.

На часах – тропарь предпразднства («Написовашеся иногда…») и кондак предпразднства («Дева днесь Превечное Слово…»).

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написовашеся иногда…». «Слава, и ныне» – кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово…».

В храме Богородицы – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написовашеся иногда…», тропарь храма. «Слава» – кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написовашеся иногда…», тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово…».

Поется Трисвятое.

Прокимен[3] – дня (субботы), глас 8-й: «Веселитеся о Господе и радуйтеся, праведнии», стих: «Блажени, ихже оставишася беззакония…».

Апостол[4] – Гал., 207 зач[5].

Аллилуиарий – дня (субботы), глас 4-й: «Воззваша праведнии, и Господь услыша их…», стих: «Многи скорби праведным…».

Евангелие – Мф., 53 зач.

Поется «Достойно есть…».

Причастен – дня (субботы): «Радуйтеся, праведнии…».

Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…».

Примечание. «Вестно буди: Аще случится навечерие Христова Рождества в субботу или Неделю, пост не бывает…» (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»). Это предписание Устава означает, что в Рождественский сочельник, совпавший с субботой или воскресеньем, по совершении Литургии (до вечерни) разрешается немного подкрепиться пищей без масла: «По отпущении же [Литургии свт. Иоанна Златоуста, – Сост.] снедаем по уломку хлеба, и от вина вкушаем мало, и отходим в келлии своя. При часе же 7-м дне начинаем вечерню» (Там же; ср.: Типикон, 6 января, 2-е «зри»).

По установившейся церковной практике, сразу по окончании Литургии совершается 9-й час и великая вечерня праздника Рождества Христова. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе же 7-м дне», т. е. по-нашему – в 1-м часу дня (см. Типикон, 25 декабря)[6]. Таким образом, по мысли Типикона, великая вечерня совершается отдельно для того, чтобы обеспечить ей более торжественное служение. Бывает звон в великий кампан и во вся тяжкая (ср.: Типикон, 25 декабря).

По совершении 9-го часа[7] иерей произносит начальный возглас вечерни: «Благословен Бог наш…». Чтец или хор: «Аминь». Чтец[8]: «Приидите, поклонимся…» (трижды).

Примечание. Если 9-й час перед вечерней не совершался, то в начале вечерни должно быть прочитано обычное начало. Иерей: «Благословен Бог наш…». Чтец или хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» (трижды).

Псалом 103-й (читается). (Священник во время предначинательного псалма по обычаю читает светильничные молитвы перед царскими вратами.) Ектения великая.

«Блажен муж» – кафизма вся[9].

Примечание.После 1-го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Твоя держава…»; после 2-го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…»; после 3-го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Ты еси Бог наш…».

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Августу единоначальствующу на земли…». (Совершается обычное каждение.)

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися…», со стихами (по обычаю)[10].

Чтение восьми паримий праздника. После 3-й паримии, по обычаю, отверзаются царские врата. Чтец возглашает: «Глас шестый» и сам поет тропарь: «Тайно родился еси в вертепе…». По Уставу, как тропари, так и псаломские стихи следует петь. Но обычно, по установившейся практике, зафиксированной в Синодальных нотных изданиях, поются только последние слова тропаря. Поэтому исполнение этих тропарей со стихами совершается в следующем порядке:

Чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе, но Небо Тя всем проповеда, якоже уста, звезду предлагая, Спасе, и волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе», и сам поет: «С нимиже помилуй нас».

Певцы поют окончание тропаря: «С нимиже помилуй нас».

Чтец произносит 1-й стих: «Основания Его на горах святых, любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих, преславная глаголашася о тебе, граде Божий. Помяну Раав и Вавилона, ведущим Мя. И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С нимиже помилуй нас».

Чтец произносит 2-й стих: «И се иноплеменницы, и Тир, и людие Ефиопстии, сии быша тамо. Мати Сион речет: Человек, и Человек родися в нем, и Той основа и Вышний. И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С нимиже помилуй нас».

Чтец произносит 3-й стих: «Господь повесть в писании людей и князей сих, бывших в нем, яко веселящихся всех жилище в Тебе. И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С нимиже помилуй нас».

Чтец произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С нимиже помилуй нас».

Чтец произносит: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С нимиже помилуй нас».

Чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе, но Небо Тя всем проповеда, якоже уста, звезду предлагая, Спасе, и волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе», и сам поет его окончание: «С нимиже помилуй нас».

Затворяются царские врата. Так же исполняется тропарь и по 6-й паримии. На клиросе поют завершающие его слова: «Жизнодавче, слава Тебе».

По окончании 8-й паримии отверзаются царские врата. Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем…». Хор: «Аминь». (Трисвятое не поется.) Диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец: Прокимен, глас 1-й: «Господь рече ко Мне: Сын мой еси Ты, Аз днесь родих Тя»; стих: «Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое – концы земли».

Апостол – Евр., зач. 303.

Аллилуиарий, глас 5-й: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих[11]»; стих: «Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих»; стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь, и не раскается».

Примечание. Существует традиция совершения каждения перед чтением Евангелия (как на полной Литургии).

Евангелие – Лк., зач. 5[12]. (По обычаю, Евангелие читается диаконом на амвоне.)[13] После чтения Евангелия царские врата затворяются.

Сугубая ектения: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…»; молитва главопреклонения и возглас: «Буди держава Царствия Твоего…»[14].

Затем диакон: «Премудрость». Хор: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Хор: «Аминь. Утверди, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст (краткий праздничный) произносится в открытых царских вратах[15]: «Иже в вертепе родивыйся и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

По отпусте великой вечерни на середине храма поставляется горящий светильник, и около него изшедшие из алтаря священнослужители (по Уставу, «оба лика вкупе») поют тропарь праздника Рождества Христова, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш…», «Слава, и ныне» – кондак праздника, глас 3-й: «Дева днесь Пресущественнаго раждает…». (Величание не поется.) Затем поются многолетны: «Великаго господина…»[16].

Примечание. «И входим в трапезу, и ядим совершенно: рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочиво обварено, или кутию с медом: испиваем же и вина в славу Божию: в неимущих же странах пием пиво; предлагается же и чтение – поучение Кирилла, архиепископа Иерусалимскаго, емуже начало: Якоже убо во Иисуса Христа надеемся…» (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»).


1 Вечерня после возгласа «Благословен Бог наш…» начинается с «Царю Небесный…» и обычного начала, поскольку не предваряется 9-м часом.

2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).

3 См.: Типикон, 18 декабря, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 375.

4 Чтения субботы пред Рождеством Христовым переносятся на предшествующую субботу (17 декабря) по причине совпадения навечерия Рождества Христова с субботой. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 379–380.

5 По Уставу, указанные зачала, отмеченные на ряду в Апостоле и Евангелии как апостольское чтение среды 15-й седмицы по Пятидесятнице и евангельское чтение среды 6-й седмицы по Пятидесятнице, положено читать на Литургии навечерия Рождества Христова, пришедшегося на субботу.

6 Существует мнение, что статьи Типикона под 25 декабря имеют русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагают по современному счету. См.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44.

7 О тропаре и кондаке на 9-м часе см. выше.

8 Согласно Уставу, «Приидите, поклонимся…» и предначинательный (103-й) псалом читается предстоятелем, по сложившейся практике – чтецом.

9 Ср.: Типикон, 25 декабря, 2-е «зри».

10 Ср.: Там же.

11 В Апостоле: «…подножия ногама Твоима».

12 «В Московских церковных ведомостях, 1900, № 50, в статье О чтении Апостола и Евангелия на вечерне в навечерие Рождества Христова в субботу и Неделю (данную статью см. в «Богослужебных указаниях» на 2001 год, с. 632–641. – Сост.) замечено и основательно доказано, что в нашем Уставе – ошибка и что исправить ее надобно таким образом: в навечерие Рождества Христова всегда следует читать из Послания к Евреям, зачало 303, и Евангелие от Луки, зачало 5, и если навечерие случится в понедельник, вторник, среду, четверг и пяток, то читать на Литургии Василия Великого, сливающейся в один состав с вечерней; если же навечерие случится в субботу или воскресенье, то – на великой вечерне, совершаемой отдельно от Литургии Златоуста. Следовательно, праздничные чтения (Евр. 303 и Лк. 5) никогда и ни при каком условии не должны быть отменяемы и заменяемы другими.

В субботу пред Рождеством Христовым, если она с тем вместе будет субботой пред Неделей святых отцов, пред Рождеством Христовым, то есть если случится в период с 18 по 23 декабря, на Литургии Златоуста надобно читать Гал. 205 и Лк. 72. Если же сия суббота будет следовать за Неделей пред Рождеством Христовым, то есть если случится 24 декабря, то на Литургии Златоуста надобно читать Гал. 207 и Мф. 53; на вечерне же, как сказано выше, Евр. 303 и Лк. 5; что же касается Гал. 205 и Лк. 72, то они в этом случае читаются в субботу, предшествующую Неделе святых отцов, пред Рождеством Христовым» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 379–380).

13 При этом литургийный диалог диакона и священника перед чтением Евангелия («Благослови, владыко, благовестителя…», «Бог, молитвами святаго славнаго…») не произносится. После аллилуиария – «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия…», и далее по обычаю.

14 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 84.

15 На произнесение отпуста отверзаются царские врата.

16 Ср.: Минея, 25 декабря.