Понедельник сырный. Ап. от 70-ти Они́сима. Седмица сырная (масленица) – сплошная.

Прп. Пафну́тия, затворника Печерского, в Дальних пещерах.

Каждое богослужение сырной седмицы является подготовительным к Великому посту, и в состав его входят песнопения не только Октоиха и Минеи, но и Постной Триоди.

Служба ап. от 70-ти Они́сима не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди.

Примечание. Начиная с этого дня стихиры на стиховне Октоиха вечерние и утренние опускаются; вместо них до субботы 6-й недели поются стихиры самогласны дня из Триоди (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную вечера», 1-е «зри»).

На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й – 3, и апостола, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Жезло́м Твоего́предста́тельства…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небе́сная пою́т Тя, Благода́тная…».

По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Красоте́ де́вства Твоего́…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Красоте́де́вства Твоего́…».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет.

По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 7-й.

По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 1-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

Псалом 50-й.

Каноны:

1-я, 8-я и 9-я песни: канон апостола со ирмосом на 6 (ирмосы единожды)1 и трипеснцы Триоди на 8.

3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и апостола на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия – по 1-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона апостола, а по 1-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца).

По 3-й песни – седален апостола, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак апостола, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Без се́мене зачала́ еси…».

По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Ки́йждо, иде́же спаса́ется…».

На часах – тропарь и кондак апостола.

На Литургии антифоны вседневные.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь апостола; кондак дня, кондак апостола. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь апостола; кондак дня, кондак храма, кондак апостола. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

Апостол и Евангелие – дня.

Примечание. «Ве́домо же бу́ди: я́ко в понеде́льник сы́рныя седми́цы яди́м два́жды днем, сыр и я́ица» (см.: Типикон, гл 49-я, «В понедельник сырный на утрени»).

Сноски:

1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 432.