Суббота 1-й седмицы. Вмч. Фео́дора Ти́рона. Первое и второе Обре́тение главы Иоанна Предтечи (с 24 февраля).

Прп. Проко́пия Декаполи́та, исповедника.

Прп. Ти́та, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Ти́та Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах.

На этот день, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, переносится со среды, 24 февраля, празднование Первого и второго Обре́тения главы Иоанна Предтечи (см. Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы).

Служба совершается по 9-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «А́ще ли случи́тся Обре́тение честны́я главы́ Предте́чевы в суббо́ту 1-я неде́ли посто́в».

Повечерие великое без поклонов:

По 1-м Трисвятом1 – тропарь Предтечи, глас 4-й; тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

По 2-м Трисвятом – тропари Часослова, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».

По «Слава в вышних…» поется заупокойный канон Октоиха, 8-го гласа с утрени субботы (без ирмосов)2, а также – служба прп. Васи́лия исповедника (с 28 февраля)3.

Примечание. «Ве́домо да есть, яко после́дование Мине́и, прилуча́ющихся святы́х в суббо́ты и Неде́ли святы́я Четыредеся́тницы, пое́тся в повече́риях, или́ егда́ изво́лит екклисиа́рх» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]», 3-е «зри»). «Кано́ны же в Мине́и настоя́щия суббо́ты и Неде́ли пое́м, егда́ изво́лит екклисиа́рх: еди́н у́бо пое́м в повече́рии пятка́, други́й же кано́н пое́м в повече́рии Неде́ли» (см.: Триодь Постная, в пяток вечера 1-й седмицы).

После канонов – «Достойно есть».

По 3-м Трисвятом – кондак Предтечи, глас 2-й4 (вместо «Господи Сил…»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Пресла́вная Присноде́во…», «Упова́ние мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».

Полунощница обычная – субботняя.

Утреня. Начало субботней утрени: по возгласе «Благословен Бог наш…», чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).

Примечание. Субботнее богослужение святой Четыредесятницы не имеет особенностей седмичных великопостных служб.

На «Бог Господь» – тропарь Предтечи, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

Кафизмы 16-я и 17-я5.

После 16-й кафизмы – малая ектения. Седален Предтечи, глас 4-й: Яко Боже́ственное сокро́вище…» (см. по 1-м стихословии); ин седален Предтечи, глас тот же: «Изда́вшися, яко зла́то от руды́…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Никогда́же премолчи́м…» (см. по 2-м стихословии)6.

После 17-й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

Полиелей. Величание Предтечи и избранный псалом. Седален Предтечи по полиелее, глас 8-й: «Крести́телева глава́…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благодари́м Тя при́сно, Богоро́дице…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Предтечи, глас 4-й: «Та́мо возращу́ рог Дави́ду7, угото́вах свети́льник пома́занному Моему́»; стих: «Помяни́, Го́споди, Дави́да и всю кро́тость его́». Евангелие – Предтечи. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна…». Стихира Предтечи, глас 6-й: «Я́же пе́рвее на блю́де…».

Каноны: Предтечи со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды)8 и вмч. Феодора (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…»9.

Катавасия «Отве́рзу уста́ моя…».

По 3-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 2-й10; седален Предтечи, глас 8-й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору)11, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи. «Слава» – светилен вмч. Феодора, « И ныне» – Богородичен Триоди.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: Предтечи, глас 4-й – 3, и вмч. Феодора, глас 1-й – 3; затем стих: «Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде / и упова́ет на Него́», и стихира Предтечи, глас 6-й: «Всечестну́ю главу́…» (см. славник на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас тот же: «Свяще́ния дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

На часах – тропарь Предтечи. «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки Предтечи и вмч. Феодора читаются попеременно12.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны Предтечи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки13:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь Предтечи, тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь Предтечи, тропарь храма, тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – святых (Предтечи и вмч. Феодора)14.

Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и Предтечи.

Примечание. «На трапе́зе чте́м сло́во похва́льное о святе́м Фео́доре, свята́го Григо́рия Ни́сскаго. И яди́м бо́б обваре́нный, с ма́слинами бе́лыми и че́рными. Причаща́емся же и варе́ния с ма́слом прилучи́вшагося, и ко́лива; вина́ же испива́ем по красово́лю, ра́ди свята́го. Сие́ же прия́хом от ла́вры преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы и от богоно́снаго отца́ на́шего Евфи́мия. [Зри] Ве́дати подоба́ет, я́ко два́жды прия́хомя́сти ры́бы в се́й Вели́кий по́ст: в пра́здник Благове́щения и Цветоно́сия» (Триодь Постная, л. 143).

Сноски:

1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 562.

2 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 13 февраля (примечание на повечерии). Типикон (9-я Маркова глава под 24 февраля) сначала указывает канон о усопших, а затем – рядового святого.

3 О порядке пения служб на повечерии см. 2 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

4 В Минее-Февраль (М., 2002. С. 696) неточность – указан не тот глас.

5 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.

6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564.

7 В Служебнике: «Дави́дови».

8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564.

9 О редакции библейских песней в субботу 1-й седмицы Великого поста см.:Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264, 565.

10 В Минее-Февраль (М., 2002. С. 696) неточность – указан не тот глас.

11 Расширительно толкуя схематичные указания Типикона относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак и икос Предтечи, глас 2-й; седален Предтечи, глас 8-й, седален вмч. Феодора, глас тот же. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

12 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565.

13 Там же. С. 566.

14 Прокимны, аллилуиарии и причастны Предтечи и вмч. Феодора совпадают. Ср.: Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава.