Понедельник сырный. Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфе́ния, еп. Лампсаки́йского. Седмица сырная (масленица) – сплошная.
Прп. Луки́ Елла́дского.
Каждое богослужение сырной седмицы является подготовительным к Великому посту, и в состав его входят песнопения не только Октоиха и Минеи, но и Постной Триоди.
Примечание. Начиная с этого дня стихиры на стиховне Октоиха вечерние и утренние опускаются; вместо них до субботы 6-й недели поются стихиры самогласны дня из Триоди (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную вечера», 1-е «зри»)1.
Служба прп. Парфе́ния, еп. Лампсаки́йского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Сретения Господня и службой Триоди (по 10-й Марковой главе Типикона под 2 февраля: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся попра́зднство Сре́тения Госпо́дня в понеде́льник, или́ во вто́рник, или́ в четверто́к сы́рныя неде́ли»)2.
Примечание. Служба прп. Луки́ Елла́дского может быть перенесена на повечерие3.
На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 6-й – 3 (см. 7 февраля, в службе прп. Парфе́ния, еп. Лампсаки́йского, на стиховне вечерни), и святителя, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «На рука́х ста́рческих…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Да отве́рзется дверь…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст: «Иже во объя́тиих…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны:
1-я, 8-я и 9-я песни: праздника со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды)4, святителя на 2 («3 стиха на два»)5 и трипеснцы Триоди на 8.
3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: праздника со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), святителя на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия – по 1-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона святителя, а по 1-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца).
По 3-й песни – кондак святителя, глас 3-й; седален Триоди, глас 1-й: «Отверзо́шася Боже́ственнаго покая́ния преддве́рия…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален святителя, глас 3-й: «Испо́лнь Ду́ха Боже́ственнаго…», «И ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Роди́лся еси на земли́…».
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й (см. 2 февраля).
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Ду́хом во святи́лищи…» (см. 2 февраля). «Слава, и ныне» – тот же светилен.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника, глас 2-й – 4 (см. 7 февраля, в службе прп. Парфе́ния, еп. Лампсаки́йского, на стиховне утрени; первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Ра́дуйся, Я́же ра́дость…» (см. там же).
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет…». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Ра́дуйся, Я́же ра́дость…» (см. 7 февраля, в службе прп. Парфе́ния, еп. Лампсаки́йского, на стиховне утрени).
Примечание. Типикон не уточняет, какая именно стихира праздника должна петься на «И ныне» стиховен утрени. В этом случае можно считать допустимым и повторение стихиры праздника, глас 2-й: «Ра́дуйся, Я́же ра́дость…» (см. 7 февраля, в службе прп. Парфе́ния, еп. Лампсаки́йского, на стиховне утрени), и пение иной стихиры праздника из рядовой службы Минеи 7 февраля (по выбору).
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст 1-го часа: «Иже во объя́тиих…».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондак только праздника.
На Литургии блаженны праздника, песнь 8-я – 6 (со ирмосом).
На входе – «…во святых Дивен сый…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника, тропарь святителя, кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник праздника.
Отпуст: «Иже во объя́тиих…».
Примечание. «Ве́домо же бу́ди: я́ко в понеде́льник сы́рныя седми́цы яди́м два́жды днем, сыр и я́ица» (см.: Типикон, гл 49-я, «В понедельник сырный на утрени»).
Сноски:
1 В седмичные дни попразднства Сретения Господня Октоих не поется. На стиховне вечерни и утрени вместо стихир Минеи поются стихиры Триоди.
2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 455–458.
3 О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
4 Устав (см.: Типикон, 2 февраля, 10-я Маркова глава) не уточняет, сколько раз поется ирмос канона праздника в песнях с трипеснцами. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 456–457), в данном случае ирмос канона праздника должен петься дважды.
5 Данное указание Типикона означает, что в каноне святителя во всех песнях (кроме 6-й) первые два тропаря соединяются и поются «за един». В 6-й песни тропари святителя не объединяются в один. Богородичны канона святителя во всех песнях опускаются.