Суббота. Вмч. Фео́дора Ти́рона. Сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца.
Прп. Варна́вы Гефсима́нского, Ра́донежского.
Служба вмч. Фео́дора Ти́рона шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца (Б).
А. На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 2-й и глас 4-й — 6. «Слава» — великомученика, глас 6-й: «Свяще́ния дар…», «И ныне» — догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» — 2-й: «Щито́м ве́ры…», 3-й — тот же, 4-й: «О земны́х всех…»; припевы обычные со стиховны — см. Часослов). «Слава» — великомученика, глас 8-й: «Страда́льческим му́жеством…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чи́стая Де́во…».
По Трисвятом — тропарь великомученика, глас 2-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».
На малом повечерии поется служба свт. Льва, папы Римского, с 18 февраля (ср.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»)1.
На утрене на «Бог Господь» — тропарь великомученика, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».
Кафизмы 16-я и 17-я2. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны:
В храме Воскресения Христова — канон воскресный рядового гласа (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), великомученика на 6 и Октоиха (мученичный) на 4.
Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.
В храме Господском и Богородицы — канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), великомученика на 6 и Октоиха (мученичный) на 4.
В храме святого — канон великомученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы мученичного канона Октоиха.
По 3-й песни — седален великомученика, глас 4-й (дважды)3. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос великомученика, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен великомученика. «Слава» — ексапостиларий Октоиха, «И ныне» — Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й (мученичны из числа стихир на хвалитех — 1-й: «Благослове́но во́инство…», 2-й: «Страстоно́сцы Твои́, Го́споди…», 3-й: «Святи́и му́ченицы…»; припевы обычные со стиховны — см. Часослов). «Слава» — великомученика, глас 2-й: «Боже́ственных даро́в…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Прииди́те, Ма́терь Све́та…».
По Трисвятом — тропарь великомученика, глас 2-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Ма́ти Свята́я…».
На часах — тропарь и кондак великомученика.
На Литургии блаженны великомученика, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и Октоиха — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь великомученика; кондак храма, кондак великомученика. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Яко начатки естества…».
В храме святого — тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь великомученика; кондак великомученика. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Яко начатки естества…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — великомученика и дня.
Апостол и Евангелие — великомученика и дня.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 3-й — 8 (первая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя — 3.
На стиховне стихиры святителя, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Святи́телю Ермоге́ну…».
По Трисвятом — тропарь святителя, глас 4-й: «Росси́йския земли́ первопресто́льниче…». «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».
На малом повечерии — поется служба свт. Льва, папы Римского, с 18 февраля (ср.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»)4.
На утрене на «Бог Господь» — тропарь святителя, глас 4-й: «Росси́йския земли́ первопресто́льниче…» (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».
Кафизмы 16-я и 17-я5. Малые ектении. Седальны святителя.
Полиелей. Величание святителя и избра́нный псалом: «Услы́шите сия́ вси язы́цы…»6. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Прему́драго иера́рха восхва́лим, яко ко́рмчаго…». «Слава» — ин седален святителя по полиелее, глас тот же: «Прему́драго иера́рха восхва́лим, яко А́нгела…», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Ублажи́м Честне́йшую…». Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язы́к его́ возглаго́лет суд». Евангелие святителя — Ин., зач. 35 (от полу́). По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 4-й: «Предста́тель тепле́йший…».
Каноны:
В храме Господском и Богородицы — канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.
В храме святого — канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни — седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос святителя, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 7-й — 6. «Слава» — святителя, глас тот же: «Прииди́те, ублажи́м па́стыря до́браго…», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Прииди́те, восхва́лим Прехва́льную…».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь святителя, глас 4-й: «Росси́йския земли́ первопресто́льниче…». «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».
На часах — тропарь и кондак святителя.
На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — святителя и дня7.
Апостол и Евангелие — святителя и дня.
Сноски:
1 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
3 При совершении седмичного богослужения в соединении со службой шестеричного святого седален святого поется дважды (ср.: Типикон 5 сентября; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 112). При описании субботнего богослужения об этой особенности в Уставе умалчивается (ср.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 162).
4 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
5 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.
6 Величание, избранный псалом, прокимен и Евангелие на утрене даны на основании «Службы общей святителю единому» (Минея общая, гл. 10), так как литургийные чтения сщмч. Ермогена — святительские.
7 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.