Неделя о блудном сыне. Глас 1-й. Попразднство Сретения Господня.
Правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы. Равноап. Никола́я, архиеп. Япо́нского. Блгв. кн. Романа Угличского.
Иконы Божией Матери, именуемой «Умягче́ние злых сердец» или «Симео́ново прорече́ние».
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и службой попразднства Сретения Господня (по 9-й Марковой главе Типикона под 2 февраля: «А́ще случи́тся попра́зднство Сре́тения Госпо́дня в Неде́лю фарисе́еву, или́ блу́днаго, или́ мясопу́стную»).
Примечание. Служба правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера (ср.: Триодь Постная, «Неделя… мытаря и фарисея», 1-е «зри»)1.
На великой вечерне «Блажен муж» кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, Триоди, глас тот же – 3 (первая стихира – дважды), и праздника, глас тот же – 3 (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы). «Слава» – Триоди, глас 2-й: «О, коли́ких благ…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихиры праздника, глас 1-й (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы, на стиховне вечерни, без припевов), и стихиры Триоди, глас 2-й: «Блу́днаго глас…», и глас 8-й: «Ижди́х блу́дно…» (см. на хвалитех)2. «Слава» – Триоди, глас 4-й: «Яко блу́дный сын…» (см. славник на литии), «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Свяще́ннаго Свяще́нная Де́ва…» (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы, на стиховне утрени).
На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Оте́ческаго да́ра…», «И ныне» – праздника, глас 1-й: «Днесь дре́вле Моисе́ю…» (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы).
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные3.
Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На река́х Вавило́нских…»4. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди на 4 и праздника на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия праздника «Су́шу глубороди́тельную…»5.
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й. «Слава» – седален Триоди, глас тот же: «Объя́тия О́тча…», «И ныне» – седален праздника, глас 3-й: «От Де́вы Тя воплоще́нна…» (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы).
По 6-й песни – кондак и икос Триоди, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» – светилен Триоди (по выбору)6, «И ныне» – светилен праздника: «Ду́хом во святи́лищи…» (см. 2 февраля)7.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и праздника, глас 6-й и глас 2-й – 4 (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы, на стиховне утрени, со славником и припевами своими). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «О́тче Благи́й…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 1-я.
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондаки Триоди и праздника читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 6-я – 4, и праздника, песнь 1-я – 4.
На входе – «…Воскресы́й из мертвых…».
По входе – тропари и кондаки:
Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков в 9-й Марковой главе Типикона под 2 февраля излагается без учета посвящения храма: тропарь воскресный, тропарь праздника. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак праздника. Согласно общему уставу, в храме святого может петься тропарь и кондак храма. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 423, 428–431.
В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак праздника.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма; кондак Триоди. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и праздника.
Примечание. 9-я Маркова глава Типикона под 2 февраля умалчивает о прокимне, аллилуиарии и причастне праздника, но в соответствии с общим уставом они должны петься. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 425, 427.
Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне.
Задостойник праздника.
Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».
Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню. Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя… блуднаго сына», «зри»).
Примечание. «Ве́домо же да есть, я́ко после́дование прилуча́ющихся святы́х в суббо́ту, и в Неде́лю мясопу́стную, пое́тся в мимоше́дших повече́риях. Та́кожде о суббо́те и Неде́ли сыропу́стной твори́м: или́ ка́ко настоя́тель изво́лит, кроме́ а́ще где случи́тся вели́каго свята́го па́мять» (Триодь Постная, «Неделя… блуднаго сына», «зри»).
Сноски:
1 О порядке пения служб на повечерии см. 26 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
2 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 4-й: «Яко блу́дный сын…», поется на «Славу» литийных стихир.
3 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаврии́лу веща́вшу…».
4 «Полиеле́й: обы́чныя два псалма́. Припева́ем же к сим и тре́тий псало́м: На река́х Вавило́нских со Аллилу́иею кра́сною» (Типикон, гл. 49-я, «Неде́ля, в ню́же чте́тся свяще́нное и свято́е Ева́нгелие, при́тчи блу́днаго сы́на»).
5 В Триоди Постной в Неделю о блудном сыне на утрене назначена катавасия «Моисейскую песнь…» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 10, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи: ведь Неделя о блудном сыне может случиться в период с 18 января по 22 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о блудном сыне случится с 18 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Су́шу глубороди́тельную землю…». Если Неделя о блудном сыне случится с 10 по 22 февраля (включительно), то катавасия – «Моисейскую песнь…», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другую ничего не говорится.
6 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 9-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: ексапостиларий воскресный 1-й; светилен Триоди: «Бога́тство, е́же ми дал еси…»; «Слава» – ин светилен Триоди: «Расточи́х бога́тство…», «И ныне» – светилен праздника: «Ду́хом во святи́лищи…» (см. 2 февраля).
7 Ср.: Минея-Февраль. Киев, 1893. Л. 31 об.–32.