Неделя мясопу́стная, о Страшном Суде. Глас 3-й. Сре́тение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Заговенье на мясо.
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и службой праздника Сретения Господня (по 2-й Марковой главе Типикона под 2 февраля: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся пра́здник Сре́тения Госпо́дня в Неде́лю мытаря́ и фарисе́я, или́ блу́днаго, или́ мясопу́стную, или́ сыропу́стную»)1.
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 3, Триоди, глас 6-й – 4, и праздника, глас 1-й – 3. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Егда́ поста́вятся престо́ли…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Да отве́рзется дверь Небе́сная…» (догматик гласа не поется).
Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3.
На литии стихиры праздника, глас 1-й: «Ве́тхий де́ньми, И́же зако́н дре́вле в Сина́и…», «Днесь дре́вле Моисе́ю…», глас 2-й: «Ему́же вы́шнии служи́телие…»2; и стихиры Триоди (см. на хвалитех утрени, без припевов)3, глас 6-й: «Помышля́ю день о́ный…», «О каковы́й час тогда́…»4. «Слава» – Триоди, глас 7-й: «Госпо́дни разуме́вше за́поведи…» (см. на литии), «И ныне» – праздника, глас 5-й: «Ве́тхий де́ньми, младе́нствовав пло́тию…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Увы́ мне, мра́чная душе́…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «И́же на Херуви́мех носи́мый…».
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные5.
Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На река́х Вавило́нских…». Величание6 праздника: «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и чтим Пречи́стую Ма́терь Твою́, Е́юже по зако́ну ны́не прине́слся еси в храм Госпо́день», и избранный псалом7. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален праздника, глас 1-й: «Лик А́нгельский…» (см. по 1-м стихословии), ин седален праздника, глас тот же: «Сый со Отце́м на Престол́е святе́м…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален праздника по полиелее, глас 4-й: «Младе́нствуеши мене́ ра́ди…». Степенны – гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Отры́гну се́рдце мое́ сло́во бла́го, глаго́лю аз дела́ моя́ Царе́ви». Евангелие – праздника (Лк., зач. 8). «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…», «И ныне» – тот же стих. Стихира праздника, глас 6-й: «Да отве́рзется дверь Небе́сная…»8.
Примечание. «Хотя Слава: Молитвами Богородицы…, И ныне: Молитвами Богородицы…, Помилуй мя, Боже… в Типиконе не указаны,… но не видим оснований к замене этих песнопений покаянными, тем более что стихира праздника поименована» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 405).
Примечание. По традиции, Евангелие полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, 8 сентября, 1-я Маркова глава)9.
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Триоди на 6 и праздника на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия праздника: «Су́шу глубороди́тельную…»10.
По 3-й песни – кондак Триоди, глас 1-й: «Егда́ прии́деши, Бо́же…», и икос, глас тот же; седален Триоди, глас 6-й: «Помышля́ю день стра́шный…», или ин седален Триоди, глас тот же: «Во юдо́ли пла́ча…» (по выбору)11. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «На горе́ Сина́йстей…».
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую». (Припевы праздника не поются.)
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» – светилен Триоди: «Стра́шный день Суда́…», или ин светилен Триоди: «Се день гряде́т…» (по выбору)12, «И ныне» – светилен праздника: «Ду́хом во святи́лищи…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 3-й – 4, и праздника, глас 4-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечерни); затем стих: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́», и стихира Триоди, глас 8-й: «Дании́л проро́к…» (см. на хвалитех). «Слава» – Триоди, глас 1-й: «Предочи́стим себе́, бра́тие…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с особыми дополнительными стихами: 1-й – «Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, / по глаго́лу Твоему́, с ми́ром»; 2-й – «Свет во открове́ние язы́ков / и сла́ву люде́й Твои́х Изра́иля», 3-й – «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец»13.
Пред 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 3-я.
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондаки праздника и Триоди читаются попеременно.
На Литургии антифоны изобразительны.
Блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 3-я – 4, и праздника, песнь 6-я – 4.
Входное праздника: «Сказа́ Госпо́дь спасе́ние Свое́, пред язы́ки откры́ пра́вду Свою́»14.
Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).
По входе – тропарь воскресный, тропарь праздника. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен и аллилуиарий – Недели мясопустной и праздника.
Апостол и Евангелие – Недели мясопустной и праздника.
Задостойник праздника – припев: «Богородице Дево, упова́ние христиа́ном…», и ирмос: «В зако́не се́ни…» (задостойник поется на Литургии до отдания праздника Сретения Господня).
Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода с Небе́с…», и праздника: «Ча́шу спасе́ния прииму́…».
Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…» (как на утрене).
Примечание. Начиная с понедельника и до Пасхи мясо в пищу не употребляется.
Примечание. «А́ще ли случи́тся Рождество́ Богоро́дицы, или́ Сре́тение, или́ Успе́ние, в сре́ду и пято́к, разреша́ем на ры́бу и вино́» (Типикон, глава 33-я).
С 3 по 5 февраля – попразднство Сретения Господня.
6 февраля – отдание праздника Сретения Господня15.
Сноски:
1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 393–431.
2 «На лити́и стихи́ры пра́здника, глас 1-й: Ве́тхий де́ньми… и про́чих две. Та́же в Трио́ди хвали́тных два стиха́» (Типикон, 2 февраля, 2-я Маркова глава).
3 «Того́ ра́ди вчини́ся пе́тися Трио́ди хвали́тным стиха́м в лити́ю на вече́рни, за е́же не оста́вити трио́днаго стиха́ ни еди́наго, е́же ему́ не пе́тися» (Типикон, 2 февраля, 2-я Маркова глава, 4-е «зри»).
4 Хвалитные стихиры Триоди, глас 8-й: «Дании́л проро́к…», и глас 1-й: «Предочи́стим себе́, бра́тие…», не переносятся на литию, а поются на хвалитех утрени.
5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, хода́тайствовавшую…».
6 Ср.: Типикон, 2 февраля, 2-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 403.
7 При пении избра́нного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».
8 Покаянные песнопения Триоди («Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», и проч.) по 50-м псалме не поются.
9 «Степе́нна гла́са. Проки́мен и Ева́нгелие пра́здника. Та́же, Воскресе́ние Христо́во, псало́м 50-й. И целова́ние Ева́нгелия по обы́чаю» (Типикон, 8 сентября, 1-я Маркова глава).
10 Катавасия Триоди: «Помо́щник и Покрови́тель…», не поется.
11 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак Триоди, глас 1-й: «Егда́ прии́деши, Бо́же…», и икос, глас тот же; седален Триоди, глас 6-й: «Помышля́ю день стра́шный…»; «Слава» – ин седален Триоди, глас тот же: «Во юдо́ли пла́ча…», «И ныне» – седален праздника, глас 4-й: «На горе́ Сина́йстей…».
12 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 9-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: ексапостиларий воскресный 3-й, светилен Триоди: «Стра́шный день Суда́…»; «Слава» – ин светилен Триоди: «Се день гряде́т…», «И ныне» – светилен праздника: «Ду́хом во святи́лищи…».
13 Из-за совпадения Сретения Господня с воскресным днем отпуст праздничный: «Иже во объя́тиих праведнаго Симеона носи́тися изво́ливый нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш…», не произносится, поскольку заменяется воскресным отпустом: «Воскресы́й из мертвых…».
14 См.: Типикон, 2 февраля, 2-я Маркова глава. «Прииди́те, поклони́мся… Воскресы́й из ме́ртвых…» не поется, кроме архиерейских богослужений (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 380–383).
15 «А́ще ли случи́тся [пра́здник Сре́тения Госпо́дня, – Сост.] в Неде́лю мясопу́стную, или́ в понеде́льник сы́рныя неде́ли: и отдае́тся в четверто́к тоя́же неде́ли» (см.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 2-е «зри», «Ука́з о пра́зднице Сре́тения Госпо́дня, а́ще в кой день Сре́тение бу́дет, или́ в кой день случи́тся отда́ние его́»). Ср.: Типикон, 9 февраля, 3-я Маркова глава.