Среда сырная. Попразднство Сретения Господня. Мц. Ага́фии.

Иконы Божией Матери, именуемой «Взыска́ние поги́бших». Свт. Феодо́сия, архиеп. Черни́говского (службу зри 9 сентября).

Служба мц. Агафии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Сретения Господня и службой Триоди (по 11-й Марковой главе Типикона под 2 февраля: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся попра́зднство Сре́тения Госпо́дня на сы́рной неде́ле в сре́ду, или́ пято́к»)1.

На вечерне2 кафизма 9-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 33, и мученицы, глас 4-й – 3. «Слава» – мученицы, глас 8-й: «Пресла́вно чу́до бысть…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Иже на Херуви́мех носи́мый…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Ему́же вы́шнии…».

По Трисвятом – тропарь мученицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н…». Молитва: «Небесный Царю́…» [или: «Утверди́, Боже…»]4, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами)5. Чтец: «Аминь»6. Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Иже во объя́тиих…», и многолетны.

Совершается великое повечерие (на повечерии пение везде заменяется чтением). После окончания вседневного славословия («Слава в вышних Богу…») – поется 1-й трипеснец Триоди с утрени сырной среды, глас 2-й (без ирмосов)7.

По «Достойно…» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами бу́ди…», но – кондак праздника, глас 1-й: «Утро́бу Деви́чу освяти́вый…».

Чтец: «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь»8. Молитвы: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Влады́ко…», «Пресла́вная Присноде́во…», «Упова́ние мое…». Иерей: «Слава Тебе, Христе́ Боже…». Хор или чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве…»). Обычное прощение от настоятеля и ектения: «Помо́лимся о Великом Господине…», в конце которой иерей глаголет: «Рцем и о себе саме́х». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Хор: «Аминь».

Полунощница вседневная с молитвой прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) после «Честнейшую».

На утрене9 на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Песнь 1-я – канон праздника со ирмосом на 610, мученицы на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).

Песнь 3-я – канон праздника со ирмосом на 411, мученицы на 2 (без ирмоса, «пе́рвыя два стиха́ за еди́н»12), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса) и 2-й13 трипеснец Триоди на 4 (без ирмоса)14.

На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Непло́дствовавший мой ум…».

По 3-й песни – малая ектения; кондак мученицы, глас 4-й; седален Триоди, глас 2-й: «С ми́ром прейти́…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален мученицы, глас 3-й, «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «От Де́вы Тя воплоще́нна…».

Песнь 4-я – канон праздника со ирмосом на 6, мученицы на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).

Песнь 5-я – канон праздника со ирмосом на 6, мученицы на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).

Песнь 6-я – канон праздника со ирмосом на 6, мученицы на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).

На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 4-й: «Я́коже проро́ка Ио́ну…».

По 6-й песни – малая ектения; кондак и икос праздника, глас 1-й.

Песнь 7-я – канон праздника со ирмосом на 6, мученицы на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).

Песнь 8-я – канон праздника со ирмосом на 4, мученицы на 2 (без ирмоса, «пе́рвыя два стиха́ за еди́н»), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса) и 2-й трипеснец Триоди на 4 (без ирмоса). «Хва́лим, благослови́м…».

На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «В купине́ Моисе́ю Де́вы чу́до…».

На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.)

Песнь 9-я – канон праздника со ирмосом на 4, мученицы на 2 (без ирмоса, «пе́рвыя два стиха́ за еди́н»), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса) и 2-й трипеснец Триоди на 4 (без ирмоса).

На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Преесте́ственно пло́тию заче́ншую…».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Светилен мученицы. «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Ду́хом во святи́лищи…» (см. 2 февраля).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 2-й – 4 (см. 5 февраля, в службе мц. Агафии, на стиховне утрени; без стиховных припевов; первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Ра́дуйся, Я́же ра́дость…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет…». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Ра́дуйся, Я́же ра́дость…» (см. 5 февраля, в службе мц. Агафии, на стиховне утрени).

Примечание. Типикон не уточняет, какая именно стихира праздника должна петься на «И ныне» стиховен утрени. В этом случае можно считать допустимым и повторение стихиры праздника, глас 2-й: «Ра́дуйся, Я́же ра́дость…» (см. 5 февраля, в службе мц. Агафии, на стиховне утрени), и пение иной стихиры праздника из рядовой службы Минеи 5 февраля (по выбору).

«Благо есть…» (единожды)15. Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь мученицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н…». Молитва: «Небесный Царю́…» [или: «Утверди́, Боже…»]16, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.

Примечание. На часах кафизм не положено. Ударов на каждом часе в колокол, как это принято Великим постом, нет.

На всех часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь мученицы17. Кондак только праздника. Конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

На 1-м часе – стихи часа: «Стопы́ моя́ напра́ви…» и «Да испо́лнятся уста́ моя́…» – читаются18. После возгласа: «Боже, уще́дри ны…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Непосредственно после поклонов19 иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». Вместо «Взбранной Воево́де…», по традиции, поется кондак праздника, глас 1-й: «Утро́бу Деви́чу освяти́вый…». Отпуст 1-го часа: «Иже во объя́тиих…», и многолетны.

На 6-м часе после Богородична часа: «Яко не и́мамы дерзнове́ния…», чтец – тропарь пророчества (Триоди), глас 3-й: «Царю́ Святы́й…», «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6-й: «Спаси́, Господи, лю́ди Твоя…»; стих: «К Тебе, Господи, воззову́…»20. Иерей (или диакон): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Ио́илева чтение». Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. По окончании чтения иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 7-й: «Господь крепость людем Своим даст…»; стих: «Принеси́те Го́сподеви, сы́нове Божии…». После пения прокимна чтец: «Скоро да предваря́т ны…», и прочее последование часа. После молитвы 6-го часа: «Боже и Господи Сил…» – «Приидите, поклонимся…» (трижды) и 9-й час. После молитвы 9-го часа: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш…», начинаются изобразительны. (По традиции, открывается завеса царских врат.)

Примечание. «По 9-м часе́, пое́м блаже́нны ско́ро без пе́ния, и про́чее» (Типикон, 2 февраля, 11-я Маркова глава). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 459–460), в Типиконе недомолвка, и изобразительны следует начинать так, как это предписано в среду и пяток сырной седмицы (с псалма: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода…). Однако он допускает и возможность того, что в Уставе содержится указание на великопостное начало изобразительных (с блаженн: Во Царствии Твоем…).

Изобразительны читаются: «Благослови́, душе́ моя, Го́спода…», «Слава» – «Хвали́, душе́ моя, Го́спода…», «И ныне» – «Единородный Сыне…». Блаженны без пения: «Во Царствии Твоем…». «Слава, и ныне» – «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…», «Помяни нас, Святый…», «Лик Небесный…», «Приступи́те к Нему…», «Лик Небесный…». «Слава» – «Лик святых Ангел…», «И ныне» – «Верую…», «Осла́би, оста́ви…», «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Аминь», и читает кондаки.

Кондаки:

В храме Господском и святого – кондак храма. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – кондак мученицы. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

И сразу начинается вечерня21. Чтец: «Аминь»22. «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), 103-й псалом. Великая ектения. Стихословится 12-я кафизма, после которой – малая ектения.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника (см. 2 февраля), глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Да отве́рзется дверь Небе́сная…».

Входа нет. «Свете Тихий». Диакон (или иерей) возглашает (в алтаре): «Вонмем». Иерей: «Мир всем»23. Чтец: «И духови твоему». Диакон (или иерей): «Премудрость. Вонмем». Чтец – прокимен Триоди (дня), глас 5-й: «Боже, во имя Твое спаси мя…»; стих: «Боже, услыши молитву мою…». Диакон (или иерей): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Ио́илева чтение». Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6-й: «Да упова́ет Израиль на Го́спода…»; стих: «Го́споди, не вознесе́ся сердце мое…». «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Испо́лним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Иже на Херуви́мех носи́мый…» (см. 2 февраля).

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н…». Молитва: «Небесный Царю́…» [или: «Утверди́, Боже…»]24, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвятая Троице…». «Бу́ди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю́ Го́спода…» (псалом 33-й). Иерей (или диакон): «Премудрость». Хор: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Иже во объя́тиих…», и многолетны.

Примечание. «Ве́домо же да есть, я́ко в Палести́не, е́же есть во Иерусали́мской стране́, не прия́хом от святы́х оте́ц сотворя́ти соверше́нныя Литурги́и в сре́ду и пято́к сы́рныя седми́цы, ниже́ Преждеосвяще́нныя: в та бо два дни пое́м Аллилу́иа с покло́ны, ве́чер и у́тро, я́коже вы́ше рече́ся25. По вече́рни же в сих дву днех, яди́м сыр и я́ица, еди́ною днем разреша́юще пра́вила тетради́тов и якови́тов» (Типикон, гл. 49, «В ту́южде сре́ду сы́рную…», 2-е «зри»).

На малом повечерии поется служба прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского (с 6 февраля), и служба вмч. Фео́дора Стратила́та и прор. Заха́рии Серпови́дца (с 8 февраля)26.

Примечание. «Рядова́го же свята́го слу́жбу пое́м на повече́рии, или́ ка́ко настоя́тель изво́лит» (Типикон, 9 февраля, 3-я Маркова глава: «А́ще ли отда́ние Сре́тения Госпо́дня случи́тся во вто́рник, или́ четверто́к сы́рныя неде́ли»). «Повече́рие глаго́лем ма́лое, и пое́м кано́н Мине́и на ряду́ в суббо́ту хотя́щаго прилучи́тися свята́го» (ср.: Типикон, гл. 49, «В ту́южде среду сырную», «В среду ве́чера»). О порядке пения служб на повечерии см. 18 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

По «Достойно…» и Трисвятом – кондак праздника.

Литургия в этот день не совершается.

Сноски:

1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 458–461.

2 «Покло́нов несть, то́чию по конце́ коего́ждо часа́ по 3 вели́кия покло́ны» (Типикон, 2 февраля, 11-я Маркова глава).

3 В службе мц. Агафии (см.: Минея-Февраль. М., 2002) рядовые тексты праздника, в основном, только указываются. В данном издании Минеи многие из них помещены в службе в честь иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших».

4 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.

5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 446.

6 Конечное Трисвятое не произносится.

7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 635–636. О порядке пения канонов на повечерии см. 18 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

8 Конечное Трисвятое не произносится.

9 Начало утрени такое же, какое она имеет при непостовом богослужении. Во время двупсалмия иерей, как обычно, совершает полное каждение храма при закрытых царских вратах.

10 Устав (см.: Типикон, 2 февраля, 11-я Маркова глава) не уточняет, сколько раз поется ирмос канона праздника в песнях без трипеснца. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 458–459), в данном случае ирмос канона праздника должен петься дважды.

11 Устав (см.: Типикон, 2 февраля, 11-я Маркова глава) не уточняет, сколько раз поется ирмос канона праздника в песнях с трипеснцем. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 458–459), в данном случае ирмос канона праздника должен петься дважды.

12 Данное указание Типикона означает, что в каноне мученицы первые два тропаря соединяются и поются «за един». Богородичны канона мученицы опускаются.

13 Первый трипеснец Триоди на утрене не поется, так как он уже «предпе́т на повече́рии» (ср.: Типикон, 2 февраля, 11-я Маркова глава).

14 После Богородична 2-го трипеснца – еще дополнительный тропарь со стихом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», который в счет не входит.

15 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 435, 459.

16 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.

17 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 459.

18 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339.

19 Конечное Трисвятое не произносится.

20 В Типиконе о прокимне на великопостном богослужении перед паримиями на 6-м часе и на вечерне сказано: «Чтец проки́мен не глаго́лет, то́чию ска́жет: Глас 6-й: Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́… Чтец то́кмо ска́жет гла́с, проки́мена же не глаго́лет…» (см. Типикон, «В ту́южде среду сырную»). О данном указании Устава см.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 212; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 436–437, 512, 523; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К.,1913. М., 1993р. С. 848.

21 «А́ще ли случи́тся [пра́здник Сре́тения Госпо́дня, – Сост.] в Неде́лю мясопу́стную, или́ в понеде́льник сы́рныя неде́ли: и отдае́тся в четверто́к тоя́же неде́ли» (см.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 2-е «зри», «Ука́з о пра́зднице Сре́тения Госпо́дня, а́ще в кой день Сре́тение бу́дет, или́ в кой день случи́тся отда́ние его́»). Ср.: Типикон, 9 февраля, 3-я Маркова глава: «А́ще ли отда́ние Сре́тения Госпо́дня случи́тся во вто́рник, или́ четверто́к сы́рныя неде́ли».

22 В заключение молитвы прп. Ефрема Сирина.

23 На вечерне благословение «Мир всем» после «Свете Тихий» положено в тех случаях, когда есть вход или паримии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 437; 441, сноска). Также допустимо это благословение и на вседневной вечерне без паримий (Там же. С. 103). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 460, 456.

24 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.

25 Литургия в среду сырной седмицы не совершается и при службе с «Бог Господь» в случае совпадения этого дня с попразднством Сретения Господня.

26 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 633–635.