Суббота 2-й седмицы. Поминовение усопших. Обре́тение мощей мучеников, иже во Евге́нии. Обре́тение мощей блж. Матроны Московской (с 23 февраля; службу зри 19 апреля).
Совершается заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (Обре́тение мощей мучеников, иже во Евге́нии) (А).
На этот день с воскресенья, 23 февраля, может быть перенесена полиелейная служба (службу зри 19 апреля)1 в честь обретения мощей блж. Матроны Московской (ср. Типикон, 24 февраля, 14-я Маркова глава; при этом заупокойная служба Триоди в данную субботу отменяется). При совершении богослужения следует руководствоваться 13-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «А́ще случи́тся Обре́тение честны́я главы́ Предте́чевы в суббо́ту 2-ю, или́ 3-ю посто́в» (Б).
А. Повечерие великое (без поклонов):
По 1-м Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – ин тропарь глас тот же: «Помяни́, Го́споди…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Святая…».
По 2-м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».
По «Слава в вышних…» – поется служба сщмч. Полика́рпа, еп. Сми́рнского (с 23 февраля), и заупокойный канон Октоиха, глас 5-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы не поется, так как заменяется заупокойным.
После канонов – «Достойно есть».
По 3-м Трисвятом – кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…» (вместо «Господи Сил…»). «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Присноде́во…», «Упова́ние мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».
Полунощница обычная – субботняя.
Утреня начинается обычным порядком (см. 15 февраля).
Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»2, глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блаже́ни, яже избра́л и прия́л еси, Го́споди»; 2-й – «Па́мять их в род и род»; 3-й – «Ду́ши их во благи́х водворя́тся». Тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».
Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха, глас 5-й (три мученична: 2-й, 3-й и 4-й, а 1-й оставляется, и мертвен): «Чудеса́ святы́х Твои́х му́ченик…», «Го́споди, ча́ше Страсте́й Твои́х…», стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х…» – «Святы́х му́ченик…», стих: «Блаже́ни, яже избра́л…» – «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный текущего гласа: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…» (см. по 1-м стихословии).
По седальнах сразу3 (ничего не глаголя) поем (по Уставу, на 5-й глас) непорочны (17-ю кафизму)4, разделяя на две части (статии́), с припевом к 1-й: «Благослове́н еси, Господи, научи́ мя оправда́нием Твоим». Первая статия оканчивается 93-м стихом, перед словом: «Среда» (т. е. середина). После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но с припевом поются (трижды) заключительные 92-й и 93-й стихи: «Я́ко а́ще бы не зако́н Твой…» и «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х…»5. Произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ мо́лимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих пра́отец, оте́ц, и бра́тий наших…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся». Певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».
Вторая статия́ 17-й кафизмы: «Твой есмь аз…» поется с припевом к каждому стиху: «Спа́се, спаси́ мя»6. В конце трижды поются с припевом заключительные 175-й и 176-й стихи: «Жива́ бу́дет душа́ моя…» и «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее…».
Далее тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святы́х лик…», с припевом «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твоим»7. Малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в…». По возгласе певцы: «Аминь», и седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш…», «Слава» – конец этого песнопения: «И вся, яже в ве́дении и не в ве́дении, Человеколюбче»8, «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…». Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.)
Каноны:
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон Минеи (мучеников) на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, и поется сначала канон Минеи (мучеников) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), потом два четверопеснца Триоди – на 109.
В храме святого – канон Минеи (мучеников) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон храма святого на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, поются канон Минеи (мучеников) и четверопеснцы так же, как в храме Господском и Богородицы.
Библейские песни Ирмология по великопостному разделу.
Примечание. Начальные стихи песней Священного Писания, с 1-й по 5-ю, не поются, а начинают стихословиться только после ирмоса и 1-го тропаря, с надписи «на 8» (всего на 10). 13 стихов 6-й и 9-й библейских песней (включая «Слава» и «И ныне») начинают петься, чередуясь с тропарями канона Минеи и четверопеснцев Триоди, – после ирмоса канона Минеи (всего, включая ирмос канона Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами). 7-я и 8-я библейские песни стихословятся от начала до конца; после стиха с надписью «на 14» поется ирмос канона Минеи и далее тропари, чередуясь со стихами (всего, включая ирмос Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами).
Катавасия по 3-й песни – ирмос 3-й песни последнего канона, а по 6-й, 7-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго четверопеснца.
По 3-й песни – ектения малая (обычная, не заупокойная). Кондак мучеников, глас 8-й, ин кондак мучеников, глас 4-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…», и икос, глас тот же.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Достойно есть». Светилен гласа.
Примечание. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 5-го гласа). Светилен исполняется дважды (через «Слава, и ныне»), первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя»10.
В Постной Триоди (см. в субботу 2-ю поста) приводится следующий устав пения светильнов: «Не́бо звезда́ми украси́вый…». «Слава» – «Живы́ми и ме́ртвыми облада́яй…», «И ныне» – Богородичен: «Сла́дость а́нгелов…». Однако такое указание не соответствует Типикону (см. гл. 49, «В субботу 2-ю постов на утрени») и Октоиху (см. Приложение – «Светильны дневнии во всю седмицу»).
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 5-й – 4. «Слава» – мертвен Октоиха, глас тот же: «Ты, созда́вый мя, Го́споди…», «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «О́ле окая́нная душе́!..».
«Тебе слава подобает…» не произносится, но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
Стихиры на стиховне Октоиха («покойны гласа»11; со своими, заупокойными, стихами), глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Зако́ном грехо́вным…».
«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Господи…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».
После сугубой ектении «Помилуй нас, Боже…» – иерей: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Аминь». «Утверди́, Боже…», и сразу 1-й час.
На часах – тропари: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – «Помяни́, Господи, яко Благ…». Кондак: «Со святыми упоко́й…».
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны гласа – 6.
По входе – тропари, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…», «Помяни́, Господи, яко Благ…». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и приста́нище…».
Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе…», стих: «Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́ния…»; и заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».
Апостол и Евангелие – субботы 2-й седмицы и заупокойные.
Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззва́ша пра́веднии…», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…»; и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».
Причастен – дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…», и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».
Б. Повечерие великое (без поклонов):
По 1-м Трисвятом – тропарь блж. Матроны, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».
По 2-м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».
По «Слава в вышних…» – поется служба мучеников, иже во Евге́нии (с 22 февраля), служба сщмч. Полика́рпа, еп. Сми́рнского (с 23 февраля), и заупокойный канон Октоиха, глас 5-й (с утрени субботы, без ирмосов)12. Начиная с 6-й песни заупокойный канон Октоиха опускается13, и поются каноны мучеников, иже во Евге́нии (с 22 февраля), сщмч. Полика́рпа, еп. Сми́рнского (с 23 февраля), и четверопеснцы субботы 2-й седмицы Великого поста (см. на утрене в Триоди). Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии не поется, так как заменяется заупокойным.
После канонов – «Достойно есть».
По 3-м Трисвятом – кондак блж. Матроны, глас 7-й (вместо «Господи Сил…»). Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».
Полунощница обычная – субботняя.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь блж. Матроны, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…»14.
Кафизмы 16-я и 17-я15.
По 16-й кафизме и малой ектении – седален блж. Матроны, глас 8-й: «Мо́щи твоя́…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ра́дуйся, А́нгелом ра́дость…».
По 17-й кафизме и малой ектении – седален блж. Матроны, глас 6-й: «Прииди́те, ве́рных мно́жества…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «При́зри на нас…».
Полиелей. Величание блж. Матроны и избра́нный псалом. Седален блж. Матроны по полиелее, глас 4-й: «Рука́ Госпо́дня…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же (см., например, Богородичен седальна по 3-й песни канона в службе блж. Матроны: «Ны́не, ра́дуйся…»). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блж. Матроны, глас 4-й: «Го́споди, откры́й о́чи мои́, и уразуме́ю чудеса́ от зако́на Твоего́»; стих: «Отврати́ о́чи мои́, е́же не ви́дети суеты́, в пути́ Твое́м живи́ мя». Евангелие блж. Матроны – Мф., зач. 104. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами блаже́нной ста́рицы…». Стихира блж. Матроны, глас 6-й: «Свята́я сла́вная ста́рице…».
Каноны:
В храме Господском и Богородицы – храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и блж. Матроны на 8.
В храме святого – Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и блж. Матроны на 8.
Примечание. Применительно к уставу субботнего богослужения (ср.: Типикон, гл. 11-я, «зри») канон Богородицы в храме святого заимствуется из Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (в данном случае – 5-го)16. (Ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 83.)
Библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви…»17.
Катавасия: «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – седален блж. Матроны, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак блж. Матроны, глас 7-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен блж. Матроны (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры блж. Матроны, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – блж. Матроны, глас тот же: «О, пресла́внаго чудесе́! О, та́инства…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «О, пресла́внаго чудесе́! Небесе́ и земли́ Цари́ца…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь блж. Матроны, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…»18.
На часах – тропарь и кондак блж. Матроны.
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны блж. Матроны, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь блж. Матроны. «Слава» – кондак блж. Матроны, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь блж. Матроны; кондак храма. «Слава» – кондак блж. Матроны, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – блж. Матроны19.
Примечание. На основании указаний 13-й Марковой главы Типикона под 24 февраля: «На Литурги́и, слу́жба дне, и Предте́чи», может петься прокимен, аллилуиарий и причастен дня (субботы, но не заупокойные) и блж. Матроны (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 83).
Апостол и Евангелие – субботы 2-й седмицы (но не заупокойные) и блж. Матроны.
Сноски:
1 См. предыдущую сноску.
2 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).
3 Устав предписывает после седальнов «чте́ние в Шестодне́ве Златоу́стове» (Типикон, гл. 49, «В суббо́ту 2-ю посто́в на у́трени»), которое в современной практике, как правило, опускается.
4 «Та́же Блаже́ни непоро́чнии пое́м на глас 5-й, с припе́вы: Благослове́н еси, Го́споди… Разделя́ем на две статии́. Иере́й же кади́т посреди́ кафи́змы, и твори́т ектению́ о усо́пших» (Типикон, гл. 49, «В суббо́ту 2-ю посто́в на у́трени»).
5 О священнодействиях иерея и диакона см. в субботу мясопустную (1 февраля). Каждение – так же, как в субботу мясопустную.
6 По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).
7 Во время тропарей по Непорочных священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.
8 Пение окончания седальна на «Славу» указывается в Триоди Постной; Типикон в последовании субботы 2-й седмицы Великого поста умалчивает об этом: «Та́же седа́лен, глас 5-й: Поко́й, Спа́се наш… Сла́ва, и ны́не: От Де́вы возсия́вый…» (Типикон, гл. 49, «В суббо́ту 2-ю посто́в на у́трени»).
9 Каждый четверопеснец содержит по четыре тропаря; кроме того, во втором четверопеснце имеется (после Богородична) еще два тропаря, которые поются с особыми припевами (см. в Триоди).
10 В светильнах 6-го гласа вместо окончания изменяется начало, поэтому светильны 6-го гласа в субботу исполняются следующим образом: «Моли́твами, Го́споди, святы́х Твои́х, низпосли́ душа́м на́шим свет Твой присносу́щный» [или: «Моли́твами, Го́споди, всех святы́х, низпосли́ душа́м на́шим свет Твой присносу́щный», – ср.: Триодь Постная]; «Слава, и ныне» – Моли́твами, Го́споди, Богоро́дицы, низпосли́ душа́м на́шим свет Твой присносу́щный».
11 «На стихо́вне ме́ртвены стихи́ры господи́на Феофа́на, прилучи́вшагося гла́са. Слава, и ныне – Богоро́дичен» (Типикон, гл. 49, «В суббо́ту 2-ю посто́в на у́трени»).
12 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 1 февраля (примечание на повечерии).
13 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 639–640.
14 Ср.: Типикон, 9-я Маркова глава под 24 февраля; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564.
15 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).
16 Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха).
17 В храмах, где исполнение канона с библейскими песнями представляется трудноисполнимым, молебный припев к канону блж. Матроны может звучать следующим образом: «Святая праведная ста́рице Матроно, моли Бога о нас»; «Святая праведная ма́ти Матроно, моли Бога о нас», «Святая блаженная ма́ти Матроно, моли Бога о нас» или «Святая блаженная ста́рице Матроно, моли Бога о нас».
18 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565.
19 Там же. С. 566.