Понедельник сырный. Сщмч. Полика́рпа, еп. Сми́рнского. Обре́тение мощей блж. Матроны Московской (службу зри 19 апреля)1. Седмица сырная (масленица) – сплошная.
Прп. Полика́рпа Бря́нского.
Каждое богослужение сырной седмицы является подготовительным к Великому посту, и в состав его входят песнопения не только Октоиха и Минеи, но и Постной Триоди.
Служба сщмч. Полика́рпа, еп. Сми́рнского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди (А). Приводим также порядок совершения службы Триоди в соединении с полиелейной службой2 блж. Матроны Московской (Б)3.
Примечание. Начиная с этого дня стихиры на стиховне Октоиха вечерние и утренние опускаются; вместо них до субботы 6-й недели поются стихиры самогласны дня из Триоди (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную вечера», 1-е «зри»).
А. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й – 3, и священномученика, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Прегреше́ний пучи́ною…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небе́сная пою́т Тя…».
По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспита́вшейся во хра́ме…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспита́вшейся во хра́ме…».
Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет.
По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 7-й.
По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 1-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.
Псалом 50-й.
Каноны:
1-я, 8-я и 9-я песни: канон священномученика со ирмосом на 6 (ирмосы единожды)4 и трипеснцы Триоди на 8.
3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и священномученика на 4.
Библейские песни «Господеви поем…».
Катавасия – по 1-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона священномученика, а по 1-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца).
По 3-й песни – седален священномученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос священномученика, глас 1-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – Богородичен Минеи.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Без се́мене зачала́ еси…».
По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творе́ний…».
На часах – тропарь и кондак священномученика.
На Литургии антифоны вседневные.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь священномученика; кондак дня, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак дня, кондак храма, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.
Апостол и Евангелие – дня.
Примечание. «Ве́домо же бу́ди: я́ко в понеде́льник сы́рныя седми́цы яди́м два́жды днем, сыр и я́ица» (см.: Типикон, гл 49-я, «В понедельник сырный на утрени»).
Б. На вседневной5 вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры блж. Матроны, глас 6-й и глас 2-й – 66. «Слава» – блж. Матроны, глас 6-й: «Днесь торжеству́ет оби́тель…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе́ не ублажи́т…».
Вход с кадилом7. Прокимен дня. Паримии блж. Матроны – 3. (Ектения сугубая: «Рцем вси…» не произносится.) «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава» – блж. Матроны, глас 6-й: «Прииди́те, просла́вим…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель…»8, или Богородичен Минеи (на ряду), глас тот же: «Богоро́дице, Ты еси лоза́…».
По Трисвятом – тропарь блж. Матроны, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Вся па́че смы́сла…». Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…»9, и отпуст.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь блж. Матроны, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Вся па́че смы́сла…».
Кафизмы 4-я и 5-я.
По 1-м стихословии малой ектении нет10. Седален Триоди, глас 1-й: «Отверзо́шася Боже́ственнаго покая́ния преддве́рия…». «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ру́це Твои…́».
По 2-м стихословии малая ектения, возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…». Седален блж. Матроны по 1-м стихословии, глас 8-й: «Мо́щи твоя́…». «Слава» – седален блж. Матроны по 2-м стихословии, глас 6-й: «Прииди́те, ве́рных мно́жества…», «И ныне» – Богородичен седальна по 2-м стихословии, глас тот же: «При́зри на нас…»11.
Полиелей. Величание блж. Матроны и избранный псалом. Седален блж. Матроны по полиелее, глас 4-й: «Рука́ Госпо́дня…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же (см., например, Богородичен седальна по 3-й песни канона в службе блж. Матроны: «Ны́не, ра́дуйся…»). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блж. Матроны, глас 4-й: «Го́споди, откры́й о́чи мои́, и уразуме́ю чудеса́ от зако́на Твоего́»; стих: «Отврати́ о́чи мои́, е́же не ви́дети суеты́, в пути́ Твое́м живи́ мя». Евангелие блж. Матроны – Мф., зач. 104. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами блаже́нной ста́рицы…». Стихира блж. Матроны, глас 6-й: «Свята́я сла́вная ста́рице…».
Каноны:
1-я, 8-я и 9-я песни: блж. Матроны на 6 (со ирмосом)12 и трипеснцы Триоди на 8.
3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды)13 и блж. Матроны на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия: по 1-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы второго трипеснца Триоди; по 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – седален блж. Матроны, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак блж. Матроны, глас 7-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен блж. Матроны (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы14.
На хвалитех стихиры блж. Матроны, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – блж. Матроны, глас тот же: «О, пресла́внаго чудесе́! О, та́инства…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «О, пресла́внаго чудесе́! Небесе́ и земли́ Цари́ца…».
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие15. Просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава» – блж. Матроны, глас 6-й: «Свята́я сла́вная ста́рице…» (см. по 50-м псалме)16, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Арха́нгельское сло́во…».
«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь блж. Матроны, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Вся па́че смы́сла…». Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…»17. 1-й час и отпуст.
На часах – тропарь и кондак блж. Матроны.
На Литургии блаженны блж. Матроны, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь блж. Матроны. «Слава» – кондак блж. Матроны, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь блж. Матроны; кондак храма. «Слава» – кондак блж. Матроны, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – блж. Матроны18.
Апостол и Евангелие – дня и блж. Матроны.
Примечание. «Ве́домо же бу́ди: я́ко в понеде́льник сы́рныя седми́цы яди́м два́жды днем, сыр и я́ица» (см.: Типикон, гл 49-я, «В понедельник сырный на утрени»).
Сноски:
1 Празднование установлено в память обретения мощей блж. Матроны Московской 23 февраля ст. ст. (8 марта н. ст.) 1998 года и внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2013 года.
2 См.: Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 2. С. 366–380.
3 При совершении богослужения следует руководствоваться указаниями 3-й Марковой главы Типикона под 24 февраля (ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466–468, 440–443.
4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 432.
5 См.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466.
6 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри».
7 В Уставе (ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава) о входе не упомянуто, но, по мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 466), «есть основание предполагать, что Типикон его подразумевает». Ср.: Типикон, 24 февраля, 12-я Маркова глава.
8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466.
9 После возгласа ектении «Яко милостив…» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», иерей произносит великий отпуст (на амвоне при затворенных царских вратах).
10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466.
11 Там же.
12 Устав (см.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри») не уточняет, сколько раз поется ирмос канона Минеи в песнях с трипеснцами. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 467), в данном случае ирмос канона блж. Матроны должен петься дважды.
13 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467.
14 «Всякое дыхание…» перед хвалитными псалмами не поется, поскольку славословие на утрене читается (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467).
15 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467.
16 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; Минея, 24 февраля.
17 После возгласа ектении «Яко милостив…» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», и читается 1-й час.
18 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467–468.