Понедельник сырный. Попразднство Сретения Господня.


Прп. Парф
е́ния,
еп. Лампсак
и́йского.
Седмица сырная (масленица) –
сплошная
1.

Прп.
Лук
и́
Елл
а́дского.

Каждое богослужение сырной седмицы
является подготовительным к Великому
посту, и в состав его входят песнопения
не только Октоиха и Минеи, но и Постной
Триоди.

Примечание.
Начиная с этого дня стихиры на стиховне
Октоиха вечерние и утренние опускаются;
вместо них до субботы 6-й недели поются
стихиры самогласны дня из Триоди (см.:
Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную
вечера», 1-е «зри»)2.

Служба прп. Парфе́ния,
еп. Лампсаки́йского,
не имеет праздничного знака, совершается
вместе со службой попразднства Сретения
Господня и службой Триоди (по 10-й Марковой
главе Типикона под 2 февраля: «Подоба́ет
ве́дати, а́ще
случи́тся
попра́зднство
Сре́тения
Госпо́дня в
понеде́льник,
или́ во
вто́рник,
или́ в
четверто́к
сы́рныя
неде́ли»)3.

Примечание.
Служба прп.
Луки́
Елла́дского
может быть перенесена на повечерие4.

На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6:
праздника, глас 6-й – 3 (см. 7 февраля, в
службе прп. Парфе́ния,
еп. Лампсаки́йского,
на стиховне вечерни), и святителя,
глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника,
глас 6-й: «На рука́х
ста́рческих…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с
припевами обычными). «Слава, и ныне» –
праздника, глас 6-й: «Да отве́рзется
дверь…».

По Трисвятом – тропарь святителя, глас
4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника,
глас 1-й.

Отпуст: «Иже во объя́тиих…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь
праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» –
тропарь святителя, глас 4-й, «И ныне» –
тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны
праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны:

1-я, 8-я и 9-я песни: праздника со ирмосом
на 4 (ирмосы по дважды)5,
святителя на 2 («3 стиха на два»)6
и трипеснцы Триоди на 8.

3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: праздника со
ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), святителя
на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия – по 1-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях
(по 3-й и 6-й – ирмосы канона святителя,
а по 1-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго
трипеснца).

По 3-й песни – кондак святителя, глас
3-й; седален Триоди, глас 1-й: «Отверзошася
Боже́ственнаго
покая́ния
преддве́рия…»
(см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален
святителя, глас 3-й: «Испо́лнь
Ду́ха
Боже́ственнаго…»,
«И ныне» – седален праздника, глас 8-й:
«Роди́лся
еси на земли́…».

По 6-й песни – кондак и икос праздника,
глас 1-й (см. 2 февраля).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется.
Светилен праздника: «Духом
во святилищи…»
(см. 2 февраля). «Слава, и ныне» – тот же
светилен.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные
псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 2-й
– 4 (см. 7 февраля, в службе прп.
Парфе́ния,
еп. Лампсаки́йского,
на стиховне утрени; первая стихира
– дважды). «Слава, и ныне» – праздника,
глас тот же: «Ра́дуйся,
я́же ра́дость…»
(см. там же).

«Тебе слава подобает…» не читается, но
сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему
нам свет…». Читается вседневное
славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с
припевами обычными). «Слава, и ныне» –
праздника, глас 2-й: «Ра́дуйся,
Яже ра́дость…»
(см. 7 февраля, в службе прп.
Парфе́ния,
еп. Лампсаки́йского,
на стиховне утрени).

Примечание.
Типикон не уточняет, какая именно стихира
праздника должна петься на «И ныне»
стиховен утрени. В этом случае можно
считать допустимым и повторение стихиры
праздника, глас 2-й: «Радуйся,
Яже
радость…»
(см. 7 февраля, в службе прп.
Парфения,
еп. Лампсакийского,
на стиховне утрени),
и пение иной стихиры праздника из рядовой
службы Минеи 7 февраля (по выбору).

По Трисвятом – тропарь святителя, глас
4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника,
глас 1-й.

Отпуст 1-го часа: «Иже во объя́тиих…».

На часах – тропарь праздника. «Слава»
– тропарь святителя. Кондак только
праздника.

На Литургии блаженны праздника,
песнь 8-я – 6 (со ирмосом).

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь храма,
тропарь праздника, тропарь святителя,
кондак храма. «Слава» – кондак святителя,
«И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника,
тропарь святителя. «Слава» – кондак
святителя, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь праздника,
тропарь храма, тропарь святителя; кондак
храма. «Слава» – кондак святителя, «И
ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий и причастен –
праздника.

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже во объя́тиих…».

Примечание.
«Ведомо
же буди:
яко
в понеде́льник
сы́рныя
седми́цы
яди́м
два́жды
днем, сыр и я́ица»
(см.: Типикон, гл 49-я, «В понедельник
сырный на утрени»).

_________________________________________

1
В течение всей седмицы, включая среду
и пятницу, разрешается вкушение молока
и яиц. Об особенностях трапезы в
понедельник, среду и пятницу см. ниже.

2
В седмичные дни попразднства Сретения
Господня Октоих не поется. На стиховне
вечерни и утрени вместо стихир Минеи
поются стихиры Триоди.

3
Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав
Православной Церкви. С. 455–458.

4
О порядке пения служб на повечерии см.
22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого
поста.

5
Устав (см.: Типикон, 2 февраля, 10-я Маркова
глава) не уточняет, сколько раз поется
ирмос канона праздника в песнях с
трипеснцами. Согласно мнению В. Розанова
(см. его «Богослужебный Устав
Православной Церкви», с. 456–457), в данном
случае ирмос канона праздника должен
петься дважды.

6
Данное указание Типикона означает, что
в песнях с трипеснцами в каноне святителя
первые два тропаря соединяются и поются
«за един» (Богородичны канона святителя
опускаются).