Неделя сыропустная. Воспоминание
Адамова изгнания. Прощеное
воскресенье. Глас 3-й. Заговенье
на Великий пост.
Прп. Мартиниа́на.
Прп. Симео́на
Мироточивого, Сербского.
Свт. Серафи́ма
(Соболева), архиеп. Богуча́рского1.
Воскресная служба Октоиха совершается
вместе со службой Триоди.
Служба прп. Мартиниа́на
переносится на малое повечерие под
12 февраля.
Примечание.
Если в понедельник 1-й седмицы Великого
поста случится храмовый или полиелейный
праздник, то служба праздника переносится
на Неделю сыропустную (ср.: Типикон, 30-я
храмовая глава, 7-я Маркова глава под 24
февраля).
На великой вечерне «Блажен муж» –
кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10:
воскресные, глас 3-й – 6, и Триоди, глас
6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас тот же:
«Се́де Ада́м
пря́мо рая́…»,
«И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко
не диви́мся…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма. «Слава» –
Триоди, глас 6-й: «Со́лнце
лучи́ скры…»,
«И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот
же: «Та́инственно
воспева́ем…».
На стиховне стихиры воскресные, глас
3-й. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Изгна́н
бысть Ада́м…»,
«И ныне» –
Богородичен воскресный, глас тот же:
«Творе́ц и
Изба́витель…».
По Трисвятом – «Богородице Дево…»
(трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь
воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава, и
ныне» – Богородичен воскресный, глас
тот же: «Тя, хода́тайствовавшую…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны
воскресные.
Полиелей. К двум полиелейным псалмам
присоединяется псалом 136-й: «На река́х
Вавило́нских…».
«Ангельский собор…». Ипакои, степенны
и прокимен – гласа. Евангелие воскресное
3-е. «Воскресение Христово видевше…».
По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас
8-й: «Покая́ния
отве́рзи ми
две́ри…»,
«И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот
же: «На спасе́ния
стези́…».
Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира
Триоди, глас тот же: «Мно́жества
соде́янных…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы
единожды), Крестовоскресный на 2,
Богородицы (Октоиха) на 2 и Триоди на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Триоди: «Яко по су́ху…».
По 3-й песни – седален Триоди, глас 4-й.
«Слава» – ин седален Триоди, глас тот
же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас
тот же.
По 6-й песни – кондак и икос Триоди, глас
6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш».
Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава»
– светилен Триоди, «И ныне» – ин светилен
Триоди.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас
3-й – 5 (четыре стихиры воскресные и
Анатолиева одна), и Триоди, глас 5-й и
глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 6-й:
«Приспе́
вре́мя…»,
«И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Примечание.
Первые шесть стихир поются со стихами
хвалитных псалмов, а последние три – с
дополнительными стихами (ср.: Типикон,
гл. 49-я, «В Неделю сыропустную»): 1-й –
«Испове́мся
Тебе́,
Го́споди,
всем се́рдцем
мои́м,
/ пове́м
вся чудеса́
Твоя́»;
2-й – «Возвеселю́ся
и возра́дуюся
о Тебе́,
/ пою́
и́мени
Твоему́,
Вы́шний»,
3-й – «Воскресни́,
Го́споди
Бо́же
мой, да вознесе́тся
рука́
Твоя́,
/ не забу́ди
убо́гих
Твои́х
до конца́».
Великое славословие. По Трисвятом –
тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» –
стихира евангельская 3-я.
На часах – тропарь воскресный. Кондак
Триоди.
На Литургии заготовляются два Агнца:
для среды и пятницы.
Примечание.
Заготовление
Агнцев на Литургии
происходит следующим образом.
Проскомидия в
Неделю совершается обычным порядком.
После заготовления первого Агнца точно
так же заготовляются и другие два, над
каждым из которых священник произносит
молитвословия: «В воспомина́ние…»,
«Яко овча́…»,
«И яко Агнец…», «Во смирении Его…»,
«Род же Его…», «Яко взе́“млется…»,
«Жрется Агнец…» и «Един от воин…». Все
три Агнца полагаются на дискос вместе.
Далее проскомидия совершается обычным
чином.
Во время
евхаристического канона священник
произносит: «Хлеб сей…», а не «Хле́бы
сия…».
При возглашении
«Святая святым» священник возносит не
один Агнец, а все три вместе.
Для причащения
раздробляется обычным порядком только
первый Агнец, а остальные два напояются
Святой Кровию. Для этого священник берет
правой рукой лжицу, омокает ее в Святой
Крови, левой же рукой берет второй Агнец
и напояет Его над Чашей крестообразно,
после чего полагает Агнец в Дарохранительницу.
Таким же образом заготовляется и третий
Агнец.
Блаженны гласа – 6, и Триоди, песнь 6-я –
4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный.
«Слава, и ныне» – кондак Триоди.
В храме Богородицы – тропарь воскресный,
тропарь храма. «Слава» – кондак Триоди,
«И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный,
тропарь храма. «Слава» – кондак храма,
«И ныне» – кондак Триоди.
Прокимен и аллилуиарий – Недели
сыропустной.
Апостол и Евангелие – Недели сыропустной.
Причастен – воскресный: «Хвали́те
Го́спода с
Небес…».
Образец совершения вечерни накануне
понедельника Четыредесятницы
Вечером в Неделю сыропустную иерей
(пред царскими вратами): «Благословен
Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе,
Боже наш, слава Тебе», и читает 9-й час
– по обычаю. В конце 9-го часа иерей
произносит возглас: «Боже, уще́дри
ны…». Читается молитва: «Владыко, Господи
Иисусе Христе, Боже наш…».
Вечерня. Иерей (перед царскими
вратами): «Благословен Бог наш…». Чтец:
«Аминь». «Прииди́те,
поклони́мся…»
(трижды) и предначинательный псалом
(иерей читает светильничные молитвы).
Великая ектения. Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры2
на 10: Октоиха покаянны, глас 3-й – 4 (2 из
стиховных стихир на вечерне в Неделю
вечера и 2 из стиховных стихир на утрене
понедельника)3,
Триоди, глас 2-й – 3, и Минеи (прп. Авксе́нтия,
с 14 февраля), глас 4-й – 3. «Слава»
– прп. Авксе́нтия,
глас 8-й: «Чи́стая
Ду́ха
Свята́го
му́дрость…»,
«И ныне» – Богородичен по гласу
«Славы», от меньших: «Арха́нгела
Гаврии́ла…».
Примечание.
Если в Минее славника нет, то «Слава, и
ныне» – Богородичен Минеи на ряду.
Если случится память двух малых святых,
то поются стихиры первого святого, а
стихиры второго святого с «Господи,
воззвах» переносятся на хвалитны утрени.
Вход с кадилом4.
«Свете Тихий». Прокимен великий, глас
8-й: «Не отврати́
лица́ Твоего́
от о́трока
Твоего́, я́ко
скорблю́;
ско́ро услы́ши
мя, вонми́
души́ мое́й
и изба́ви
ю»; стих 1-й: «Спасе́ние
Твое́, Бо́же,
да прии́мет
мя»; стих 2-й: «Да у́зрят
ни́щии и
возвеселя́тся»;
стих 3-й: «Взыщи́те
Бо́га, и жива́
бу́дет душа́
ва́ша».
Примечание.
Великий прокимен «Не отврати́
лица́
Твоего́…»
поется также на вечерне во 2-ю и 4-ю Недели
поста. В 1-ю, 3-ю и 5-ю Недели поется прокимен
великий, глас 8-й: «Дал еси достоя́ние
боя́щимся
Тебе́,
Го́споди»;
стих 1-й: «От коне́ц
земли́
к Тебе́
воззва́х»;
стих 2-й: «Покры́юся
в кро́ве
крил Твои́х»;
стих 3-й: «Та́ко
воспою́
и́мени
Твоему́
во ве́ки».
Ектения сугубая «Рцем вси…» не
произносится. После исполнения прокимна
читается: «Сподоби, Господи…»5.
Ектения просительная: «Исполним вечернюю
молитву…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (с
обычными припевами). «Слава, и ныне» –
Богородичен Триоди, глас тот же:
«а́нгельстии
чи́ни…».
«Ныне отпущаеши…». Трисвятое. По «Отче
наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть
Царство…»6.
По возгласе иерея певцы поют тропари,
глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон).
«Слава» – «Крестителю Христов…»
(поклон), «И ныне» – «Моли́те
за ны, святии апостоли…» (поклон), «Под
Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец:
«Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»
– «Честнейшую Херувим…», «Именем
Господним…». Иерей: «Сый благослове́н…».
Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю́…».
Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина:
«Господи и Владыко живота моего…» (с
тремя поклонами)7.
После третьего поклона – «Слава Тебе,
Христе Боже…», и совершенный отпуст,
после которого хор поет многолетны:
«Великаго Господина…».
Литии о усопших после этой вечерни не
полагается.
Примечание.
Далее в «Богослужебных указаниях» при
описании аналогичных служб Четыредесятницы
(вечерни накануне понедельника) на ряду
(под числом) указываются только изменяемые
песнопения службы. При этом дается
отсылка к дате, под которой неизменяемая
часть последования излагается подробно.
После отпуста, по традиции, совершается
чин прощения.
На солею выносятся и полагаются на
аналоях напрестольный Крест, иконы
Спасителя и Богородицы. Настоятель
творит земные поклоны перед ними и
целует их. Затем он обращается к
присутствующим с поучением о христианском
проведении поста и испрашивает прощения
грехов у причта и народа, говоря:
«Благословите мя, отцы святии и братия,
и простите ми, грешному, ели́ка
согреших в сей день и во вся дни живота
моего словом, делом, помышлением и всеми
моими чувствы». Сказав это, он земно
кланяется народу. Все отвечают ему
земным поклоном и говорят: «Бог простит
тя, отче святый. Прости и нас, грешных,
и благослови»8.
На это служа́щий
священник (как правило, настоятель, а в
обителях – наместник) отвечает:
«Благодатию Своею Бог да простит и
помилует всех нас». Затем настоятель
берет напрестольный Крест. Все
священнослужители в порядке старшинства
прикладываются к иконам на аналое,
подходят к настоятелю, целуют Крест и
лобызаются с настоятелем и друг с другом
в рамена (плечи), взаимно испрашивая
прощения. За ними идут миряне, прикладываются
ко Кресту, целуют иконы, которые обычно
держат священнослужители, и испрашивают
прощения у причта и друг у друга. Во
время чина прощения принято петь:
«Покаяния отверзи ми двери…», «На река́х
Вавилонских…» и др9.
Примечание.
«По вече́рни
же в трапе́зе
быва́ет
утеше́ние
бра́тии»
(Типикон, гл. 49-я, «В ту́южде
Неде́лю
сы́рную
ве́чера»).
Вечером в Неделю сыропустную и в прочие
Недели Четыредесятницы положено
совершать малое повечерие с каноном
и поклонами.
Примечание.
Если накануне
совершалось бдение, то канон Богородицы
(Октоиха) на повечерии не поется.
Порядок малого повечерия такой же, что
и в период пения Октоиха, но со следующими
особенностями. Вместо возгласа: «Молитвами
святых отец…» произносится: «Боже,
уще́дри ны…».
После возгласа совершаются три великих
поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина:
«Господи и Владыко…», 12 малых поклонов
с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго»,
и один великий поклон с молитвой «Господи
и Владыко…». После поклонов – конечное
Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко
Твое есть Царство…», «Аминь», «Господи,
помилуй» (12). Молитва: «Нескве́рная,
Небла́зная…»,
и прочее по обычаю.
1
Архиеп. Богучарский Серафим (Соболев,
1881–1950) причислен к лику святых для
общецерковного почитания Архиерейским
Собором Русской Православной Церкви
2–3 февраля 2016 года. На заседании
Священного Синода Русской Православной
Церкви 3 февраля 2016 года были утверждены
к богослужебному использованию тексты
тропарей и кондака свт. Серафиму,
архиеп. Богучарскому.
Тексты тропарей и кондака размещены
на официальном сайте Русской Православной
Церкви – Патриархия.ru
(http://www.patriarchia.ru/db/text/4367433.html), и на сайте
Издательства Московской Патриархии
Русской Православной Церкви
(http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/350).
2
Во время пения псалмов и стихир –
обычное каждение.
3
Октоих на стиховне вечерни и утрени
содержит по три стихиры (две покаянные
и мученичен) с Богородичном. Из каждого
цикла стихир берутся первые две –
покаянные.
4
В это воскресенье и в последующие пять
(до Недели ваий) на вечерне совершается
вход ради великих прокимнов.
5
Пением великого прокимна завершается
праздничное воскресное богослужение,
и от «Сподоби, Господи…» начинается
великопостное. Существует практика,
по которой священнослужители по закрытии
царских врат переоблачаются в темные
одежды, и диакон [или иерей в епитрахили
(в приходских храмах – и в фелони, если
он служит один без диакона)] выходит
для произношения просительной ектении
на солею перед царскими вратами, певцы
же поют эту ектению не обычным, но
великопостным напевом.
6
Иерей произносит этот возглас, стоя на
солее перед царскими вратами. Здесь же
он остается до отпуста вечерни, творит
поклоны при пении тропарей: «Богородице
Дево» и др., произносит возглас: «Сый
благословен…» и молитву прп. Ефрема
Сирина, с положенными на ней великими
поклонами, и совершает отпуст.
7
В воскресные дни Великого поста на
вечерне положены только три великих
поклона, а не 16, как в седмичные дни.
8
В некоторых храмах и монастырях говорят
иначе: «Бог простит тя, отче святый.
Помолися о
нас, грешных», что вполне согласно с
Уставом.
9
В Типиконе ничего не сказано о пении
каких-либо песнопений во время чина
прощения. Краткое указание: «И целуем
святыя и
честныя
иконы»
предусматривает совершение этого
обряда в молчании. В старинных же
соборных Чиновниках, например,
Новгородского Софийского собора,
Московского Большого Успенского собора,
указывается петь во время целования
святынь песнопения молитвенно-покаянного
содержания: «Покаяния отверзи ми
двери…», «На спасения стези…», «Множества
содеянных…», «Владычице, приими
молитвы…», стихиру Успения: «О дивное
чудо…» и молитву Святому Духу: «Царю
Небесный…». В некоторых храмах принято
также петь стихиры Пасхи, заканчивая
словами: «И та́ко
возопии́м».