Неделя сыропустная. Воспоминание
Адамова изгнания.
Прощеное
воскресенье.
Глас 3-й. Заговенье
на Великий пост
.

Прп. Мартиниа́на.
Прп. Симе
о́на
Мироточивого, Сербского.

Свт. Серафи́ма
(Соболева), архиеп. Богуч
а́рского1.


Воскресная служба Октоиха совершается
вместе со службой Триоди.

Служба прп. Мартиниа́на
переносится на малое повечерие под
12 февраля.

Примечание.
Если в понедельник 1-й седмицы Великого
поста случится храмовый или полиелейный
праздник, то служба праздника переносится
на Неделю сыропустную (ср.: Типикон, 30-я
храмовая глава, 7-я Маркова глава под 24
февраля).

На великой вечерне «Блажен муж» –
кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10:
воскресные, глас 3-й – 6, и Триоди, глас
6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас тот же:
«Се́де Ада́м
пря́мо рая́…»,
«И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко
не диви́мся…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма. «Слава»
Триоди, глас 6-й: «Со́лнце
лучи́ скры…»,
«И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот
же: «Та́инственно
воспева́ем…».

На стиховне стихиры воскресные, глас
3-й. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Изгна́н
бысть Ада́м…»,
«И ныне»
Богородичен воскресный, глас тот же:
«Творе́ц и
Изба́витель…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…»
(трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь
воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава, и
ныне» – Богородичен воскресный, глас
тот же: «Тя, хода́тайствовавшую…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны
воскресные.

Полиелей. К двум полиелейным псалмам
присоединяется псалом 136-й: «На река́х
Вавило́нских…».
«Ангельский собор…». Ипакои, степенны
и прокимен – гласа. Евангелие воскресное
3-е. «Воскресение Христово видевше…».
По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас
8-й: «Покая́ния
отве́рзи ми
две́ри…»,
«И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот
же: «На спасе́ния
стези́…».
Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира
Триоди, глас тот же: «Мно́жества
соде́янных…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы
единожды), Крестовоскресный на 2,
Богородицы (Октоиха) на 2 и Триоди на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Триоди: «Яко по су́ху…».

По 3-й песни – седален Триоди, глас 4-й.
«Слава» – ин седален Триоди, глас тот
же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас
тот же.

По 6-й песни – кондак и икос Триоди, глас
6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш».
Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава»
– светилен Триоди, «И ныне» – ин светилен
Триоди.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас
3-й – 5 (четыре стихиры воскресные и
Анатолиева одна), и Триоди, глас 5-й и
глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 6-й:
«Приспе́
вре́мя…»,
«И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Примечание.
Первые шесть стихир поются со стихами
хвалитных псалмов, а последние три – с
дополнительными стихами (ср.: Типикон,
гл. 49-я, «В Неделю сыропустную»): 1-й –
«Испове́мся
Тебе́,
Го́споди,
всем се́рдцем
мои́м,
/ пове́м
вся чудеса́
Твоя́»;
2-й – «Возвеселю́ся
и возра́дуюся
о Тебе́,
/ пою́
и́мени
Твоему́,
Вы́шний»,
3-й – «Воскресни́,
Го́споди
Бо́же
мой, да вознесе́тся
рука́
Твоя́,
/ не забу́ди
убо́гих
Твои́х
до конца́».

Великое славословие. По Трисвятом –
тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» –
стихира евангельская 3-я.

На часах – тропарь воскресный. Кондак
Триоди.

На Литургии заготовляются два Агнца:
для среды и пятницы.

Примечание.
Заготовление
Агнцев на Литургии

происходит следующим образом.

Проскомидия в
Неделю совершается обычным порядком.
После заготовления первого Агнца точно
так же заготовляются и другие два, над
каждым из которых священник произносит
молитвословия: «В воспомина́ние…»,
«Яко овча́…»,
«И яко Агнец…», «Во смирении Его…»,
«Род же Его…», «Яко взе́“млется…»,
«Жрется Агнец…» и «Един от воин…». Все
три Агнца полагаются на дискос вместе.
Далее проскомидия совершается обычным
чином.

Во время
евхаристического канона священник
произносит: «Хлеб сей…», а не «Хле́бы
сия…».

При возглашении
«Святая святым» священник возносит не
один Агнец, а все три вместе.

Для причащения
раздробляется обычным порядком только
первый Агнец, а остальные два напояются
Святой Кровию. Для этого священник берет
правой рукой лжицу, омокает ее в Святой
Крови, левой же рукой берет второй Агнец
и напояет Его над Чашей крестообразно,
после чего полагает Агнец в Дарохранительницу.
Таким же образом заготовляется и третий
Агнец.

Блаженны гласа – 6, и Триоди, песнь 6-я –
4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный.
«Слава, и ныне» – кондак Триоди.

В храме Богородицы – тропарь воскресный,
тропарь храма. «Слава» – кондак Триоди,
«И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный,
тропарь храма. «Слава» – кондак храма,
«И ныне» – кондак Триоди.

Прокимен и аллилуиарий – Недели
сыропустной.

Апостол и Евангелие – Недели сыропустной.

Причастен – воскресный: «Хвали́те
Го́спода с
Небес…».

Образец совершения вечерни накануне
понедельника Четыредесятницы

Вечером в Неделю сыропустную иерей
(пред царскими вратами): «Благословен
Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе,
Боже наш, слава Тебе», и читает 9-й час
– по обычаю. В конце 9-го часа иерей
произносит возглас: «Боже, уще́дри
ны…». Читается молитва: «Владыко, Господи
Иисусе Христе, Боже наш…».

Вечерня. Иерей (перед царскими
вратами): «Благословен Бог наш…». Чтец:
«Аминь». «Прииди́те,
поклони́мся…»
(трижды) и предначинательный псалом
(иерей читает светильничные молитвы).

Великая ектения. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры2
на 10: Октоиха покаянны, глас 3-й – 4 (2 из
стиховных стихир на вечерне в Неделю
вечера и 2 из стиховных стихир на утрене
понедельника)3,
Триоди, глас 2-й – 3, и Минеи (прп. Авксе́нтия,
с 14 февраля), глас 4-й – 3. «Слава»
– прп. Авксе́нтия,
глас 8-й: «Чи́стая
Ду́ха
Свята́го
му́дрость…»,
«И ныне» – Богородичен по гласу
«Славы», от меньших: «Арха́нгела
Гаврии́ла…».

Примечание.
Если в Минее славника нет, то «Слава, и
ныне» – Богородичен Минеи на ряду.

Если случится память двух малых святых,
то поются стихиры первого святого, а
стихиры второго святого с «Господи,
воззвах» переносятся на хвалитны утрени.

Вход с кадилом4.
«Свете Тихий». Прокимен великий, глас
8-й: «Не отврати́
лица́ Твоего́
от о́трока
Твоего́, я́ко
скорблю́;
ско́ро услы́ши
мя, вонми́
души́ мое́й
и изба́ви
ю»; стих 1-й: «Спасе́ние
Твое́, Бо́же,
да прии́мет
мя»; стих 2-й: «Да у́зрят
ни́щии и
возвеселя́тся»;
стих 3-й: «Взыщи́те
Бо́га, и жива́
бу́дет душа́
ва́ша».

Примечание.
Великий прокимен «Не отврати́
лица́
Твоего́…»
поется также на вечерне во 2-ю и 4-ю Недели
поста. В 1-ю, 3-ю и 5-ю Недели поется прокимен
великий, глас 8-й: «Дал еси достоя́ние
боя́щимся
Тебе́,
Го́споди»;
стих 1-й: «От коне́ц
земли́
к Тебе́
воззва́х»;
стих 2-й: «Покры́юся
в кро́ве
крил Твои́х»;
стих 3-й: «Та́ко
воспою́
и́мени
Твоему́
во ве́ки».

Ектения сугубая «Рцем вси…» не
произносится. После исполнения прокимна
читается: «Сподоби, Господи…»5.
Ектения просительная: «Исполним вечернюю
молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (с
обычными припевами). «Слава, и ныне» –
Богородичен Триоди, глас тот же:
«а́нгельстии
чи́ни…».

«Ныне отпущаеши…». Трисвятое. По «Отче
наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть
Царство…»6.
По возгласе иерея певцы поют тропари,
глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон).
«Слава» – «Крестителю Христов…»
(поклон), «И ныне» – «Моли́те
за ны, святии апостоли…» (поклон), «Под
Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец:
«Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»
– «Честнейшую Херувим…», «Именем
Господним…». Иерей: «Сый благослове́н…».
Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю́…».
Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина:
«Господи и Владыко живота моего…» (с
тремя поклонами)7.
После третьего поклона – «Слава Тебе,
Христе Боже…», и совершенный отпуст,
после которого хор поет многолетны:
«Великаго Господина…».

Литии о усопших после этой вечерни не
полагается.

Примечание.
Далее в «Богослужебных указаниях» при
описании аналогичных служб Четыредесятницы
(вечерни накануне понедельника) на ряду
(под числом) указываются только изменяемые
песнопения службы. При этом дается
отсылка к дате, под которой неизменяемая
часть последования излагается подробно.

После отпуста, по традиции, совершается
чин прощения.

На солею выносятся и полагаются на
аналоях напрестольный Крест, иконы
Спасителя и Богородицы. Настоятель
творит земные поклоны перед ними и
целует их. Затем он обращается к
присутствующим с поучением о христианском
проведении поста и испрашивает прощения
грехов у причта и народа, говоря:
«Благословите мя, отцы святии и братия,
и простите ми, грешному, ели́ка
согреших в сей день и во вся дни живота
моего словом, делом, помышлением и всеми
моими чувствы». Сказав это, он земно
кланяется народу. Все отвечают ему
земным поклоном и говорят: «Бог простит
тя, отче святый. Прости и нас, грешных,
и благослови»8.
На это служа́щий
священник (как правило, настоятель, а в
обителях – наместник) отвечает:
«Благодатию Своею Бог да простит и
помилует всех нас». Затем настоятель
берет напрестольный Крест. Все
священнослужители в порядке старшинства
прикладываются к иконам на аналое,
подходят к настоятелю, целуют Крест и
лобызаются с настоятелем и друг с другом
в рамена (плечи), взаимно испрашивая
прощения. За ними идут миряне, прикладываются
ко Кресту, целуют иконы, которые обычно
держат священнослужители, и испрашивают
прощения у причта и друг у друга. Во
время чина прощения принято петь:
«Покаяния отверзи ми двери…», «На река́х
Вавилонских…» и др9.

Примечание.
«По вече́рни
же в трапе́зе
быва́ет
утеше́ние
бра́тии»
(Типикон, гл. 49-я, «В ту́южде
Неде́лю
сы́рную
ве́чера»).

Вечером в Неделю сыропустную и в прочие
Недели Четыредесятницы положено
совершать малое повечерие с каноном
и поклонами.

Примечание.
Если накануне
совершалось бдение, то канон Богородицы
(Октоиха) на повечерии не поется.

Порядок малого повечерия такой же, что
и в период пения Октоиха, но со следующими
особенностями. Вместо возгласа: «Молитвами
святых отец…» произносится: «Боже,
уще́дри ны…».
После возгласа совершаются три великих
поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина:
«Господи и Владыко…», 12 малых поклонов
с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго»,
и один великий поклон с молитвой «Господи
и Владыко…». После поклонов – конечное
Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко
Твое есть Царство…», «Аминь», «Господи,
помилуй» (12). Молитва: «Нескве́рная,
Небла́зная…»,
и прочее по обычаю.


1
Архиеп. Богучарский Серафим (Соболев,
1881–1950) причислен к лику святых для
общецерковного почитания Архиерейским
Собором Русской Православной Церкви
2–3 февраля 2016 года. На заседании
Священного Синода Русской Православной
Церкви 3 февраля 2016 года были утверждены
к богослужебному использованию тексты
тропарей и кондака свт. Серафиму,
архиеп. Богучарскому.
Тексты тропарей и кондака размещены
на официальном сайте Русской Православной
Церкви – Патриархия.ru
(http://www.patriarchia.ru/db/text/4367433.html), и на сайте
Издательства Московской Патриархии
Русской Православной Церкви
(http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/350).

2
Во время пения псалмов и стихир –
обычное каждение.

3
Октоих на стиховне вечерни и утрени
содержит по три стихиры (две покаянные
и мученичен) с Богородичном. Из каждого
цикла стихир берутся первые две –
покаянные.

4
В это воскресенье и в последующие пять
(до Недели ваий) на вечерне совершается
вход ради великих прокимнов.

5
Пением великого прокимна завершается
праздничное воскресное богослужение,
и от «Сподоби, Господи…» начинается
великопостное. Существует практика,
по которой священнослужители по закрытии
царских врат переоблачаются в темные
одежды, и диакон [или иерей в епитрахили
(в приходских храмах – и в фелони, если
он служит один без диакона)] выходит
для произношения просительной ектении
на солею перед царскими вратами, певцы
же поют эту ектению не обычным, но
великопостным напевом.

6
Иерей произносит этот возглас, стоя на
солее перед царскими вратами. Здесь же
он остается до отпуста вечерни, творит
поклоны при пении тропарей: «Богородице
Дево» и др., произносит возглас: «Сый
благословен…» и молитву прп. Ефрема
Сирина, с положенными на ней великими
поклонами, и совершает отпуст.

7
В воскресные дни Великого поста на
вечерне положены только три великих
поклона, а не 16, как в седмичные дни.

8
В некоторых храмах и монастырях говорят
иначе: «Бог простит тя, отче святый.
Помолися о
нас, грешных», что вполне согласно с
Уставом.

9
В Типиконе ничего не сказано о пении
каких-либо песнопений во время чина
прощения. Краткое указание: «И целуем
святыя и
честныя
иконы»
предусматривает совершение этого
обряда в молчании. В старинных же
соборных Чиновниках, например,
Новгородского Софийского собора,
Московского Большого Успенского собора,
указывается петь во время целования
святынь песнопения молитвенно-покаянного
содержания: «Покаяния отверзи ми
двери…», «На спасения стези…», «Множества
содеянных…», «Владычице, приими
молитвы…», стихиру Успения: «О дивное
чудо…» и молитву Святому Духу: «Царю
Небесный…». В некоторых храмах принято
также петь стихиры Пасхи, заканчивая
словами: «И та́ко
возопии́м».