Среда 1-й седмицы. Мчч. Памфи́ла
и и́же
с ним.
Литургия Преждеосвященных Даров.
Подробное изложение порядка богослужения
утрени и часов см. 14 февраля.
Утреня совершается, как указано в
понедельник.
Особенности: к первому Троичному тропарю
окончание: «Свят, Свят, Свят еси, Боже
наш, силою Креста Твоего сохрани нас,
Господи». Кафизмы 19-я, 20-я и 1-я. Трипеснец
состоит из 3-й, 8-й и 9-й песней.
1-я песнь канона стихословится так же,
как во вторник (ирмос Минеи и тропари
со стихами на 4).
2-я песнь не стихословится.
3-я песнь стихословится подобно 1-й в
понедельник (поскольку соединяется с
трипеснцем).
Песни с 4-й по 9-ю стихословятся как в
понедельник.
По 3-й песни – седален мчч. Памфи́ла
и и́же с ним,
глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен
Минеи, глас тот же: «Де́ва
и а́гница…».
По 6-й песни – кондак мчч. Памфи́ла
и и́же с ним,
глас 4-й. (Мученичен Октоиха из приложения
Триоди поется в составе седальнов по
1-м стихословии.)
К светильну первое окончание: «…силою,
Господи, Креста Твоего и спаси мя».
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с
обычными припевами). «Слава, и ныне» –
Крестобогородичен Триоди, глас тот же:
«Что зри́мое
виде́ние…».
Прочее – как в понедельник.
Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в
понедельник.
На 1-м часе – кафизма 2-я, на 3-м часе –
кафизма 3-я, на 6-м часе – кафизма 4-я, на
9-м часе – кафизма 5-я.
На 6-м часе 1-й прокимен, глас 4-й: «Испове́мся
Тебе, Господи…»; стих: «Возвеселю́ся
и возра́дуюся…».
2-й прокимен, глас 6-й: «Пра́веден
Господь, и правды возлюби́…»;
стих: «На Господа
упова́х…».
Изобразительны. Подробное изложение
порядка изобразительных см. 14 февраля.
В храме Господском – кондак дневной:
«Вознесы́йся
на Крест…», кондак Минеи (если есть).
«Слава» – «Со святыми упокой…», «И
ныне» – «Предстательство христиан…»,
а кондак храма опускается.
Кондаки в храме Богородицы и святого –
в том же порядке, что и в понедельник.
Образец завершения последования
изобразительных
в среду и пятницу (перед Литургией
Преждеосвященных Даров)
После молитвы прп. Ефрема Сирина с 16
поклонами читается конечное Трисвятое.
По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец:
«Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва:
«Всесвятая Троице…». Иерей на солее
при закрытых царских вратах совершает
отпуст следующим образом. Иерей (или
диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно
есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего»
(включительно). Иерей: «Пресвятая
Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую
Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе
Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи,
помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей
произносит отпуст: «Христос, Истинный
Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй»
(трижды). Многолетны, по традиции, не
поются. Иерей возвращается в алтарь.
Образец совершения Литургии
Преждеосвященных Даров
Примечание.
В Служебнике указания относительно
чина Литургии Преждеосвященных Даров
находятся в трех главах. При этом
некоторые действия вошли в практику
без записи. В 1916 году по благословению
Святейшего Синода был издан «Чин
Божественныя Литургии Преждеосвященных»,
где указания Служебника изложены в
последовательном порядке и восполнены
всем, что вошло в практику по обычаю1.
В «Богослужебных указаниях» при изложении
порядка Литургии учтены особенности
этого издания.
Перед Литургией Преждеосвященных Даров
входные молитвы совершаются так: с
началом пения «Во Царствии Твоем…»2
отверзается завеса; священник и диакон
боковыми дверьми выходят из алтаря к
царским вратам и, сотворив перед ними
три поясных поклона, совершают обычное
начало и прочее последование входных
молитв. Затем отходят к иконе Спасителя,
читая тропарь: «Пречистому Образу
Твоему…», полагают два земных поклона
(так по Уставу; однако, по установившейся
практике, поклоны совершаются поясные),
целуют икону и полагают третий земной
поклон. В таком же порядке они кланяются
и целуют икону Богородицы, читая тропарь:
«Милосердия су́щи…».
Также кланяются и целуют иконы храма и
праздника (если есть). (В составе входных
молитв – те же молитвы, что и на полной
Литургии, за исключением: «Господи,
низпосли́
руку Твою…», в которой испрашивается
у Господа помощь на совершение Бескровной
Жертвы.) По поклонении святым иконам
священник и диакон, став пред царскими
вратами, читают: «Осла́би,
оста́ви…»
и полагают один земной поклон. Посем,
обратившись к народу, кланяются в пояс,
испрашивая прощение, и входят в алтарь
с молитвой: «Вни́ду
в дом Твой…». По входе в алтарь
священнослужители дважды поклоняются
перед святым престолом до земли, целуют
престол, Крест на нем и Евангелие и,
совершив третье поклонение, кланяются
друг другу, а затем облачаются в священные
одежды; молитвы на облачение не читаются.
Иерей благословляет рукой каждую
принадлежность облачения, целует на
ней Крест и произносит тихо: «Господу
помолимся». Отпуст изобразительных
(см. выше) на солее, затем иерей возвращается
в алтарь.
Иерей с диаконом совершают три малых
поклона перед святым престолом и молятся:
«Боже, очи́сти
мя, грешнаго». Диакон молча принимает
благословение от иерея, исходит северными
дверьми на солею и, помолившись,
возглашает: «Благослови́,
владыко». Иерей, стоя перед престолом
и творя крест Евангелием, произносит
начальный возглас: «Благослове́но
Царство…». Певцы: «Аминь». Чтец:
«Прииди́те,
поклони́мся…»
(трижды)3
и псалом 103-й (предначинательный)4.
Во время чтения псалма священник тайно
читает «с откровенною главою» перед
царскими вратами светильничные молитвы,
начиная с 4-й: «Немо́лчными
пе́сньми…».
Три первые молитвы здесь не читаются,
так как они будут прочитаны позднее.
По исполнении псалма – ектения великая.
Певцы поют: «Господи, помилуй» великопостным
распевом. Во время ектении священник
читает (тайно) молитву 1-го антифона (1-ю
светильничную молитву): «Господи Щедрый
и Милостивый…»5.
По окончании ектении иерей возглашает:
«Яко подобает Тебе всякая слава…».
Кафизма 18-я. Особенность стихословия
состоит в том, что по каждом антифоне
кафизмы на вечерне Преждеосвященной
Литургии положена малая ектения6.
Во время 1-го антифона иерей переставляет
Евангелие, лежащее на святом антиминсе,
на правую сторону престола7,
раскрывает антиминс и поставляет на
него дискос, открывает стоящую на горнем
месте престола дарохранительницу и,
совершив с диаконом земной поклон (в
некоторых храмах – два земных поклона),
полагает со благоговением Преждеосвященный
Агнец на дискос (в некоторых храмах –
с помощью копия и лжицы), после чего
творит земной поклон. К этому времени
чтец заканчивает первый антифон: «Слава,
и ныне». «Аллилуия» (трижды). Диакон
произносит малую ектению, во время
которой священник в алтаре читает
(тайно) молитву 2-го антифона (2-ю
светильничную молитву): «Господи, да не
я́ростию
Твоею…». По окончании ектении иерей
возглашает: «Яко Твоя держава…». Певцы:
«Аминь». Чтец – 2-й антифон кафизмы.
Во время 2-го антифона совершается
каждение Святого Агнца, находящегося
на престоле. По возгласе «Яко Твоя
держава…» иерей и диакон земно поклоняются
пред Святыми Дарами; затем иерей с
кадилом, диакон со свечой трижды совершают
каждение вокруг престола. По окончании
каждения оба вновь поклоняются пред
Святыми Дарами. Диакон произносит малую
ектению, во время которой иерей читает
(тайно) молитву 3-го антифона (3-ю
светильничную молитву): «Господи Боже
наш…». По окончании ектении иерей
возглашает: «Яко Благ и Человеколюбец…».
Певцы: «Аминь». Чтец – 3-й антифон кафизмы.
Во время 3-го антифона совершается
перенесение Святого Агнца на жертвенник.
Иерей творит земной поклон перед Святыми
Дарами (в некоторых храмах – два земных
поклона), затем, держа дискос близ чела,
в предшествии диакона со свечой в левой
руке и кадилом в правой, переносит дискос
на жертвенник, идя через горнее место.
В это время все молящиеся в алтаре
становятся на колени (по благочестивому
обычаю, во время чтения 3-го антифона то
же делают и все молящиеся в храме). Иерей
у жертвенника вливает в потир вино с
водой, кадит сначала звезди́цу,
ставит ее на дискос, затем кадит малые
покро́вцы,
покрывает ими, как обычно, дискос и
потир. Потом, окадив большой возду́х,
покрывает им дискос и потир вместе, не
произнося никаких проскомидийных
молитв. При каждом священнодействии
иерей произносит только: «Господу
помолимся», «Господи, помилуй». После
покрытия возду́хом
священных сосудов иерей произносит:
«Молитвами святых отец наших, Господи
Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».
Диакон поставляет возжженную свечу на
жертвенник перед Святыми Дарами и
глаголет: «Аминь». Иерей кадит Святые
Дары и творит земной поклон.
По перенесении Святых Даров на жертвенник
диакон произносит малую ектению, а иерей
возвращается к престолу, складывает
антиминс и снова возлагает на него
Евангелие и по окончании ектении
возглашает: «Яко Ты еси Бог наш, Бог
ми́ловати и
спаса́ти…».
Певцы: «Аминь».
После кафизмы поется «Господи, воззвах».
Стихиры на 10: Триоди, глас 8-й, глас 2-й и
глас 5-й – 6, и Минеи, глас 2-й и глас 4-й (с
17 февраля, вмч. Фео́дора
Ти́рона)8
– 4 (в Минее 6 стихир, две из них опускаются).
«Слава» – Минеи (вмч.
Фео́дора
Ти́рона),
глас 6-й: «Свяще́ния
дар…», «И ныне» – Богородичен по гласу
«Славы», от меньших: «о́ко
се́рдца
моего́…».
Во время пения стихир совершается
обычное каждение всего храма.
Примечание.
Если в Минее славника нет, то «Слава, и
ныне» – Богородичен Минеи на ряду.
При пении последней стихиры на «Слава,
и ныне» (или на «И ныне») открываются
царские врата и совершается вход с
кадилом. Если на Преждеосвященной
Литургии полагается чтение Евангелия
(например, 24 февраля, 9 марта, в храмовый
или полиелейный праздник, в первые три
дня Страстно́й
седмицы), то вход совершается с Евангелием.
Диакон: «Премудрость, про́сти».
«Свете Тихий». Диакон: «Вонмем». Иерей:
«Мир всем». Чтец: «И духови твоему».
Диакон: «Премудрость». Чтец9
произносит прокимен Триоди (по обычному
чину). По исполнении прокимна (со стихом)
диакон: «Премудрость». Чтец произносит
наименование 1-й паримии Триоди: «Бытия
чтение». Диакон: «Вонмем». Читается
первая паримия Триоди (царские врата
затворяются). По окончании паримии
диакон: «Вонмем», царские врата
отверзаются. Поется второй прокимен
Триоди. По исполнении его диакон
возглашает: «Повелите». (Священник при
служении без диакона слово «Повелите»
не произносит.) Иерей, взяв обеими руками
кадило и свещник со свечой, стоя лицом
к престолу, начертывает ими знак Креста
и произносит велегласно: «Премудрость,
про́сти».
После этого, обратясь на запад, к народу,
он воздвигает свечу с кадилом и возглашает:
«Свет Христов просвещает всех»10.
(В это время молящиеся, по глубокому
благоговению пред Господом Иисусом
Христом – Светом истины, преклоняются
до земли11.)
Чтец произносит наименование 2-й паримии
Триоди: «Притчей чтение». Диакон:
«Вонмем». Читается вторая паримия Триоди
(царские врата затворяются). По окончании
паримии царские врата, по обычаю,
отверзаются. Иерей, благословляя чтеца,
произносит: «Мир ти». Диакон: «Премудрость».
И следует пение стихов великого прокимна:
«Да испра́вится
молитва моя…».
Примечание.
«Да исправится молитва моя…» – древний
великий прокимен великопостных
торжественных служб (схема исполнения
такая же, как и у всех великих прокимнов).
«И по исполне́нии
пареми́й,
глаго́лет
иере́й:
Мир ти.
И диа́кон:
Прему́дрость.
Чтец: Да
испра́вится
моли́тва
моя́:
Тогда́
пра́ваго
и ле́ваго
ли́ка,
и предстоя́щий
наро́д
о́бе
страны́
во всей це́ркви
стоя́т
на коле́нах
моля́щеся.
И по пе́нии
чтеца́,
1-й лик пое́т
то́йжде:
Да испра́вится
моли́тва
моя́:
И чтец, и друга́я
страна́
ли́ка,
и предстоя́щий
наро́д,
стоя́т
на коле́нах,
до́ндеже
пропою́т.
Та́же
чтец пое́т
1-й стих: Го́споди,
воззва́х
к Тебе́,
услы́ши
мя: И по
пропе́тии
стиха́,
поет
2-й лик: Да
испра́вится
моли́тва
моя́:
Тогда́
чтец, и 1-й лик, и тоя́
страны́
предстоя́щий
наро́д
припа́дают
на коле́на:
Та́же
чтец пое́т
2-й стих: Положи́,
Го́споди,
хране́ние:
И 1-й лик па́ки
пое́т:
Да испра́вится
моли́тва
моя́:
И чтец, и 2-й лик, и предстоя́щий
наро́д,
па́ки
приклоня́ют
коле́на.
И па́ки
чтец пое́т
3-й стих: Не
уклони́
се́рдце
мое́:
и 2-й лик пое́т:
Да испра́вится
моли́тва
моя́:
И приклоня́ет
коле́на
чтец, и 1-й лик, и наро́д.
И па́ки
чтец пое́т:
Да испра́вится
моли́тва
моя́,
я́ко
кади́ло
пред Тобо́ю:
И тогда́
о́ба
ли́ка,
и во це́ркви
предстоя́щий
весь наро́д,
припа́дают
на коле́на,
и стоя́т,
до́ндеже
чтец пое́т:
И воста́вше
допева́ют
на кли́росе:
Воздея́ние
руку́
мое́ю
же́ртва
вече́рняя.
И по исполне́нии
твори́м