Среда 1-й седмицы. Мчч. Памфи́ла
и
и́же
с ним.

Литургия Преждеосвященных Даров.


Подробное изложение порядка богослужения
утрени и часов см. 14 февраля.

Утреня совершается, как указано в
понедельник.

Особенности: к первому Троичному тропарю
окончание: «Свят, Свят, Свят еси, Боже
наш, силою Креста Твоего сохрани нас,
Господи». Кафизмы 19-я, 20-я и 1-я. Трипеснец
состоит из 3-й, 8-й и 9-й песней.

1-я песнь канона стихословится так же,
как во вторник (ирмос Минеи и тропари
со стихами на 4).

2-я песнь не стихословится.

3-я песнь стихословится подобно 1-й в
понедельник (поскольку соединяется с
трипеснцем).

Песни с 4-й по 9-ю стихословятся как в
понедельник.

По 3-й песни – седален мчч. Памфи́ла
и и́же с ним,
глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен
Минеи, глас тот же: «Де́ва
и а́гница…».

По 6-й песни – кондак мчч. Памфи́ла
и и́же с ним,
глас 4-й. (Мученичен Октоиха из приложения
Триоди поется в составе седальнов по
1-м стихословии.)

К светильну первое окончание: «…силою,
Господи, Креста Твоего и спаси мя».

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с
обычными припевами). «Слава, и ныне» –
Крестобогородичен Триоди, глас тот же:
«Что зри́мое
виде́ние…».
Прочее – как в понедельник.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в
понедельник.

На 1-м часе – кафизма 2-я, на 3-м часе –
кафизма 3-я, на 6-м часе – кафизма 4-я, на
9-м часе – кафизма 5-я.

На 6-м часе 1-й прокимен, глас 4-й: «Испове́мся
Тебе, Господи…»; стих: «Возвеселю́ся
и возра́дуюся…».
2-й прокимен, глас 6-й: «Пра́веден
Господь, и правды возлюби́…»;
стих: «На Господа
упова́х…».

Изобразительны. Подробное изложение
порядка изобразительных см. 14 февраля.

В храме Господском – кондак дневной:
«Вознесы́йся
на Крест…», кондак Минеи (если есть).
«Слава» – «Со святыми упокой…», «И
ныне» – «Предстательство христиан…»,
а кондак храма опускается.

Кондаки в храме Богородицы и святого –
в том же порядке, что и в понедельник.

Образец завершения последования
изобразительных

в среду и пятницу (перед Литургией
Преждеосвященных Даров)

После молитвы прп. Ефрема Сирина с 16
поклонами читается конечное Трисвятое.
По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец:
«Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва:
«Всесвятая Троице…». Иерей на солее
при закрытых царских вратах совершает
отпуст следующим образом. Иерей (или
диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно
есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего»
(включительно). Иерей: «Пресвятая
Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую
Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе
Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи,
помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей
произносит отпуст: «Христос, Истинный
Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй»
(трижды). Многолетны, по традиции, не
поются. Иерей возвращается в алтарь.

Образец совершения Литургии
Преждеосвященных Даров

Примечание.
В Служебнике указания относительно
чина Литургии Преждеосвященных Даров
находятся в трех главах. При этом
некоторые действия вошли в практику
без записи. В 1916 году по благословению
Святейшего Синода был издан «Чин
Божественныя Литургии Преждеосвященных»,
где указания Служебника изложены в
последовательном порядке и восполнены
всем, что вошло в практику по обычаю1.
В «Богослужебных указаниях» при изложении
порядка Литургии учтены особенности
этого издания.

Перед Литургией Преждеосвященных Даров
входные молитвы совершаются так: с
началом пения «Во Царствии Твоем…»2
отверзается завеса; священник и диакон
боковыми дверьми выходят из алтаря к
царским вратам и, сотворив перед ними
три поясных поклона, совершают обычное
начало и прочее последование входных
молитв. Затем отходят к иконе Спасителя,
читая тропарь: «Пречистому Образу
Твоему…», полагают два земных поклона
(так по Уставу; однако, по установившейся
практике, поклоны совершаются поясные),
целуют икону и полагают третий земной
поклон. В таком же порядке они кланяются
и целуют икону Богородицы, читая тропарь:
«Милосердия су́щи…».
Также кланяются и целуют иконы храма и
праздника (если есть). (В составе входных
молитв – те же молитвы, что и на полной
Литургии, за исключением: «Господи,
низпосли́
руку Твою…», в которой испрашивается
у Господа помощь на совершение Бескровной
Жертвы.) По поклонении святым иконам
священник и диакон, став пред царскими
вратами, читают: «Осла́би,
оста́ви…»
и полагают один земной поклон. Посем,
обратившись к народу, кланяются в пояс,
испрашивая прощение, и входят в алтарь
с молитвой: «Вни́ду
в дом Твой…». По входе в алтарь
священнослужители дважды поклоняются
перед святым престолом до земли, целуют
престол, Крест на нем и Евангелие и,
совершив третье поклонение, кланяются
друг другу, а затем облачаются в священные
одежды; молитвы на облачение не читаются.
Иерей благословляет рукой каждую
принадлежность облачения, целует на
ней Крест и произносит тихо: «Господу
помолимся». Отпуст изобразительных
(см. выше) на солее, затем иерей возвращается
в алтарь.

Иерей с диаконом совершают три малых
поклона перед святым престолом и молятся:
«Боже, очи́сти
мя, грешнаго». Диакон молча принимает
благословение от иерея, исходит северными
дверьми на солею и, помолившись,
возглашает: «Благослови́,
владыко». Иерей, стоя перед престолом
и творя крест Евангелием, произносит
начальный возглас: «Благослове́но
Царство…». Певцы: «Аминь». Чтец:
«Прииди́те,
поклони́мся…»
(трижды)3
и псалом 103-й (предначинательный)4.
Во время чтения псалма священник тайно
читает «с откровенною главою» перед
царскими вратами светильничные молитвы,
начиная с 4-й: «Немо́лчными
пе́сньми…».
Три первые молитвы здесь не читаются,
так как они будут прочитаны позднее.

По исполнении псалма – ектения великая.
Певцы поют: «Господи, помилуй» великопостным
распевом. Во время ектении священник
читает (тайно) молитву 1-го антифона (1-ю
светильничную молитву): «Господи Щедрый
и Милостивый…»5.
По окончании ектении иерей возглашает:
«Яко подобает Тебе всякая слава…».
Кафизма 18-я. Особенность стихословия
состоит в том, что по каждом антифоне
кафизмы на вечерне Преждеосвященной
Литургии положена малая ектения6.

Во время 1-го антифона иерей переставляет
Евангелие, лежащее на святом антиминсе,
на правую сторону престола7,
раскрывает антиминс и поставляет на
него дискос, открывает стоящую на горнем
месте престола дарохранительницу и,
совершив с диаконом земной поклон (в
некоторых храмах – два земных поклона),
полагает со благоговением Преждеосвященный
Агнец на дискос (в некоторых храмах –
с помощью копия и лжицы), после чего
творит земной поклон. К этому времени
чтец заканчивает первый антифон: «Слава,
и ныне». «Аллилуия» (трижды). Диакон
произносит малую ектению, во время
которой священник в алтаре читает
(тайно) молитву 2-го антифона (2-ю
светильничную молитву): «Господи, да не
я́ростию
Твоею…». По окончании ектении иерей
возглашает: «Яко Твоя держава…». Певцы:
«Аминь». Чтец – 2-й антифон кафизмы.

Во время 2-го антифона совершается
каждение Святого Агнца, находящегося
на престоле. По возгласе «Яко Твоя
держава…» иерей и диакон земно поклоняются
пред Святыми Дарами; затем иерей с
кадилом, диакон со свечой трижды совершают
каждение вокруг престола. По окончании
каждения оба вновь поклоняются пред
Святыми Дарами. Диакон произносит малую
ектению, во время которой иерей читает
(тайно) молитву 3-го антифона (3-ю
светильничную молитву): «Господи Боже
наш…». По окончании ектении иерей
возглашает: «Яко Благ и Человеколюбец…».
Певцы: «Аминь». Чтец – 3-й антифон кафизмы.

Во время 3-го антифона совершается
перенесение Святого Агнца на жертвенник.
Иерей творит земной поклон перед Святыми
Дарами (в некоторых храмах – два земных
поклона), затем, держа дискос близ чела,
в предшествии диакона со свечой в левой
руке и кадилом в правой, переносит дискос
на жертвенник, идя через горнее место.
В это время все молящиеся в алтаре
становятся на колени (по благочестивому
обычаю, во время чтения 3-го антифона то
же делают и все молящиеся в храме). Иерей
у жертвенника вливает в потир вино с
водой, кадит сначала звезди́цу,
ставит ее на дискос, затем кадит малые
покро́вцы,
покрывает ими, как обычно, дискос и
потир. Потом, окадив большой возду́х,
покрывает им дискос и потир вместе, не
произнося никаких проскомидийных
молитв. При каждом священнодействии
иерей произносит только: «Господу
помолимся», «Господи, помилуй». После
покрытия возду́хом
священных сосудов иерей произносит:
«Молитвами святых отец наших, Господи
Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».
Диакон поставляет возжженную свечу на
жертвенник перед Святыми Дарами и
глаголет: «Аминь». Иерей кадит Святые
Дары и творит земной поклон.

По перенесении Святых Даров на жертвенник
диакон произносит малую ектению, а иерей
возвращается к престолу, складывает
антиминс и снова возлагает на него
Евангелие и по окончании ектении
возглашает: «Яко Ты еси Бог наш, Бог
ми́ловати и
спаса́ти…».
Певцы: «Аминь».

После кафизмы поется «Господи, воззвах».
Стихиры на 10: Триоди, глас 8-й, глас 2-й и
глас 5-й – 6, и Минеи, глас 2-й и глас 4-й (с
17 февраля, вмч. Фео́дора
Ти́рона)8
– 4 (в Минее 6 стихир, две из них опускаются).
«Слава» – Минеи (вмч.
Фео́дора
Ти́рона),
глас 6-й: «Свяще́ния
дар…», «И ныне» – Богородичен по гласу
«Славы», от меньших: «о́ко
се́рдца
моего́…».
Во время пения стихир совершается
обычное каждение всего храма.

Примечание.
Если в Минее славника нет, то «Слава, и
ныне» – Богородичен Минеи на ряду.

При пении последней стихиры на «Слава,
и ныне» (или на «И ныне») открываются
царские врата и совершается вход с
кадилом. Если на Преждеосвященной
Литургии полагается чтение Евангелия
(например, 24 февраля, 9 марта, в храмовый
или полиелейный праздник, в первые три
дня Страстно́й
седмицы), то вход совершается с Евангелием.

Диакон: «Премудрость, про́сти».
«Свете Тихий». Диакон: «Вонмем». Иерей:
«Мир всем». Чтец: «И духови твоему».
Диакон: «Премудрость». Чтец9
произносит прокимен Триоди (по обычному
чину). По исполнении прокимна (со стихом)
диакон: «Премудрость». Чтец произносит
наименование 1-й паримии Триоди: «Бытия
чтение». Диакон: «Вонмем». Читается
первая паримия Триоди (царские врата
затворяются). По окончании паримии
диакон: «Вонмем», царские врата
отверзаются. Поется второй прокимен
Триоди. По исполнении его диакон
возглашает: «Повелите». (Священник при
служении без диакона слово «Повелите»
не произносит.) Иерей, взяв обеими руками
кадило и свещник со свечой, стоя лицом
к престолу, начертывает ими знак Креста
и произносит велегласно: «Премудрость,
про́сти».
После этого, обратясь на запад, к народу,
он воздвигает свечу с кадилом и возглашает:
«Свет Христов просвещает всех»10.
(В это время молящиеся, по глубокому
благоговению пред Господом Иисусом
Христом – Светом истины, преклоняются
до земли11.)
Чтец произносит наименование 2-й паримии
Триоди: «Притчей чтение». Диакон:
«Вонмем». Читается вторая паримия Триоди
(царские врата затворяются). По окончании
паримии царские врата, по обычаю,
отверзаются. Иерей, благословляя чтеца,
произносит: «Мир ти». Диакон: «Премудрость».
И следует пение стихов великого прокимна:
«Да испра́вится
молитва моя…».

Примечание.
«Да исправится молитва моя…» – древний
великий прокимен великопостных
торжественных служб (схема исполнения
такая же, как и у всех великих прокимнов).

«И по исполне́нии
пареми́й,
глаго́лет
иере́й:
Мир ти.
И диа́кон:
Прему́дрость.
Чтец: Да
испр
а́вится
мол
и́тва
мо
я́:
Тогда́
пра́ваго
и ле́ваго
ли́ка,
и предстоя́щий
наро́д
о́бе
страны́
во всей це́ркви
стоя́т
на коле́нах
моля́щеся.
И по пе́нии
чтеца́,
1-й лик пое́т
то́йжде:
Да испра́вится
мол
и́тва
мо
я́:
И чтец, и друга́я
страна́
ли́ка,
и предстоя́щий
наро́д,
стоя́т
на коле́нах,
до́ндеже
пропою́т.
Та́же
чтец пое́т
1-й стих: Го́споди,
воззв
а́х
к Теб
е́,
усл
ы́ши
мя:
И по
пропе́тии
стиха́,
поет
2-й лик: Да
испр
а́вится
мол
и́тва
мо
я́:
Тогда́
чтец, и 1-й лик, и тоя́
страны́
предстоя́щий
наро́д
припа́дают
на коле́на:
Та́же
чтец пое́т
2-й стих: Положи́,
Г
о́споди,
хран
е́ние:
И 1-й лик па́ки
пое́т:
Да испра́вится
мол
и́тва
мо
я́:
И чтец, и 2-й лик, и предстоя́щий
наро́д,
па́ки
приклоня́ют
коле́на.
И па́ки
чтец пое́т
3-й стих: Не
уклон
и́
с
е́рдце
мо
е́:
и 2-й лик пое́т:
Да испр
а́вится
мол
и́тва
мо
я́:
И приклоня́ет
коле́на
чтец, и 1-й лик, и наро́д.
И па́ки
чтец пое́т:
Да испра́вится
мол
и́тва
мо
я́,
я́ко
кад
и́ло
пред Тоб
о́ю:
И тогда́
о́ба
ли́ка,
и во це́ркви
предстоя́щий
весь наро́д,
припа́дают
на коле́на,
и стоя́т,
до́ндеже
чтец пое́т:
И воста́вше
допева́ют
на кли́росе:
Воздея́ние
рук
у́
мо
е́ю
ж
е́ртва
веч
е́рняя.
И по исполне́нии
твори́м
поклоны
3» (Типико́н,
гл. 49-я, в среду 1-й седмицы вечера).

Чтец12,
стоя перед царскими вратами, поет
избранные стихи 140-го псалма: «Да
испра́вится
молитва моя, яко кадило, пред Тобою,
воздея́ние
руку́ моею,
жертва вечерняя». В это время, согласно
современной практике, все молящиеся
становятся на колени и стоят так до
окончания всех четырех стихов. Певцы
хора, по окончании пения чтецом первого
стиха, встают с колен и тоже поют: «Да
испра́вится
молитва моя…» и затем опять становятся
на колени. Чтец же всегда становится на
колени во время пения хора. В таком
порядке чтецом поются еще три стиха:
«Господи, воззва́х…»,
«Положи́,
Господи…» и «Не уклони́
сердце мое…», певцы после каждого из
них поют: «Да испра́вится…».
Затем чтец поет первую половину прокимна:
«Да испра́вится
молитва моя, яко кадило пред Тобою», все
встают с колен, и певцы допевают:
«Воздея́ние
руку́ моею,
жертва вечерняя».

Иерей во время пения этих стихов, стоя
(стоят и все священники, совершающие
соборное служение)13
перед престолом, совершает каждение.
При пении на клиросе «Да исправится…»
после стиха: «Не уклони́
сердце…» иерей переходит к жертвеннику
и кадит перед жертвенником. Затем отдает
кадило диакону и, благоговейно поклонившись
святыне (поясной поклон), отходит к
престолу. При заключительном пении «Да
испра́вится…»
предстоятель (и все священники, совершающие
соборное служение) преклоняет колена
и повергается ниц пред престолом, а
диакон продолжает кадить Святые Дары
до окончания пения.

По окончании пения «Да испра́вится
молитва моя…» иерей, по обычаю, произносит
молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя
великими поклонами). Вслед за молитвой
– прокимен, Апостол, аллилуиарий и
Евангелие14,
если положено по Уставу. Если же нет
Апостола и Евангелия, царские врата
затворяются. Ектения «Рцем вси…», и
затем совершается прочее последование
Литургии Преждеосвященных Даров15.

На пение «Ныне силы Небесныя…» отверзаются
царские врата. Диакон кадит святой
алтарь, а также священников и диаконов,
при этом иконостас и молящихся диакон
не кадит. При совершении каждения диакон
тайно читает 50-й псалом. Затем иерей,
стоя с диаконом перед престолом, воздевает
руки горе́
и молится: «Ныне силы Небесныя…»
(трижды), и целует престол. Потом идет к
жертвеннику, трижды кланяется со словами:
«Боже, очисти мя, грешнаго», трижды кадит
Святые Дары и, отдав кадило диакону,
возлагает на его плечо возду́х.
Сам же правой рукой приемлет дискос и
держит его на уровне чела, в левую руку
берет потир16
(держит его «при пе́рсех»)
и переносит Святые Дары с жертвенника
на престол, исходя северными дверьми и
входя в алтарь царскими вратами. Диакон
предшествует священнику, идя лицом к
Святым Дарам, «с кадильницею то́чию»17
и кадит часто (перед диаконом, как и на
полной Литургии, идут свещеносцы).
Никаких остановок на солее и поминовений
не бывает. При прохождении иерея через
солею все молящиеся повергаются ниц.
По входе в алтарь иерей поставляет
Святые Дары на антиминсе. Молящиеся
встают, певцы поют: «Верою и любовию
присту́пим…».
Иерей отлагает покро́вцы,
покрывает возду́хом
(предварительно окадив его) Святые Дары
и кадит их. При священнодействиях ничего
не произносится. Диакон молча принимает
благословение от иерея.

По окончании пения «Верою и любовию…»
полагаются три великих поклона. При
этом иерей произносит (в алтаре) молитву
прп. Ефрема Сирина (в Типиконе нет
указаний на произношение в этом месте
службы молитвы прп. Ефрема Сирина, но
обычай чтения ее очень распространен).
Царские врата затворяются, завеса
закрывается наполовину. Диакон произносит
ектению «Исполним вечернюю молитву
нашу…». Возглас: «И сподоби нас, Владыко…».
Певцы: «Отче наш…». Иерей: «Яко Твое
есть Царство…». Певцы: «Аминь». Иерей:
«Мир всем». Певцы: «И духови твоему».
Диакон: «Главы́
наша Господеви прикло́ним».
Певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Благодатию
и щедротами…». Певцы: «Аминь» (протяжно).
Закрывается полностью завеса царских
врат. Диакон: «Вонмем». Иерей влагает
правую руку под возду́х,
«со благоговением и страхом» прикасаясь
к Святому Агнцу, и возглашает:
«Преждеосвяще́нная
Свята́я
святы́м».
Певцы: «Един Свят…» и запричастный
стих: «Вкуси́те
и ви́дите,
яко Благ Господь», «Аллилуия» (трижды).
Если читались Апостол и Евангелие
святого, то поется и причастен святого.

Иерей отлагает возду́х
и снимает звездицу. Диакон входит в
алтарь и произносит: «Раздроби, владыко,
Святый Хлеб». Священник: «Раздробляется
и разделяется…», – раздробляет Святой
Агнец и влагает частицу в потир, ничего
не произнося. Теплота вливается в потир
тоже в молчании. Иерей и диакон причащаются
по чину, указанному в Служебнике, в
«Изъявлении о некиих исправле́ниих
в служении Преждеосвященныя Литургии».
(Особенность причащения: если Литургия
Преждеосвященных Даров совершается
священником с диаконом, то диакон, приняв
часть Святых Таин, не испивает из потира
и не вкушает анти́дора,
поскольку он совершает это по потреблении
Святых Даров. Так же поступает священник,
если служит без диакона.) По открытии
царских врат возглас: «Со страхом Божиим
и верою приступи́те».
Певцы: «Благословлю Господа на всякое
время, хвала Его во усте́х
моих». Причащение народа совершается
по обычному чину18.
Иерей: «Спаси, Боже, люди Твоя…». Певцы:
«Хлеб Небесный и Чашу Жизни вкуси́те
и ви́дите,
яко Благ Господь». «Аллилуия» (трижды).
Перед отнесением на жертвенник священник
трижды кадит Святые Дары, но слова:
«Вознеси́ся
на Небеса, Боже…» не произносит.

По возгласе иерея «Всегда, ныне и присно…»
– певцы: «Да испо́лнятся
уста наша…». Заамвонная молитва: «Владыко
Вседержителю…». Певцы: «Аминь». «Бу́ди
имя Господне…» (трижды). [«Слава, и
ныне».]19
Псалом 33-й. Во время чтения или пения
33-го псалма иерей раздает антидор
(хранившийся с полной литургии) молящимся.
Затем иерей, благословляя народ,
произносит: «Благословение Господне
на вас…». Певцы: «Аминь». Иерей: «Слава
Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и
ныне», «Господи, помилуй» (трижды),
«Благослови». Иерей творит отпуст20.
Певцы поют многолетны.

Примечание.
Церковный Устав указывает дни, когда
может совершаться Литургия Преждеосвященных
Даров. Это среды и пятницы первых шести
седмиц Великого поста, четверток 5-й
седмицы, Понедельник, Вторник и Среда
Страстной
седмицы, 24 февраля и 9 марта, храмовый
или полиелейный праздник (если случится
в седмичные дни – не в субботу и Неделю)21.
Совершение данной Литургии в других
случаях, например ради погребения или
поминовения усопших, будет недопустимым
и неоправданным нарушением Устава,
поскольку на Преждеосвященной литургии
нет самых важных и действенных поминовений:
в конце анафоры (Евхаристического
канона) и с изъятием частиц в память
усопших и омовением их в Крови Христовой.
Именно потому, что Литургия Преждеосвященных
Даров не может быть заупокойной, в ее
чинопоследовании не предусматривается
произнесение заупокойной ектении и
присоединение каких-либо заупокойных
песнопений (за исключением стихиры на
вечерне на «Господи, воззвах» в пятницы
2-й, 3-й и 4-й седмиц, поскольку в субботы
этих седмиц совершается поминовение
усопших). Поэтому не следует допускать
совершения Литургии Преждеосвященных
Даров в другие дни, кроме указанных
Церковным Уставом.

Великое повечерие с каноном прп.
Андрея Критского – по чину понедельника
1-й седмицы (см. 14 февраля).


1
Ср.: Чин Божественныя Литургии
Преждеосвященных (в полном изложении).
М.: Издательство Московской Патриархии
Русской Православной Церкви, 2011.

2
На практике входные молитвы часто
совершаются в конце 9-го часа, так чтобы
во время изобразительных священнослужители
успели облачиться и выйти на молитву
прп. Ефрема Сирина. Существует также
практика чтения входных молитв перед
богослужением, облачение же к Литургии
Преждеосвященных Даров при этом
совершается во время изобразительных.

3
Если вечерня с Литургией Преждеосвященных
Даров совершается в отдельном от 9-го
часа и изобразительных богослужебном
собрании, то после начального возгласа
«Благословено Царство…» должно читаться
обычное начало: «Слава Тебе, Боже наш,
слава Тебе», «Царю Небесный…» и проч.
(ср. с богослужением Великого Четвертка).
Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав
Православной Церкви. С. 530.

4
«Диакон же
стоит пред
иконою Спаса,
ожидая
окончания
псалма»
(см.: Чин Божественныя Литургии
Преждеосвященных (в полном изложении).
М., 2011. С. 5). Существует также практика,
согласно которой диакон после начального
возгласа Литургии возвращается в
алтарь, откуда потом выходит к произнесению
великой ектении (обычно – в конце
предначинательного псалма).

5
См.: Служебник. М.: Издательский Совет
Русской Православной Церкви, 2005. С.
276–277.

6
Каждая «Слава» кафизмы завершается
чтецом следующим образом: Слава, и
ныне:
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа,
слава Тебе, Боже (трижды). Перед антифонами
кафизмы молитвословия: «Господи,
помилуй» (трижды) и Слава, и ныне,
не произносятся.

7
Раньше, по древней практике, отразившейся
в нашем Служебнике, Преждеосвященные
Дары перед богослужением находились
на жертвеннике. Там, где такая практика
сохраняется, иерей, согласно указанию
Служебника, «отходит… во святое
Предложение: и взем Преждеосвященный
Хлеб от хлебоносца, полагает и со
благоговением многим во святый дискос,
вложив во святую чашу вино и воду обычно,
ничтоже глаголя. И взем кадильницу,
кадит звездицу и покровы: и покрывает
я, ничтоже отнюд глаголя, ниже молитву
предложения, но токмо: Молитвами
святых отец наших, Господи Иисусе
Христе, Боже наш, помилуй нас
».

8
По этому образцу вместо службы вмч.
Фео́дора
Ти́рона
может совершаться неполиелейная служба
в честь сщмч. Ермоге́на,
патриарха Московского и всея России,
чудотворца (см. примечание 17 февраля).

9
Прокимны произносятся чтецом, читающим
паримии.

10
В некоторых местах в соединении с этим
обрядом сохраняется древнехристианский
обычай внесения вечернего светильника
в молитвенное собрание. Иерей святыми
вратами износит из алтаря выносной
подсвещник, стоявший перед жертвенником,
и оставляет его на солее.

11
См.: Никольский К., прот. Пособие к
изучению Устава богослужения Православной
Церкви. С. 465.

12
По Ирмологиону первое и конечное «Да
исправится…» и все стихи поет сам
служащий
иерей, стоя пред престолом и совершая
каждение. Однако обычно пение «Да
исправится…» совершается на середине
храма, за амвоном, тремя певцами.

13
См.: Булгаков С. В. Настольная книга
для священно-церковнослужителей.
К.,1913. М., 1993р. С. 923. Существует
также традиция, согласно которой
сослужащие предстоятелю иереи во время
пения Да исправится молитва моя…
становятся на колени.

14
Перед чтением Евангелия на Литургии
Преждеосвященных Даров священник, по
аналогии с полной Литургией, читает
молитву: «Возсияй
в сердцах
наших…»
(ср.: Настольная книга священнослужителя.
М.: Изд. Моск. Патриархии, 19922. Т.
1. С. 281; Георгиевский А. И. Чинопоследование
Божественной Литургии. Нижний Новгород,
1995. С. 181).

15
В некоторых храмах вторая ектения о
верных иереем, служащим без диакона,
произносится в сокращенном виде (по
аналогии с полной Литургией).

16
Если служат несколько священников, то
старший берет дискос со Святыми Дарами,
второй – Чашу, третий – Крест и т. д.,
как на полной Литургии.

17
Это указание Служебника надо понимать
в том смысле, что диакон не несет, как
на полной Литургии, дискос. По
установившейся практике, диакон в
правой руке держит кадило, а в левой –
свечу. Если служат два диакона, то
младший со свечой идет первым, за ним
– старший с кадилом, при этом постоянно
совершая каждение Святых Даров; оба
идут лицом к Святым Дарам.

18
Младенцев, которые не могут принять
частицу Тела Христова, на Литургии
Преждеосвященных Даров не причащают.

19
В Служебнике в последовании Литургии
Преждеосвященных Даров (с. 306) перед
33-м псалмом указано «Слава, и ныне»,
Типикон об этом умалчивает (с. 878). На
практике «Слава, и ныне» в этом месте
обычно опускается.

20
Составитель Литургии Преждеосвященных
Даров, согласно Служебнику, поминается
на отпусте перед призыванием всех
святых, а не перед святыми храма и дня
(как на полной Литургии).

При совершении Литургии
Преждеосвященных Даров в полиелейные
праздники произносится полный праздничный
отпуст, в котором в качестве святых дня
сначала поминается полиелейный святой
уходящего богослужебного дня, которому
пелись стихиры на Господи, воззвах,
а потом святой наступающего богослужебного
дня.

Некоторые литургисты (В.
Розанов и А. И. Георгиевский) относят
эту особенность поминовения святых
двух дней (уходящего и наступающего)
не только к Преждеосвященной Литургии
в полиелейные праздники, но и вообще к
дневному отпусту всякой Преждеосвященной
Литургии.

Другие (Н. Д. Успенский,
прот. К. Никольский) считают, что
основанием для упоминания на отпусте
святого уходящего дня является наличие
на вечерне с Преждеосвященной Литургией
каких-либо текстов, к данному святому
обращенных. Это происходит только при
полиелейных праздниках (на Господи,
воззвах
поются стихиры полиелейного
святого), на рядовой же вечерне с
Литургией Преждеосвященных Даров на
Господи, воззвах поются стихиры
святого наступающего богослужебного
дня, поэтому и имени святого уходящего
дня, согласно этому мнению, не должно
быть на отпусте.

21
Следует отметить, что в Русской Церкви
при совпадении памяти святителя
Московского Алексия (12 февраля ст. ст.)
с седмичными днями 2-й недели св.
Четыредесятницы должна совершаться
полиелейная служба (с Литургией
Преждеосвященных Даров), о чем
свидетельствует указание Типикона,
помещенное под 12 февраля: «а́ще
ли пост: пое́м
ему́ [свт.
Московскому Алексию. – Сост.] по
Ма́ркове
главе́,
я́коже
указа́ся
пе́ти
Обре́тению
Честны́я
главы
Предте́чевы»
(Типикон, 12 февраля, 1-е «зри»). Ср.: Ванюков
С., свящ.
О днях совершения Литургии
Преждеосвященных Даров // Московские
епархиальные ведомости. М., 2010. № 3–4.
С. 128–131.