Суббота 1-й седмицы. Вмч. Фео́дора
Ти́рона.
Сщмч. Ермоге́на,
патриарха Московского и всея России,
чудотворца (с 17
февраля)
Ап. от 70-ти
Архи́ппа.
Совершается служба вмч. Феодора Тирона
(из Триоди) (А).
Примечание.
На этот день с четверга, 17 февраля, может
быть перенесена полиелейная служба в
честь сщмч.
Ермогена,
патриарха Московского и всея России,
чудотворца
(см. Типикон,
24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9
марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9
марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я
Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы).
Приводим также порядок совершения
службы вмч. Феодора Тирона (из Триоди)
в соединении с полиелейной службой в
честь сщмч. Ермоге́на,
патриарха Московского и всея России,
чудотворца (Б).
А. Повечерие
великое без
поклонов:
По 1-м Трисвятом
– тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава,
и ныне» – Богородичен воскресный, глас
тот же: «Вся па́че
смы́сла…».
По 2-м Трисвятом
– тропари Часослова, глас 6-й: «Помилуй
нас, Господи…».
По «Слава в вышних…»
поется рядовая служба Минеи (с 19 февраля;
ап. от 70-ти Архи́ппа)1,
а также – заупокойный
канон Октоиха, 3-го гласа с утрени субботы
(без ирмосов)2.
Примечание.
«Ве́домо
да есть, яко после́дование
Мине́и,
прилуча́ющихся
святы́х
в суббо́ты
и Неде́ли
святы́я
Четыредеся́тницы,
пое́тся
в повече́риях,
или́
егда́
изво́лит
екклисиа́рх»
(см.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й
седмицы]», 3-е «зри»). «Кано́ны
же в Мине́и
настоя́щия
суббо́ты
и Неде́ли
пое́м,
егда́
изво́лит
екклисиа́рх:
еди́н
у́бо
пое́м
в повече́рии
пятка́,
други́й
же кано́н
пое́м
в повече́рии
Неде́ли»
(см.: Триодь Постная, в пяток вечера 1-й
седмицы).
После канонов –
«Достойно есть».
По 3-м Трисвятом
– кондак вмч. Феодора, глас 8-й (вместо
«Господи Сил…»). «Господи, помилуй»
(40). Молитва: «Иже на всякое время…».
«Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и
ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем
Господним…». Возглас: «Молитвами святых
отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва:
«Нескве́рная,
Небла́зная…»,
«И даждь нам, Владыко…», «Пресла́вная
Присноде́во…»,
«Упова́ние
мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе
Боже…». «Слава, и ныне», «Господи,
помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст
малый: «Христос, Истинный Бог наш…».
Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».
Полунощница
обычная – субботняя.
Утреня.
Начало субботней утрени: по возгласе
«Благословен Бог наш…», чтец: «Прииди́те,
поклони́мся…»
(трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на
которых совершается каждение всего
храма).
Примечание.
Субботнее богослужение святой
Четыредесятницы не имеет особенностей
седмичных великопостных служб.
На «Бог Господь»
– тропарь вмч. Феодора, глас 2-й (дважды).
«Слава, и ныне» – Богородичен воскресный,
глас тот же: «Вся па́че
смы́сла…».
Кафизмы 16-я и
17-я3.
После 16-й кафизмы
– малая ектения. Седальны Октоиха, глас
3-й.
После 17-й кафизмы
– малая ектения. Седален вмч. Феодора,
глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч.
Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен
Триоди, глас тот же.
Псалом 50-й. (Молитва:
«Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.)
Каноны: храма со
ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и вмч.
Феодора на 8.
Библейские песни: «Господеви поем…»
или «Поем Господеви…».
Примечание.
В субботу 1-й седмицы Великого поста
Триодь Постная указывает стихословить
библейские песни в будничной редакции:
«Господеви поем…»4.
Типикон умалчивает о редакции библейских
песней в этот день5.
По мнению В. Розанова, умолчание Типикона
следует толковать в пользу пения
свойственной субботнему богослужению
с Бог Господь
праздничной редакции библейских песней:
«Поем Господеви…»6.
Учитывая указания богослужебных книг
о редакции Песней Священного Писания
в сырную субботу, можно считать допустимым
пение в субботу 1-й седмицы Великого
поста и будничной редакции библейских
песней «Господеви поем…», и праздничной
редакции «Поем Господеви…».
Катавасия «Отве́рзу
уста́
моя́…».
По 3-й песни –
седален вмч. Феодора, глас 8-й. «Слава»
– ин седален вмч. Феодора, глас тот же,
«И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот
же.
По 6-й песни –
кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й.
На 9-й песни поем
«Честнейшую».
По 9-й песни –
светилен вмч.
Феодора. «Слава, и ныне» – Богородичен
Триоди. («Достойно есть» обычно не
поется.)
«Хвалите Господа
с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры
вмч. Феодора, глас 1-й – 4. «Слава» – вмч.
Феодора, глас 6-й: «Свяще́ния
дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди,
глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́…».
По исполнении
стихир «Тебе слава подобает…» не
произносится, но тотчас: «Слава Тебе,
показавшему нам свет», и читается
вседневное славословие. Ектения:
«Исполним утреннюю молитву…», и молитва
главопреклонения.
На стиховне стихиры
вмч. Феодора, глас 4-й (с припевами своими
– 1-й: «Пра́ведник,
яко фи́никс
процвете́т,
/ яко кедр, и́же
в Лива́не,
умно́жится»,
2-й: «Насажде́ни
в дому́
Господни,
/ во дворех
Бога
нашего
процветут»).
«Слава» –
вмч. Феодора, глас 8-й: «Страда́льческим
му́жеством…»,
«И ныне» –
Богородичен, глас тот же: «Влады́чице,
приими́
молитвы…» (см. прил. 2-е, «В субботу
у́тра»).
По Трисвятом –
тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и
ныне» – Богородичен воскресный, глас
тот же: «Вся па́че
смы́сла…».
На часах – тропарь
и кондак вмч. Феодора.
Литургия
свт. Иоанна
Златоуста.
Блаженны вмч.
Феодора, песнь 3-я – 4 (со ирмосом 1-го
канона), и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари
и кондаки:
В храме Господском
и Богородицы – тропарь храма, тропарь
вмч. Феодора. «Слава» – кондак вмч.
Феодора, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого
– тропарь храма, тропарь вмч. Феодора;
кондак храма. «Слава» – кондак вмч.
Феодора, «И ныне» – «Предстательство
христиан…».
Прокимен, аллилуиарий
и причастен – вмч. Феодора (Триоди).
Апостол и Евангелие
– субботы 1-й седмицы и вмч. Феодора.
Примечание.
«На трапе́зе
чте́м
сло́во
похва́льное
о святе́м
Фео́доре,
свята́го
Григо́рия
Ни́сскаго.
И яди́м
боб
обваре́нный,
с ма́слинами
бе́лыми
и че́рными.
Причаща́емся
же и варе́ния
с ма́слом
прилучи́вшагося,
и ко́лива;
вина́
же испива́ем
по красово́лю7,
ра́ди
свята́го.
Сие́
же прия́хом
от ла́вры
преподо́бнаго
отца́
на́шего
Са́ввы
и от богоно́снаго
отца́
на́шего
Евфи́мия.
[Зри] Ве́дати
подоба́ет,
я́ко
два́жды
прия́хом
я́сти
ры́бы
в сей
Вели́кий
по́ст:
в праздник
Благове́щения
и Цветоно́сия»
(Триодь Постная, л. 143).
Б. Повечерие
великое без
поклонов:
По 1-м Трисвятом8
– тропарь сщмч. Ермогена (на
преставление),
глас 4-й: «Росси́йския
земли́
первопресто́льниче…»;
тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и
ныне» – Богородичен воскресный, глас
тот же: «Вся па́че
смы́сла…».
По 2-м Трисвятом
– тропари Часослова, глас 6-й: «Помилуй
нас, Господи…».
По «Слава в вышних…»
поется заупокойный
канон Октоиха, 3-го
гласа с утрени субботы (без ирмосов)9,
а также – рядовая служба Минеи (с 19
февраля; ап. от 70-ти Архи́ппа)10.
Примечание.
«Ве́домо
да есть, яко после́дование
Мине́и,
прилуча́ющихся
святы́х
в суббо́ты
и Неде́ли
святы́я
Четыредеся́тницы,
пое́тся
в повече́риях,
или́
егда́
изволит
екклисиа́рх»
(см.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й
седмицы]», 3-е «зри»). «Кано́ны
же в Мине́и
настоя́щия
суббо́ты
и Неде́ли
пое́м,
егда́
изво́лит
екклисиа́рх:
еди́н
у́бо
пое́м
в повече́рии
пятка́,
други́й
же кано́н
пое́м
в повече́рии
Неде́ли»
(см.: Триодь Постная, в пяток вечера 1-й
седмицы).
После канонов –
«Достойно есть».
По 3-м Трисвятом
– кондак сщмч. Ермогена, глас 6-й
(вместо «Господи Сил…»).
«Господи, помилуй»
(40). Молитва: «Иже на всякое время…».
«Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и
ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем
Господним…». Возглас: «Молитвами святых
отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва:
«Нескве́рная,
Небла́зная…»,
«И даждь нам, Владыко…», «Пресла́вная
Присноде́во…»,
«Упова́ние
мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе
Боже…». «Слава, и ныне», «Господи,
помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст
малый: «Христос, Истинный Бог наш…».
Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».
Полунощница
обычная – субботняя.
Утреня.
Начало субботней утрени: по возгласе
«Благословен Бог наш…», чтец: «Прииди́те,
поклони́мся…»
(трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на
которых совершается каждение всего
храма).
Примечание.
Субботнее богослужение святой
Четыредесятницы не имеет особенностей
седмичных великопостных служб.
На «Бог Господь»
– тропарь сщмч. Ермогена (на
преставление),
глас 4-й: «Росси́йския
земли́
первопресто́льниче…»
(дважды). «Слава» – тропарь вмч. Феодора,
глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный,
глас тот же: «Вся па́че
смы́сла…».
Кафизмы 16-я и
17-я11.
После 16-й кафизмы
– малая ектения. Седален сщмч.
Ермогена, глас
4-й: «Строи́теля
земли́
на́шея…»
(см. по 1-м стихословии), ин седален сщмч.
Ермогена, глас
тот же: «Све́тлую
твою́
па́мять…»
(см. там же); ин седален сщмч. Ермогена,
глас тот же: «Яви́лся
еси…» (см. по 2-м стихословии), ин седален
сщмч. Ермогена,
глас тот же: «Притеце́м,
ве́рнии…»
(см. там же). «Слава, и ныне» – Богородичен,
глас тот же: «Днесь Влады́чица…»
(см. по 2-м стихословии)12.
Примечание.
Допустимо седальны по 16-й кафизме петь
следующим образом: седален сщмч.
Ермогена,
глас 4-й (см. по 1-м стихословии; по выбору);
ин седален сщмч.
Ермогена,
глас тот же (см. по 2-м стихословии; по
выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен,
глас тот же: «Днесь Владычица…»
(см. по 2-м стихословии).
После 17-й кафизмы
– малая ектения. Седален вмч. Феодора,
глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч.
Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен
Триоди, глас тот же.
Полиелей. Величание сщмч. Ермогена и
избра́нный
псалом: «Услы́шите
сия́ вси
язы́цы…»13.
Седален сщмч. Ермогена по полиелее, глас
4-й: «Прему́драго
иера́рха
восхва́лим,
яко ко́рмчаго…».
«Слава» – ин
седален сщмч. Ермогена по
полиелее, глас тот же: «Премудраго
иера́рха
восхва́лим,
яко а́нгела…»,
«И ныне» – Богородичен Минеи, глас
тот же: «Ублажи́м
Честне́йшую…».
Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен
сщмч. Ермогена, глас 4-й: «Уста́
моя́
возглаго́лют
прему́дрость
и поуче́ние
се́рдца
моего́
ра́зум»;
стих: «Уста́
пра́веднаго
поуча́тся
прему́дрости,
и язы́к его́
возглаго́лет
суд». Евангелие сщмч. Ермогена – Ин.,
зач. 35 (от полу́).
По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами
святителя…». Стихира сщмч. Ермогена,
глас 4-й: «Предста́тель
тепле́йший…».
Каноны: сщмч.
Ермогена со ирмосом
на 6 (ирмосы по дважды)14
и вмч. Феодора (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Примечание.
В субботу 1-й седмицы Великого поста
Триодь Постная указывает стихословить
библейские песни в будничной редакции:
«Господеви поем…»15.
Типикон умалчивает о редакции библейских
песней в этот день16.
По мнению В. Розанова, умолчание Типикона
следует толковать в пользу пения
свойственной субботнему богослужению
с Бог Господь
праздничной редакции библейских песней:
«Поем Господеви…»17.
Учитывая указания богослужебных книг
о редакции Песней Священного Писания
в сырную субботу, можно считать допустимым
пение в субботу 1-й седмицы Великого
поста и будничной редакции библейских
песней «Господеви поем…», и праздничной
редакции «Поем Господеви…». В случае
совершения в субботу 1-й седмицы Великого
поста полиелейной службы в честь сщмч.
Ермогена,
патриарха Московского и всея России,
чудотворца,
библейские песни в этот день следует
стихословить в праздничной редакции
«Поем Господеви…»18.
Катавасия «Отве́рзу
уста́
моя́…».
По 3-й песни –
кондак и икос сщмч. Ермогена,
глас 6-й; седален сщмч. Ермогена,
глас 8-й. «Слава» – седален вмч. Феодора,
глас тот же (по выбору)19,
«И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот
же.
По 6-й песни –
кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й.
На 9-й песни поем
«Честнейшую».
По 9-й песни
«Достойно есть» не поется. Светилен
сщмч. Ермогена.
«Слава» – светилен вмч. Феодора, « И
ныне» – Богородичен Триоди.
«Всякое дыхание…»
и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры
на 6: сщмч. Ермогена,
глас 7-й – 320,
и вмч. Феодора, глас 1-й – 321;
затем стих сщмч. Ермогена [«Возвесели́тся
пра́ведник
о Го́споде
/ и упова́ет
на Него́»22,
или: «Честна́
пред Го́сподем
/ смерть преподо́бных
Его́»23,
или: «Свяще́нницы
Твои́
облеку́тся
в пра́вду,
/ и преподо́бнии
Твои́
возра́дуются»24,
или: «В па́мять
ве́чную
бу́дет
пра́ведник,
/ от слу́ха
зла не убои́тся»25;]
и стихира сщмч. Ермогена,
глас 7-й: «Прииди́те,
ублажи́м
па́стыря
до́браго…»
(см. славник на хвалитех). «Слава» – вмч.
Феодора, глас 6-й: «Свяще́ния
дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди,
глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́…».
Великое славословие.
По Трисвятом – тропарь сщмч. Ермогена
(на преставление),
глас 4-й: «Росси́йския
земли́
первопресто́льниче…».
«Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас
2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный,
глас тот же: «Вся паче
смы́сла…».
На часах – тропарь
сщмч. Ермогена (на преставление):
«Росси́йския
земли́
первопресто́льниче…».
«Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки
сщмч. Ермогена и
вмч. Феодора читаются попеременно26.
Литургия
свт. Иоанна
Златоуста.
Блаженны сщмч.
Ермогена, песнь
3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь
6-я – 4.
По входе – тропари
и кондаки27:
В храме Господском
и Богородицы – тропарь храма, тропарь
сщмч. Ермогена (на преставление):
«Росси́йския
земли́
первопресто́льниче…»,
тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора.
«Слава» – кондак сщмч. Ермогена,
«И ныне» – кондак храма.
В храме святого
– тропарь храма, тропарь сщмч.
Ермогена (на преставление):
«Росси́йския
земли́
первопресто́льниче…»,
тропарь вмч. Феодора; кондак храма,
кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак
сщмч. Ермогена,
«И ныне» – «Предстательство
христиан…».
Прокимен и причастен
– святых (сщмч. Ермогена и
вмч. Феодора)28.
Аллилуиарий –
сщмч. Ермогена и
вмч. Феодора.
Апостол и Евангелие
– субботы 1-й седмицы, вмч. Феодора (под
зачало) и сщмч. Ермогена.
Примечание.
«На трапе́зе
чте́м
сло́во
похва́льное
о святе́м
Фео́доре,
свята́го
Григо́рия
Ни́сскаго.
И яди́м
боб
обваре́нный,
с ма́слинами
бе́лыми
и че́рными.
Причаща́емся
же и варе́ния
с ма́слом
прилучи́вшагося,
и ко́лива;
вина́
же испива́ем
по красово́лю29,
ра́ди
свята́го.
Сие́
же прия́хом
от ла́вры
преподо́бнаго
отца́
на́шего
Са́ввы
и от богоно́снаго
отца́
на́шего
Евфи́мия.
[Зри] Ве́дати
подоба́ет,
я́ко
два́жды
прия́хом
я́сти
ры́бы
в се́й
Вели́кий
по́ст:
в пра́здник
Благове́щения
и Цветоно́сия»
(Триодь Постная, л. 143).
1
О порядке пения служб на повечерии см.
22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого
поста.
2
О последовательности
канонов на повечерии в пяток вечера
см. в субботу мясопустную, 5 февраля
(примечание на повечерии).
3
На 17-й кафизме иерей совершает полное
каждение храма, как на «Господи, воззвах»;
царские врата остаются закрытыми (ср.:
Типикон, гл. 12).
4
См.: Триодь Постная, «В суббо́ту
пе́рвую
святы́х
посто́в»;
ср.: Службы первой седмицы Великого
поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С.
224–240.
5
См.: Типикон, гл. 49, «В субботу
1-ю святы́х
посто́в».
6
См.: Типикон, гл. 12; Розанов В.
Богослужебный Устав Православной
Церкви. С. 555, 264.
7
Красовуля
– чаша для пития, употребляемая в
греческих монастырях, которая вмещает
½ фунта и более напитка (один русский
фунт равен 409,5 грамма).
8
Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав
Православной Церкви. С. 562.
9
О последовательности
канонов на повечерии в пяток вечера
см. в субботу мясопустную, 5 февраля
(примечание на повечерии).
Типикон (9-я Маркова глава под 24 февраля)
сначала указывает канон о усопших, а
затем – рядового святого.
10
О порядке пения служб на повечерии см.
22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого
поста.
11
Каждение на 17-й кафизме не совершается,
так как переносится на полиелей (ср.:
Типикон, гл. 15).
12
Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав
Православной Церкви. С. 564.
13
Величание, избранный псалом, прокимен
и Евангелие на утрене даны на основании
«Службы общей святителю единому» (Минея
общая, гл. 10), так как литургийные чтения
сщмч. Ермогена – святительские.
14
Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав
Православной Церкви. С. 564.
15
См.: Триодь Постная, «В суббо́ту
пе́рвую
святы́х
посто́в»;
ср.: Службы первой седмицы Великого
поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С.
224–240.
16
См.: Типикон, гл. 49, «В субботу
1-ю святы́х
посто́в».
17
См.: Типикон, гл. 12; Розанов В.
Богослужебный Устав Православной
Церкви. С. 555, 264.
18
См.: Розанов В. Богослужебный Устав
Православной Церкви. С. 565.
19
Расширительно толкуя схематичные
указания Устава относительно богослужебных
текстов по 3-й песни канона, можно считать
допустимым следующий порядок исполнения
песнопений: кондак и икос сщмч. Ермогена,
глас 6-й; седален
сщмч. Ермогена,
глас 8-й, седален вмч. Феодора, глас
тот же. «Слава» – ин седален вмч. Феодора,
глас тот же, «И ныне» – Богородичен
Триоди, глас тот же.
20
В Минее 6 стихир, три из них опускаются.
21
В Триоди 4 стихиры, одна из них опускается.
22
См. прокимен на
Литургии.
23
См. в стихирах на
стиховне великой и малой вечерни.
24
См. аллилуиарий
на Литургии и стихи в стихирах на
стиховне великой вечерни.
25
См. причастен на
Литургии и стихи в стихирах на стиховне
малой вечерни.
26
Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав
Православной Церкви. С. 565.
27
Там же. С. 566.
28
Прокимны и причастны сщмч. Ермогена и
вмч. Феодора совпадают.
29
Красовуля
– чаша для пития, употребляемая в
греческих монастырях, которая вмещает
½ фунта и более напитка (один русский
фунт равен 409,5 грамма).