Вторник 2-й седмицы. Обретение
мощей мучеников, иже во Евгении.
С понедельника 2-й седмицы Великого
поста на повечериях начинается совместное
пение канона Пресвятой Богородицы (из
Октоиха) и служб тех святых, память
которых приходится на время от Лазаревой
субботы до Недели Антипасхи (см. Типикон,
гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов»,
1-е «зри»). Таким образом, на великом
повечерии вторника (оно совершается
в понедельник вечером) поется канон
Богородицы (Октоиха) и канон святого,
память которого приходится на Вербное
воскресенье1
– мц. Матрны
Солнской
(с 27 марта).
О службах святым на повечерии
Службы святым на повечерии совершаются
следующим образом. После окончания
вседневного славословия: «Слава в вышних
Богу…» (на великом повечерии) или же
после Символа веры (на малом повечерии)
поется канон Богородицы из Октоиха (без
ирмосов) и канон святого из Минеи (без
ирмосов) с т. н. «молебными» припевами
«Пресвятая Богородице, спаси нас»,
«Преподобне отче (имярек), моли Бога о
нас», или «Святии апостоли, молите Бога
о нас» и т. п.; в конце: «Слава» – тропарь,
«И ныне» – Богородичен. Таким образом
исполняются все песни канона. По 3-й
песни – кондак и седален Минеи. По 6-й
песни – седален Богородицы (см. Типикон,
гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов»,
1-е «зри»), по 9-й песни – стихиры святого
с «Господи, воззвах» (с теми же припевами,
что и на каноне). «Слава, и ныне» –
Богородичен или Крестобогородичен2.
Примечание.
В одном из толкований на Церковный
Устав, составленном Никитой Сырниковым
(см. его
«Ключ к Церковному Уставу»), находим
полный и, на наш взгляд, наиболее верный
устав исполнения канонов на повечериях.
Прежде поется канон Богородицы (Октоиха),
потом святого (Минеи). По 3-й песни –
седален Минеи, «Слава, и ныне» –
Богородичен или Крестобогородичен. По
6-й песни – седален Богородицы. Если
святой имеет свой кондак, то по 3-й песни
– седален святого, «Слава, и ныне» –
седален Богородицы (см. его по 6-й песни),
а по 6-й песни – кондак святого и икос
(если есть). Стихиры святого с «Господи,
воззвах» (обычно их три) с припевом
канона (см. выше), «Слава» – святого
(если есть), «И ныне» – Богородичен или
Крестобогородичен. Если «Славы» святого
нет, то первые две стихиры исполняются
с припевом (см. выше), «Слава» – третья
стихира святого, «И ныне» – Богородичен
или Крестобогородичен.
О заключительных молитвословиях Типикон
умалчивает; по традиции, в конце канонов
и стихир – «Достойно есть», и далее по
чину повечерия.
Полунощница, утреня, часы с изобразительными
и вечерней. Подробное изложение общего
порядка богослужения см. 14 февраля;
особенности его см. 15 февраля.
На утрене – кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. На 1-м
часе – кафизма 13-я; на 3-м часе – кафизма
14-я; на 6-м часе – кафизма 15-я; на 9-м часе
– кафизма 16-я. На вечерне – кафизма
18-я.
1
В текущем году на Лазареву субботу
приходится отдание Благовещения
Пресвятой Богородицы и празднование
Собора Архангела Гаврила
(26 марта). Согласно Типикону, служба
Минеи 26 марта (отдания Благовещения и
Архангела Гаврила)
переносится с Лазаревой субботы на
повечерие 6-й седмицы Великого поста:
«ще
случтся
отдние
Благовщения
Пресвятя
Богордицы
в суббту
Лзареву,
ил Недлю
вий, ил
во едн от
днй
Страстня
седмцы,
ил Свтлыя:
тогд
отдния
Благовщения
нсть, и
потся
стихры и
канн
попрзднства,
и Архнгела
на повечрии
в мимошдших
днх шестя
недли»
(Типикон, 26 марта, «Укз
о отднии
Благовщения
Пресвятя
Богордицы»).
2
Богородичен и Крестобогородичен (для
службы под среду и пятницу) находятся
на ряду в Минее. Если на ряду этих текстов
нет, то они заимствуются из приложения
Минеи по гласу последней стихиры, от
меньших (2-е приложение).