Суббота 2-й седмицы. Поминовение
усопших. Свт. Порфи́рия,
архиеп. Га́зского.
Совершается заупокойная служба Триоди
в соединении со службой Октоиха и рядовой
службой Минеи (свт. Порфи́рия,
архиеп. Га́зского).
Повечерие великое (без поклонов):
По 1-м Трисвятом – тропарь, глас 2-й:
«Апо́столи,
му́ченицы и
проро́цы…».
«Слава» – ин
тропарь глас тот же: «Помяни́,
Го́споди…»,
«И ныне» –
Богородичен, глас тот же: «Ма́ти
Святая…».
По 2-м Трисвятом – тропари Часослова
(обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».
По «Слава в вышних…» – поется служба
прп. Проко́пия
Декаполи́та,
исповедника (с 27 февраля), и заупокойный
канон Октоиха, глас 4-й (с утрени субботы,
без ирмосов). Канон Богородицы не поется,
так как заменяется заупокойным.
После канонов – «Достойно есть».
По 3-м Трисвятом – кондак, глас 8-й: «Со
святыми упоко́й…»
(вместо «Господи Сил…»). «Господи,
помилуй» (40), «Иже на всякое время…»,
«Господи, помилуй»
(трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую
Херувим…», «Именем Господним…». Возглас:
«Молитвами святых отец наших…». Чтец:
«Аминь». Молитва: «Нескве́рная,
Небла́зная…»,
«И даждь нам, Владыко…», «Преславная
Присноде́во…»,
«Упова́ние
мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе
Боже…». «Слава, и ныне». «Господи,
помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст
малый: «Христос, Истинный Бог наш…».
Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».
Полунощница обычная – субботняя.
Утреня начинается обычным порядком
(см. 19 февраля).
Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»1,
глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й –
«Блаже́ни,
яже избра́л
и прия́л еси,
Го́споди»;
2-й – «Па́мять
их в род и род»; 3-й – «Ду́ши
их во благи́х
водворя́тся».
Тропарь, глас 2-й: «Апо́столи,
му́ченицы и
проро́цы…»
(дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот
же: «Помяни́,
Го́споди…»,
«И ныне» – Богородичен, глас тот же:
«Ма́ти
Свята́я…».
Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения
(обычная, не заупокойная). Седальны
Октоиха, глас 4-й (три мученична: 2-й, 3-й
и 4-й, а 1-й оставляется, и мертвен):
«Кресто́м
вооружи́вшеся…»,
«Му́ченицы
Твои́,
Го́споди…»,
стих: «Мно́ги
ско́рби
пра́ведным…»
[или стих: «Ди́вен
Бог во святы́х
Свои́х, Бог
Изра́илев»]
– «Иже во
всем ми́ре…»,
стих: «Блаже́ни,
яже избра́л…»
– «Ду́ши,
яже преставил
еси…». «Слава, и ныне» – Богородичен
воскресный текущего гласа: «Еже от
ве́ка…» (см.
по 1-м стихословии).
По седальнах сразу2
(ничего не глаголя) поем (по Уставу, на
5-й глас) непорочны (17-ю кафизму)3,
разделяя на две части (статии́),
с припевом к 1-й: «Благослове́н
еси, Господи, научи́
мя оправда́нием
Твоим». Первая статия оканчивается 93-м
стихом, перед словом: «Среда» (т. е.
середина). После первой статии не
произносится: «Слава, и ныне», но с
припевом поются (трижды) заключительные
92-й и 93-й стихи: «Яко
а́ще бы не
зако́н Твой…»
и «Во век не забу́ду
оправда́ний
Твои́х…»4.
Примечание.
Относительно окончания первой и второй
статии 17-й кафизмы при заупокойном
богослужении существуют следующие
мнения: 1) каждый из двух последних стихов
первой и второй статии поется по трижды
с соответствующим припевом5;
2) в каждой статии два последних стиха
объединяются «за един» и поются с
припевом трижды6.
Произносится малая заупокойная ектения:
«Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй»
(единожды); «Еще́
мо́лимся о
упокое́нии
душ усо́пших
рабо́в Бо́жиих
пра́отец,
оте́ц, и
бра́тий
наших…», певцы: «Господи, помилуй»
(единожды); «Яко да Господь Бог учини́т
ду́ши их…»,
певцы: «Господи, помилуй» (единожды);
«Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи».
«Господу помолимся». Певцы тихо: «Господи,
помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву:
«Боже духо́в…».
Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…».
Певцы: «Аминь».
Вторая статия́
17-й кафизмы: «Твой есмь аз…» поется с
припевом к каждому стиху: «Спа́се,
спаси́ мя»7.
В конце трижды поются с припевом
заключительные 175-й и 176-й стихи: «Жива́
бу́дет душа́
моя…» и «Заблуди́х,
яко овча́
поги́бшее…».
Далее тропари по Непорочных, глас 5-й:
«Святы́х
лик…», с припевом «Благослове́н
еси, Го́споди,
научи́ мя
оправда́нием
Твоим»8.
Малая заупокойная ектения (см. по 1-й
статии). «Господи, помилуй» (40). Иерей
тайно читает молитву: «Боже духо́в…».
По возгласе певцы: «Аминь», и седален,
глас 5-й: «Поко́й,
Спа́се наш…»,
«Слава» – конец этого песнопения: «И
вся, яже в ве́дении
и не в ве́дении,
Человеколюбче»9,
«И ныне» – Богородичен, глас тот же: «От
Де́вы
возсия́вый…».
Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди
Твоя…» не глаголется.)
Каноны:
В храме Господском и Богородицы – канон
храма со ирмосом на 6 (ирмосы единожды),
канон Минеи (святителя) на 4. Начиная с
6-й песни канон храма опускается, и поется
сначала канон Минеи (святителя) со
ирмосом на 6 (ирмосы единожды), потом два
четверопеснца Триоди –
на 1010.
В храме святого – канон Минеи (святителя)
со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон
храма святого на 4. Начиная с 6-й песни
канон храма опускается, поются канон
Минеи (святителя) и четверопеснцы так
же, как в храме Господском и Богородицы.
Библейские песни Ирмология по
великопостному разделу.
Примечание.
Начальные стихи песней Священного
Писания, с 1-й по 5-ю, не поются, а начинают
стихословиться только после ирмоса и
1-го тропаря, с надписи «на 8» (всего на
10). 13 стихов 6-й и 9-й библейских песней
(включая «Слава» и «И ныне») начинают
петься, чередуясь с тропарями канона
Минеи и четверопеснцев Триоди, – после
ирмоса канона Минеи (всего, включая
ирмос канона Минеи, на 14, и в заключение
еще 2 дополнительных тропаря 2-го
четверопеснца с особыми припевами). 7-я
и 8-я библейские песни стихословятся от
начала до конца; после стиха с надписью
«на 14» поется ирмос канона Минеи и далее
тропари, чередуясь со стихами (всего,
включая ирмос Минеи, на 14, и в заключение
еще 2 дополнительных тропаря 2-го
четверопеснца с особыми припевами).
Катавасия по 3-й песни – ирмос 3-й песни
последнего канона, а по 6-й, 7-й, 8-й и 9-й –
ирмосы второго четверопеснца.
По 3-й песни – ектения малая (обычная,
не заупокойная). Кондак святителя, глас
2-й; седален святителя, глас 3-й. «Слава,
и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот
же.
По 6-й песни – малая заупокойная ектения
(см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак,
глас 8-й: «Со святыми упоко́й…»,
и икос, глас тот же.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Достойно есть». Светилен
гласа.
Примечание.
Светилен заимствуется из приложения
Октоиха «Светильны дневнии во всю
седмицу» и берется по рядовому гласу
Октоиха (в данном случае 4-го гласа).
Светилен исполняется дважды (через
«Слава, и ныне»), первый раз оканчиваясь
словами: «Молитвами, Господи, святых
Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами,
Господи, Богородицы, и спаси мя»11.
В Постной Триоди
(см. в субботу 2-ю поста) приводится
следующий устав пения светильнов: «Не́бо
звезда́ми
украси́вый…».
«Слава» – «Живы́ми
и ме́ртвыми
облада́яй…»,
«И ныне» – Богородичен: «Сла́дость
а́нгелов…».
Однако такое указание не соответствует
Типикону (см. гл. 49, «В субботу 2-ю постов
на утрени») и Октоиху (см. Приложение –
«Светильны дневнии во всю седмицу»).
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные
псалмы.
На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны),
глас 4-й – 4. «Слава» – мертвен Октоиха,
глас тот же: «Где есть ми́ра
пристра́стие?..»,
[или «В поко́ищи
Твое́м,
Го́споди…»,]
«И ныне» – Богородичен Октоиха, глас
тот же: «Еди́на
Чи́стая…».
«Тебе слава подобает…» не произносится,
но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам
свет». Читается вседневное славословие.
Стихиры на стиховне Октоиха («покойны
гласа»12;
со своими, заупокойными, стихами), глас
4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха,
глас тот же: «Словесе́м
после́дующе…».
«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По
«Отче наш» – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи,
му́ченицы и
проро́цы…».
«Слава» – ин тропарь, глас тот же:
«Помяни́,
Господи…», «И ныне» – Богородичен, глас
тот же: «Ма́ти
Свята́я…».
После сугубой ектении «Помилуй нас,
Боже…» – иерей: «Премудрость». Певцы:
«Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…».
Певцы: «Аминь». «Утверди́,
Боже…», и сразу 1-й час.
На часах – тропари: «Апо́столи,
му́ченицы и
проро́цы…».
«Слава» – «Помяни́,
Господи, яко Благ…». Кондак: «Со святыми
упоко́й…».
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны гласа – 6.
По входе – тропари, глас 2-й: «Апо́столи,
му́ченицы и
проро́цы…»,
«Помяни́,
Господи, яко Благ…». «Слава» – кондак,
глас 8-й: «Со святыми упоко́й…»,
«И ныне» – Богородичен, глас тот же:
«Тебе и сте́ну,
и приста́нище…».
Прокимен – дня (субботы), глас 8-й:
«Весели́теся
о Господе…», стих: «Блаже́ни,
и́хже
оста́вишася
беззако́ния…»;
и заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши
их во благи́х
водворя́тся».
Апостол и Евангелие – субботы 2-й седмицы
и заупокойные.
Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззва́ша
пра́веднии…»,
стих: «Мно́ги
ско́рби
пра́ведным…»;
и заупокойный: «Блаже́ни,
яже избра́л…».
Причастен – дня (субботы): «Ра́дуйтеся,
пра́веднии…»,
и заупокойный: «Блаже́ни,
яже избра́л…».
1
«Аллилуиа» обыкновенно поется трижды
по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный
Устав Православной Церкви. С. 754–755).
2
Устав предписывает после седальнов
«чте́ние в
Шестодне́ве
Златоу́стове»
(Типикон, гл. 49, «В субботу
2-ю постов
на утрени»),
которое в современной практике, как
правило, опускается.
3
«Та́же
Блаже́ни
непоро́чнии
пое́м на
глас 5-й, с припе́вы:
Благослове́н
еси, Го́споди…
Разделя́ем
на две статии́.
Иере́й же
кади́т
посреди́
кафи́змы, и
твори́т
ектению́ о
усо́пших»
(Типикон, гл. 49, «В суббо́ту
2-ю посто́в
на у́трени»).
4
О священнодействиях иерея и диакона
см. в субботу мясопустную (5 февраля).
Каждение – так же, как в субботу
мясопустную.
5
Ср.: Богослужебные указания на 1958 год
для священно-церковнослужителей. М.,
1958. С. 25; Последование исходное монахов,
Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р.
Л. 109, 112, 116.
6
Ср.: Богослужебные указания на 1957 год
для священно-церковнослужителей. М.,
1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О
поминовении усопших по Уставу Православной
Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование
парастаса,
сиречь великия панихиды и всенощнаго
бдения, певаемых по усопшим. Петроград,
1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование
панихиды.
7
По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…»
правый лик начинает петь вторую статию:
«Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или
диакон) совершают, по традиции, малое
каждение (тетрапод окрест, иконостас,
лики, народ, местные иконы иконостаса,
тетрапод спереди, то есть с западной
стороны).
8
Во время тропарей по Непорочных священник
с диаконом совершают, по обычаю, полное
каждение всего храма.
9
Пение окончания седальна на «Славу»
указывается в Триоди Постной; Типикон
в последовании субботы 2-й седмицы
Великого поста умалчивает об этом:
«Та́же
седа́лен,
глас 5-й: Поко́й,
Спа́се
наш… Сла́ва,
и ны́не: От
Де́вы
возсия́вый…»
(Типикон, гл. 49, «В субботу
2-ю постов
на утрени»).
10
Каждый четверопеснец содержит по четыре
тропаря; кроме того, во втором четверопеснце
имеется (после Богородична) еще два
тропаря, которые поются с особыми
припевами (см. в Триоди).
11
В
светильнах 6-го гласа
вместо окончания изменяется начало,
поэтому светильны 6-го гласа в субботу
исполняются следующим образом:
«Моли́твами,
Го́споди,
святы́х
Твои́х,
низпосли́
душа́м
на́шим
свет Твой присносу́щный»
[или: «Моли́твами,
Го́споди,
всех святы́х,
низпосли́
душа́м
на́шим
свет Твой присносу́щный»,
–
ср.: Триодь Постная];
«Слава, и ныне» – Молитвами,
Господи,
Богородицы,
низпосли
душам
нашим
свет Твой присносущный».
12
«На стихо́вне
ме́ртвены
стихи́ры
господи́на
Феофа́на,
прилучи́вшагося
гла́са.
Слава, и ныне – Богоро́дичен»
(Типикон, гл. 49, «В суббо́ту
2-ю постов
на у́трени»).