Среда сырная. Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Три́фона.
Служба предпразднства Сретения Господня и мч. Три́фона совершается вместе со службой Триоди (по 5-й Марковой главе Типикона под 1 февраля: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся предпра́зднство Сре́тения Госпо́дня в сре́ду, или́ пято́к сыропу́стныя неде́ли»)1.
На вечерне кафизма 9-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 4-й – 3, и мученика, глас 1-й – 3. «Слава» – мученика, глас 2-й: «Преоби́дел еси су́щая на земли́…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Днесь Симео́н…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 2-й: «Свяще́ннаго Свяще́нная Де́во…».
По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й2. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 1-й. Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».
Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н…». Молитва: «Небесный Царю́…» [или: «Утверди́, Боже…»]3, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326).
Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами)4. Чтец: «Аминь»5. Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий: «Христос, Истинный Бог наш…», и многолетны.
Совершается великое повечерие (на повечерии пение везде заменяется чтением). После окончания вседневного славословия («Слава в вышних Богу…») – поется 1-й трипеснец Триоди с утрени сырной среды, глас 2-й: «Просте́рл еси дла́ни…» (без ирмосов), а также трипеснцы Триоди с утрени сырного четверга, глас 4-й: «Просия́ша в ми́ре…» (без ирмосов), и глас 2-й: «Расточи́вше невоздержа́ния мглу…» (без ирмосов)6.
Примечание. Трипеснцы поются следующим образом: песнь 3-я первого трипеснца среды, песнь 4-я обоих трипеснцев четверга; в 8-й и 9-й песнях предваряет трипеснец среды.
По «Достойно…» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами бу́ди…», но – кондак предпразднства, глас 6-й: «Со Отце́м Сло́во Сый неви́димо…».
Чтец: «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь»7. Молитвы: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Влады́ко…», «Пресла́вная Присноде́во…», «Упова́ние мое…». Иерей: «Слава Тебе, Христе́ Боже…». Хор или чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве…»). Обычное прощение от настоятеля и ектения: «Помо́лимся о Великом Господине…», в конце которой иерей глаголет: «Рцем и о себе саме́х». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Хор: «Аминь».
Полунощница вседневная с молитвой прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) после «Честнейшую».
На утрене8 на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 1-й.
Кафизмы 10-я и 11-я9.
По 1-м стихословии – малая ектения (возглас: «Яко Твоя держава…») и седален предпразднства10.
По 2-м стихословии – малой ектении нет; седален Триоди, глас 2-й: «С ми́ром прейти́…» (дважды)11. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Предстоя́щи Кресту́ Твоему́…».
Псалом 50-й.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Песнь 1-я – канон предпразднства со ирмосом на 612, мученика на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).
Песнь 3-я – канон предпразднства со ирмосом на 413, мученика на 2 (без ирмоса, «три стиха́ на два»14), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса) и 2-й15 трипеснец Триоди на 4 (без ирмоса)16.
На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Непло́дствовавший мой ум…».
По 3-й песни – малая ектения; кондак мученика, глас 8-й; седален мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 1-й: «Сокро́вище ве́чное…».
Песнь 4-я – канон предпразднства со ирмосом на 6, мученика на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).
Песнь 5-я – канон предпразднства со ирмосом на 6, мученика на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).
Песнь 6-я – канон предпразднства со ирмосом на 6, мученика на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).
На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 4-й: «Я́коже проро́ка Ио́ну…».
По 6-й песни – малая ектения; кондак и икос предпразднства, глас 6-й.
Песнь 7-я – канон предпразднства со ирмосом на 6, мученика на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).
Песнь 8-я – канон предпразднства со ирмосом на 4, мученика на 2 (без ирмоса, «три стиха́ на два»), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса) и 2-й трипеснец Триоди на 4 (без ирмоса). «Хва́лим, благослови́м…».
На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «В купине́ Моисе́ю Де́вы чу́до…».
На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.)
Песнь 9-я – канон предпразднства со ирмосом на 4, мученика на 2 (без ирмоса, «три стиха́ на два»), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса) и 2-й трипеснец Триоди на 4 (без ирмоса).
На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Преесте́ственно пло́тию заче́ншую…».
По 9-й песни «Достойно есть», по обычаю, не поется. Малая ектения. Светилен мученика. «Слава, и ныне» – светилен предпразднства: «Отроча́ прине́сши…».
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 2-й: «Зижди́тель Небесе́ и земли́…».
«Благо есть…» (единожды)17. Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 1-й. Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».
Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н…». Молитва: «Небесный Царю́…» [или: «Утверди́, Боже…»]18, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).
Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.
Примечание. На часах кафизм не положено. Ударов на каждом часе в колокол, как это принято Великим постом, нет.
На всех часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь мученика19. Кондак только предпразднства. Конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).
На 1-м часе – стихи часа: «Стопы́ моя́ напра́ви…» и «Да испо́лнятся уста́ моя́…» – читаются20. После возгласа: «Боже, уще́дри ны…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Непосредственно после поклонов21 иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется кондак «Взбранной Воево́де…». Отпуст 1-го часа: «Христос, Истинный Бог наш…», и многолетны.
На 6-м часе после Богородична часа: «Яко не и́мамы дерзнове́ния…», чтец – тропарь пророчества (Триоди), глас 3-й: «Царю́ Святы́й…», «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6-й: «Спаси́, Господи, лю́ди Твоя…»; стих: «К Тебе, Господи, воззову́…»22. Иерей (или диакон): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Ио́илева чтение». Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. По окончании чтения иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 7-й: «Господь крепость людем Своим даст…»; стих: «Принеси́те Го́сподеви, сы́нове Божии…». После пения прокимна чтец: «Скоро да предваря́т ны…», и прочее последование часа. После молитвы 6-го часа: «Боже и Господи Сил…» – «Приидите, поклонимся…» (трижды) и 9-й час. После молитвы 9-го часа: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш…», начинаются изобразительны. (По традиции, открывается завеса царских врат.)
Примечание. «По ко́емждо часе́, по три покло́ны вели́кия. Вече́рня же пра́здника быва́ет во свое́ вре́мя» (Типикон, 1 февраля, 5-я Маркова глава). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 448), в Типиконе недомолвка, и после 9 часа должны совершаться изобразительны, которые следует начинать так, как это предписано в среду и пяток сырной седмицы (с псалма: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода…)23.
Изобразительны читаются: «Благослови́, душе́ моя, Го́спода…», «Слава» – «Хвали́, душе́ моя, Го́спода…», «И ныне» – «Единородный Сыне…». Блаженны без пения: «Во Царствии Твоем…». «Слава, и ныне» – «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…», «Помяни нас, Святый…», «Лик Небесный…», «Приступи́те к Нему…», «Лик Небесный…». «Слава» – «Лик святых Ангел…», «И ныне» – «Верую…», «Осла́би, оста́ви…», «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Аминь», и читает кондаки.
Кондаки24:
В храме Господском и Богородицы – кондак мученика. «Слава, и ныне» – кондак предпразднства.
Примечание. В храме Господском кондаки могут читаться в порядке, указанном для храма святого: кондак храма; «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.
В храме святого – кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.
Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвятая Троице…». «Бу́ди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю́ Го́спода…» (псалом 33-й). Иерей (или диакон): «Премудрость». Хор: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…», и многолетны.
Литургия в этот день не совершается.
Примечание. «Ве́домо же да есть, я́ко в Палести́не, е́же есть во Иерусали́мской стране́, не прия́хом от святы́х оте́ц сотворя́ти соверше́нныя Литурги́и в сре́ду и пято́к сы́рныя седми́цы, ниже́ Преждеосвяще́нныя: в та бо два дни пое́м Аллилу́иа с покло́ны, ве́чер и у́тро, я́коже вы́ше рече́ся25. По вече́рни же в сих дву днех, яди́м сыр и я́ица, еди́ною днем разреша́юще пра́вила тетради́тов и якови́тов» (Типикон, гл. 49, «В ту́южде сре́ду сы́рную…», 2-е «зри»).
____________________________________________________________________
1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 446–448.
2 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Февраль. Киев, 1893. Л. 2) указывают тропарь мученика, глас 4-й: «Мученик Твой, Господи, Трифон…».
3 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.
4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 446.
5 Конечное Трисвятое не произносится.
6 Ср.: Типикон, 2 февраля, 5-я Маркова глава, 2-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 447, 635–636. О порядке пения канонов на повечерии см. 14 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
7 Конечное Трисвятое не произносится.
8 Начало утрени такое же, какое она имеет при непостовом богослужении. Во время двупсалмия иерей, как обычно, совершает полное каждение храма при закрытых царских вратах.
9 В предпразднство и попразднство Сретения Господня на утрене всегда читаются две кафизмы.
10 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно седальнов по 1-м стихословии, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений (после малой ектении и возгласа): седален предпразднства, глас 1-й: «От Девы Тя воплощенна…» (см. в Минее по 1-м стихословии), «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 8-й: «Родился еси на земли…» (см. в Минее по 2-м стихословии).
11 Учитывая указания Триоди, можно считать допустимым следующий порядок исполнения седальнов по 2-м стихословии: седален Триоди, глас 2-й: «С миром прейти…», «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Предстоящи Кресту Твоему…».
12 Устав (см.: Типикон, 1 февраля, 5-я Маркова глава) не уточняет, сколько раз поется ирмос канона предпразднства в песнях без трипеснца. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 447), в данном случае ирмос канона предпразднства должен петься дважды.
13 Устав (см.: Типикон, 1 февраля, 5-я Маркова глава) не уточняет, сколько раз поется ирмос канона предпразднства в песнях с трипеснцем. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 447), в данном случае ирмос канона предпразднства должен петься дважды.
14 Данное указание Типикона означает, что в каноне мученика первые два тропаря соединяются и поются «за един», затем поется третий тропарь. Богородичны канона мученика опускаются.
15 Первый трипеснец Триоди на утрене не поется, так как он уже «предпет на повечерии» (ср.: Типикон, 1 февраля, 5-я Маркова глава).
16 После Богородична 2-го трипеснца – еще дополнительный тропарь со стихом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», который в счет не входит.
17 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 447.
18 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.
19 Ср.: Типикон, 1 февраля, 5-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 448.
20 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339.
21 Конечное Трисвятое не произносится.
22 В Типиконе о прокимне на великопостном богослужении перед паримиями на 6-м часе и на вечерне сказано: «Чтец прокимен не глаголет, точию скажет: Глас 6-й: Спаси, Господи, люди Твоя… Чтец токмо скажет глас, прокимена же не глаголет…» (см. Типикон, «В туюжде среду сырную»). О данном указании Устава см.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 212; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 436–437, 512, 523; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К.,1913. М., 1993р. С. 848.
23 Следует учитывать, что в аналогичном случае при совпадении попразднства Сретения Господня со средой или пятницей сырной седмицы в Уставе содержится следующее указание: «По 9-м часе, поем блаженны скоро без пения, и прочее» (Типикон, 2 февраля, 11-я Маркова глава). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 459–460), в Типиконе недомолвка, и изобразительны следует начинать так, как это предписано в среду и пяток сырной седмицы (с псалма: Благослови, душе моя, Господа…). Однако он допускает и возможность того, что в Уставе содержится указание на великопостное начало изобразительных (с блаженн: Во Царствии Твоем…).
24 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 448.
25 Литургия в среду сырной седмицы не совершается и при службе с «Бог Господь» в случае совпадения этого дня с предпразднством Сретения Господня.