Четверг сырный. Сре́тение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Совершается бденная служба праздника Сретения Господня (по Минее).

При совершении богослужения следует учитывать указания 4-й Марковой главы Типикона под 2 февраля: «А́ще ли случи́тся Сре́тение Госпо́дне в понеде́льник, или́ во вто́рник, или́ в четверто́к сыропу́стныя неде́ли».

Примечание. В соответствии с указаниями 4-й Марковой главы Типикона под 2 февраля, на стиховне малой вечерни, предшествующей всенощному бдению, поются стихиры Триоди – самогласен дня, глас 3-й: «Возсия́ весна́ по́стная…» (дважды), и мученичен, глас тот же: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…»; «Слава, и ныне» – праздника (Минеи), глас 2-й: «Приими́, о Симео́не…». В случае если под праздник Сретения не служится всенощное бдение (и, следовательно, малая вечерня перед ним), а отдельно совершаются великая вечерня и полиелейная утреня, вечерний самогласен дня из Триоди поется на «Славу» стихир на стиховне великой вечерни, а на «Славу» хвалитных стихир утрени поется утренний триодный самогласен дня. Учитывая повсеместную приходскую практику, согласно которой малая вечерня перед праздничным всенощным бдением опускается, можно считать допустимым на великой вечерне всенощного бдения пение на «Славу» стиховных стихир самогласна Триоди, глас 3-й: «Возсия́ весна́ по́стная…», и на «Славу» хвалитных стихир утрени – самогласна Триоди, 3-й: «Возсия́ воздержа́ния благоле́пие…».

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1-й – 8 (первые две стихиры – трижды, третья стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Да отве́рзется дверь Небе́сная…».

Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3.

На литии стихиры праздника, глас 1-й и глас 2-й. «Слава» – праздника, глас 5-й: «Испыта́йте Писа́ния…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Ве́тхий де́ньми, младе́нствовав пло́тию…».

На стиховне стихиры праздника, глас 7-й (со своими припевами). «Слава» – [Триоди (самогласен дня), глас 3-й: «Возсия́ весна́ по́стная…»]1, «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Иже на Херуви́мех носи́мый…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

Полиелей. Величание праздника: «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и чтим Пречи́стую Ма́терь Твою́, Е́юже по зако́ну ны́не прине́слся еси в храм Госпо́день», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й: «Младе́нствуеши мене́ ра́ди…». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Отры́гну се́рдце мое́ сло́во бла́го, глаго́лю аз дела́ моя́ Царе́ви». Евангелие – праздника (Лк., 8 зач.). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира праздника, глас 6-й: «Да отве́рзется дверь Небе́сная…».

Канон праздника со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды)2.

Библейские песни «Поем Господеви…»3.

Катавасия праздника: «Су́шу глубороди́тельную…».

По 3-й песни – седален праздника, глас 4-й: «На горе́ Сина́йстей…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й.

На 9-й песни – припевы праздника и обычное каждение. («Честнейшую» не поем.)

1-й лик поет первый припев: «Богородице Дево, упова́ние христиа́ном, покры́й, соблюди́ и спаси́ на Тя упова́ющих»4, и ирмос: «В зако́не се́ни и писа́ний…».

2-й лик поет второй припев: «Богородице Дево, ми́ру блага́я помо́щнице…», и тот же ирмос.

1-й лик: «Богоно́се Симео́не…», и тропарь: «Иже дре́вним…».

2-й лик: «Объе́млет рука́ми ста́рец Симео́н…», и тот же тропарь.

1-й лик: «Не ста́рец Мене́ держи́т…», и тот же тропарь.

2-й лик: «Клеще́ та́инственная…», и тот же тропарь.

1-й лик: «О дщи Фану́илева!..», и тропарь: «Возда́л еси мне…».

2-й лик: «Анна целому́дренная…», и тот же тропарь.

1-й лик: «Непостижи́мо есть…», и тот же тропарь.

2-й лик: «Чистая Голуби́ца…», и тот же тропарь.

1-й лик: «О Христе́, всех Царю́! Побе́ды на враги́…», и тропарь: «Священноле́пно испове́дашеся…».

2-й лик: «О Христе́, всех Царю́! Пода́ждь ми…», и тот же тропарь.

1-й лик: «Трисия́тельное и Триипоста́сное…», и тот же тропарь.

2-й лик: «О Деви́це Марие!..», и тот же тропарь.

Затем оба лика вместе поют 1-й припев: «Богородице Дево, упова́ние христиа́ном, покры́й, соблюди́ и спаси́ на Тя упова́ющих», и ирмос: «В зако́не се́ни и писа́ний…».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – [Триоди (самогласен дня), глас 3-й: «Возсия́ воздержа́ния благоле́пие…»]5, «И ныне» – праздника, глас 6-й: «На рука́х ста́рческих…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

Отпуст праздника: «Иже во объя́тиих праведнаго Симеона носи́тися изво́ливый, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

На часах – тропарь и кондак праздника.

Примечание. «О часе́ же 2-м дне исхо́дим с лити́ею вне монастыря́, пою́ще стихи́ры пра́здника, и кано́н; и возвра́щшеся пое́м часы́ и Литурги́ю» (Типикон, 2 февраля).

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

Входное: «Сказа́ Госпо́дь спасе́ние Свое́, пред язы́ки откры́ пра́вду Свою́»6.

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.

Апостол и Евангелие – праздника (рядовые чтения переносятся на вторник 31 января).

Задостойник праздника – припев: «Богородице Дево, упова́ние христиа́ном…», и ирмос: «В зако́не се́ни…» (задостойник поется на Литургии до отдания праздника Сретения Господня).

Отпуст праздника (как на утрене).

Примечание. «А́ще ли случи́тся Рождество́ Богоро́дицы, или́ Сре́тение, или́ Успе́ние, в сре́ду и пято́к, разреша́ем на ры́бу и вино́» (Типикон, глава 33-я).

3 и 4 февраля – попразднство Сретения Господня.

5 февраля – отдание праздника Сретения Господня7.

_____________________________________________________________

1 См. примечание выше.

2 Трипеснцы Триоди переносятся на великое повечерие во вторник вечера (см. 1 февраля).

3 В тех храмах, где предписание Устава о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канона. По мнению схиархим. Иоанна (Маслова), канон праздника Сретения Господня следует петь с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас» (Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по Литургике. М., 2002. С. 95). Существует также традиция пения канона Сретения с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

4 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.

5 См. примечание выше.

6 «Приидите, поклонимся…» не поется, кроме архиерейских богослужений (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 380–383).

7 «Аще ли случится [праздник Сретения Господня] в четверток сырный, или в пяток, или в субботу: и отдается в Неделю сыропустную» (см.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 2-е «зри», «Указ о празднице Сретения Господня, аще в кой день Сретение будет, или в кой день случится отдание его»).