Суббота сырная. Попразднство Сретения Господня. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших.
Прп. Иси́дора Пелусио́тского. Блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского. Прп. Кирилла Новоезе́рского.
Совершается славословная служба всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (по Триоди), в соединении со службой попразднства Сретения Господня (по 12-й Марковой главе Типикона под 2 февраля: «А́ще попра́зднство Сре́тения Госпо́дня случи́тся в суббо́ту сыропу́стную»)1.
Примечание. Рядовая служба Минеи (прп. Иси́дора Пелусио́тского) может быть перенесена на малое повечерие в сырный понедельник вечера (см. 31 января)2.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди (отцов), глас 4-й: «Бо́же оте́ц наших…», «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 16-я и 17-я3.
По 1-м стихословии – малая ектения (возглас: «Яко Твоя держава…»). Седален Триоди (отцов), глас 8-й: «Оте́ческими мо́лниями…», ин седален Триоди (отцов), глас тот же: «Нача́льника мона́шествующих…». «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 1-й: «Сый со Отце́м…» (см. 4 февраля, в службе прп. Иси́дора Пелусио́тского).
По 2-м стихословии – малая ектения (возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…»). Седален Триоди (отцов), глас 4-й: «Анто́ния ку́пно и Евфи́мия…», ин седален Триоди (отцов), глас 8-й: «Я́коже в раи́ доброде́телей…». «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Пло́тию младе́нствовавша…» (см. 4 февраля, в службе прп. Иси́дора Пелусио́тского).
Примечание. Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно седальнов по 1-м и 2-м стихословии, можно считать допустимым порядок исполнения песнопений, при котором второй тропарь в каждой группе седальнов поется на «Славу» (как это указано в Постной Триоди), а седален праздника – на «И ныне».
Псалом 50-й.
Каноны: праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди (отцов) на 8.
Библейские песни: «Поем Господеви…».
Примечание. Типикон указывает стихословить библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви…», в Триоди Постной содержится указание на будничную редакцию библейских песней: «Господеви поем…»4. В текущем году по причине попразднства Сретения Господня библейские песни должны стихословиться в праздничной редакции: «Поем Господеви…».
Катавасия Сретения Господня: «Су́шу глубороди́тельную…» (во 2-й песни канона – катавасия Триоди: «Ви́дите, ви́дите…»).
Примечание. Катавасия Триоди: «Песнь возсле́м, лю́дие…», не поется (кроме 2-й песни канона).
Во 2-й песни – канон Триоди (отцов): ирмос («Ви́дите, ви́дите…») единожды5, тропари без повторений; к тропарям канона припев: «Преподо́бнии отцы́, моли́те Бо́га о нас». На катавасию – тот же ирмос: «Ви́дите, ви́дите…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й; седален Триоди (отцов), глас 4-й: «Лучи́, я́коже со́лнце…»; ин седален Триоди (отцов), глас 8-й: «Анто́ния кро́ткое и чи́стое…». «Слава» – [ин седален Триоди (отцов), глас тот же: «У́зы разре́шше страсте́й…»], «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «Роди́лся еси…» (см. 4 февраля, в службе прп. Иси́дора Пелусио́тского).
Примечание. Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно седальнов по 3-й песни канона, можно считать допустимым порядок исполнения песнопений, при котором на «Славу» поется седален отцов, глас 8-й: «У́зы разре́шше страсте́й…» (как это указано в Постной Триоди).
По 6-й песни – кондак и икос Триоди (отцов), глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.)
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди (отцов): «Ми́ра отве́ргшиися…». «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Ду́хом в святи́лищи…» (см. 2 февраля).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3 (см. 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского, на стиховне утрени; без стиховных припевов), и Триоди (отцов), глас 8-й – 3 (в Триоди 4 стихиры, одна из них опускается). «Слава» – Триоди (отцов), глас 6-й: «Преподо́бнии отцы́…», «И ныне» – праздника, глас 7-й: «Свет во открове́ние язы́ков…» (см. 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского, на стиховне утрени).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Триоди (отцов), глас 4-й: «Бо́же оте́ц наших…». «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст: «Иже во объя́тиих…».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Триоди (отцов). Кондаки праздника и Триоди (отцов) читаются попеременно.
На Литургии блаженны праздника, песнь 4-я – 4 (со ирмосом), и Триоди (отцов), песнь 6-я – 4.
На входе – «…во святых Дивен сый…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника, тропарь Триоди (отцов); кондак храма. «Слава» – кондак Триоди (отцов), «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь Триоди (отцов). «Слава» – кондак Триоди (отцов), «И ныне» – кондак праздника.
В храме святого6 – тропарь праздника, тропарь Триоди (отцов), тропарь храма; кондак храма. «Слава» – кондак Триоди (отцов), «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и Триоди (отцов)7.
Апостол и Евангелие – дня и отцов.
Задостойник праздника.
Отпуст: «Иже во объя́тиих…».
_______________________________________________________________
1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 461–463.
2 Там же. С. 633. О порядке пения служб на повечерии см. 14 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
3 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми.
4 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени»;
Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 439, 264.
5 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 439, 462.
6 Ср.: Типикон, 2 февраля, 12-я Маркова глава: «Аще попразднство Сретения Господня случится в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 463, 470.
7 Прокимен Триоди (отцов), глас 4-й: «Восхвалятся преподобнии во славе…». (См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени».)