Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Глас 4-й. Отдание праздника Сретения Господня1. Заговенье на Великий пост.

Мц. Ага́фии. Иконы Божией Матери, именуемой «Взыска́ние поги́бших». Свт. Феодо́сия, архиеп. Черни́говского (службу зри 9 сентября).

На этот день, по Уставу, назначается служба отдания праздника Сретения (см.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 2-е «зри», «Ука́з о пра́зднице Сре́тения Госпо́дня, а́ще в кой день Сре́тение бу́дет, или́ в кой день случи́тся отда́ние его́»), которая совершается вместе с воскресной службой Октоиха и службой Триоди (по третьему «зри» 2-й Марковой главы под 9 февраля: «А́ще случи́тся отда́ние Сре́тения Госпо́дня в Неде́лю фарисе́еву, или́ блу́днаго, или́ сыропу́стную»)2.

Служба мц. Ага́фии переносится на малое повечерие под 4 февраля.

Примечание. Если в понедельник 1-й седмицы Великого поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на Неделю сыропустную (ср.: Типикон, 30-я храмовая глава, 7-я Маркова глава под 24 февраля).

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3, Триоди, глас 6-й – 3 (в Триоди 4 стихиры, одна из них опускается), и праздника, глас 1-й и глас 6-й – 4 (со славником; см. 2 февраля). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Се́де Ада́м пря́мо рая́…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ра́ди…»3.

Вход. Прокимен дня. Паримий нет.

На литии стихиры праздника (см. на литии 2 февраля)4 и хвалитные стихиры Триоди, глас 5-й: «Увы́ мне, Ада́м рыда́нием возопи́…», «По́прище доброде́телей…», и глас 6-й: «Ада́м из рая́ отго́нится…» (без припевов)5. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Со́лнце лучи́ скры…» (см. на литии), «И ныне» – праздника, глас 5-й: «Ве́тхий де́ньми…» (см. 2 февраля, в стихирах на литии).

На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Изгна́н бысть Ада́м…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «И́же на Херуви́мех носи́мый…» (см. 2 февраля, на стиховне великой вечерни).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные6.

Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На река́х Вавило́нских…». «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 4-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Триоди на 4 и праздника на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Сретения Господня: «Су́шу глубороди́тельную…».

Примечание. Катавасия Триоди: «Яко по су́ху…», не поется.

По 3-й песни – кондак [и икос] Триоди, глас 6-й; седален Триоди, глас 4-й: «Изгна́н бысть Ада́м…». «Слава» – [ин седален Триоди, глас тот же: «Ны́не вре́мя доброде́телей…»], «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «На горе́ Сина́йстей…» (см. 2 февраля)7.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую» (припевы праздника не поются).

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 4-й. «Слава» – светилен Триоди: «За́поведь Твою́…», «И ныне» – светилен праздника: «Ду́хом во святи́лищи…» (см. 2 февраля).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 4-й – 4, и стихиры праздника, глас 4-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее, в службе праздника 2 февраля, на стиховне великой вечерни); затем припев: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́», и стихира Триоди, глас 6-й: «Ада́м из рая́ отго́нится…». «Слава» – Триоди, глас тот же: «Приспе́ вре́мя…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами: 1-й – «Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, / по глаго́лу Твоему́, с ми́ром»; 2-й – «Свет во открове́ние язы́ков / и сла́ву люде́й Твои́х Изра́иля», 3-й – «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 4-я.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника8. Кондаки праздника (на 1-м и 6-м часах) и Триоди (на 3-м и 9-м часах) читаются попеременно.

На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы.

Примечание. Заготовление Агнцев на Литургии происходит следующим образом.

Проскомидия в Неделю совершается обычным порядком. После заготовления первого Агнца точно так же заготовляются и другие два, над каждым из которых священник произносит молитвословия: «В воспомина́ние…», «Яко овча́…», «И яко Агнец…», «Во смирении Его…», «Род же Его…», «Яко взе́млется…», «Жрется Агнец…» и «Един от воин…». Все три Агнца полагаются на дискос вместе. Далее проскомидия совершается обычным чином.

Во время евхаристического канона священник произносит: «Хлеб сей…», а не «Хле́бы сия…».

При возглашении «Святая святым» священник возносит не один Агнец, а все три вместе.

Для причащения раздробляется обычным порядком только первый Агнец, а остальные два напояются Святой Кровию. Для этого священник берет правой рукой лжицу, омокает ее в Святой Крови, левой же рукой берет второй Агнец и напояет Его над Чашей крестообразно, после чего полагает Агнец в Дарохранительницу. Таким же образом заготовляется и третий Агнец.

Блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 3-я – 4, и праздника, песнь 9-я – 4.

На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь праздника. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен и аллилуиарий – Недели сыропустной9 и праздника.

Апостол и Евангелие – Недели сыропустной10.

Примечание. Учитывая указания 2-й Марковой главы Типикона под 9 февраля (А́ще ли прилучи́тся отда́ние пра́здника Сре́тения Госпо́дня в Неде́лю, пре́жде Неде́ли мытаря́ и фарисе́я), можно считать допустимым чтение Апостола и Евангелия праздника после рядовых чтений Недели сыропустной. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 425, 427, 429.

Задостойник праздника.

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода с Небес…», и праздника: «Ча́шу спасе́ния прииму́…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».

Образец совершения вечерни накануне понедельника Четыредесятницы

Вечером в Неделю сыропустную иерей (пред царскими вратами): «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и читает 9-й час – по обычаю11. В конце 9-го часа иерей произносит возглас: «Боже, уще́дри ны…». Читается молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш…».

Вечерня. Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь». «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и предначинательный псалом (иерей читает светильничные молитвы).

Великая ектения. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры12 на 10: Октоиха покаянны, глас 4-й – 4 (2 из стиховных стихир на вечерне в Неделю вечера и 2 из стиховных стихир на утрене понедельника)13, Триоди, глас 2-й – 3, и Минеи (прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского, с 6 февраля), глас 6-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу стихир Минеи, от меньших: «Арха́нгельски воспои́м…»14.

Примечание. Если в Минее есть славник, то «Слава» – Минеи, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших.

Если случится память двух малых святых, то поются стихиры первого святого, а стихиры второго святого с «Господи, воззвах» переносятся на хвалитны утрени.

Вход с кадилом15. «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 8-й: «Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́; ско́ро услы́ши мя, вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю»; стих 1-й: «Спасе́ние Твое́, Бо́же, да прии́мет мя»; стих 2-й: «Да у́зрят ни́щии и возвеселя́тся»; стих 3-й: «Взыщи́те Бо́га, и жива́ бу́дет душа́ ва́ша».

Примечание. Великий прокимен «Не отврати́ лица́ Твоего́…» поется также на вечерне во 2-ю и 4-ю Недели поста. В 1-ю, 3-ю и 5-ю Недели поется прокимен великий, глас 8-й: «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди»; стих 1-й: «От коне́ц земли́ к Тебе́ воззва́х»; стих 2-й: «Покры́юся в кро́ве крил Твои́х»; стих 3-й: «Та́ко воспою́ и́мени Твоему́ во ве́ки».

Ектения сугубая «Рцем вси…» не произносится. После исполнения прокимна читается: «Сподоби, Господи…»16. Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «А́нгельстии чи́ни…».

«Ныне отпущаеши…». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…»17. По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Моли́те за ны, святии апостоли…» (поклон), «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Сый благослове́н…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю́…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» (с тремя поклонами)18. После третьего поклона – «Слава Тебе, Христе Боже…», и совершенный отпуст, после которого хор поет многолетны: «Великаго Господина…».

Литии о усопших после этой вечерни не полагается.

Примечание. Далее в «Богослужебных указаниях» при описании аналогичных служб Четыредесятницы (вечерни накануне понедельника) на ряду (под числом) указываются только изменяемые песнопения службы. При этом дается отсылка к дате, под которой неизменяемая часть последования излагается подробно.

После отпуста, по традиции, совершается чин прощения.

На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, ели́ка согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови»19. На это служа́щий священник (как правило, настоятель, а в обителях – наместник) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери…», «На река́х Вавилонских…» и др20.

Примечание. «По вече́рни же в трапе́зе быва́ет утеше́ние бра́тии» (Типикон, гл. 49-я, «В ту́южде Неде́лю сы́рную ве́чера»).

Вечером в Неделю сыропустную и в прочие Недели Четыредесятницы положено совершать малое повечерие с каноном и поклонами.

Примечание. Если накануне совершалось бдение, то канон Богородицы (Октоиха) на повечерии не поется.

Порядок малого повечерия такой же, что и в период пения Октоиха, но со следующими особенностями. Вместо возгласа: «Молитвами святых отец…» произносится: «Боже, уще́дри ны…». После возгласа совершаются три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко…», 12 малых поклонов с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго», и один великий поклон с молитвой «Господи и Владыко…». После поклонов – конечное Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко Твое есть Царство…», «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», и прочее по обычаю.

_________________________________________________________

1 «Аще ли случится [праздник Сретения Господня] в четверток сырный, или в пяток, или в субботу: и отдается в Неделю сыропустную» (см.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 2-е «зри», «Указ о празднице Сретения Господня, аще в кой день Сретение будет, или в кой день случится отдание его»).

2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 392–431.

3 В храме Сретения Господня стихиры на «Господи, воззвах» поются следующим образом: воскресные, глас 4-й – 3, Триоди, глас 6-й – 3 (в Триоди 4 стихиры, одна из них опускается), и праздника, глас 1-й – 4 (см. 2 февраля; первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Седе Адам прямо рая…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Да отверзется дверь Небесная…» (догматик гласа не поется).

4 Праздничные стихиры на стиховне великой вечерни переносятся на стиховны малой вечерни.

5 Хвалитная стихира Триоди, глас 6-й: «Приспе время…», поется на хвалитех. Ср.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 3-е «зри»: «Аще случится отдание Сретения Господня в Неделю фарисееву, или блуднаго, или сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 397, 417.

6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века…».

7 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым порядок исполнения песнопений, при котором после кондака Триоди, глас 6-й: «Премудрости Наставниче…», поется икос Триоди, глас тот же: «Седе Адам…», и в седальнах на «Славу» поется ин седален Триоди, глас 4-й: «Ныне время добродетелей…» (как это указано в Постной Триоди).

8 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 420–421), на 9-м часе тропарь праздника не произносится.

9 Прокимен и аллилуиарий Недели сыропустной см., напр., в приложении Апостола и в Постной Триоди (прокимен, глас 8-й: «Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему», стих: «Ведом во Иудеи Бог…»; аллилуиарий, глас 6-й: «Благо есть исповедатися Господеви…»).

10 Ср.: Типикон, 9 февраля, 1-я, 3-я и 4-я Маркова глава.

11 О тропарях и кондаке на 9-м часе см. выше.

12 Во время пения псалмов и стихир – обычное каждение.

13 Октоих на стиховне вечерни и утрени содержит по три стихиры (две покаянные и мученичен) с Богородичном. Из каждого цикла стихир берутся первые две – покаянные.

14 Ср.: Минея-Февраль. Киев, 1893. Л. 62.

15 В это воскресенье и в последующие пять (до Недели ваий) на вечерне совершается вход ради великих прокимнов.

16 Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от «Сподоби, Господи…» начинается великопостное. Существует практика, по которой священнослужители по закрытии царских врат переоблачаются в темные одежды, и диакон [или иерей в епитрахили (в приходских храмах – и в фелони, если он служит один без диакона)] выходит для произношения просительной ектении на солею перед царскими вратами, певцы же поют эту ектению не обычным, но великопостным напевом.

17 Иерей произносит этот возглас, стоя на солее перед царскими вратами. Здесь же он остается до отпуста вечерни, творит поклоны при пении тропарей: «Богородице Дево» и др., произносит возглас: «Сый благословен…» и молитву прп. Ефрема Сирина, с положенными на ней великими поклонами, и совершает отпуст.

18 В воскресные дни Великого поста на вечерне положены только три великих поклона, а не 16, как в седмичные дни.

19 В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных», что вполне согласно с Уставом.

20 В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И целуем святыя и честныя иконы» предусматривает совершение этого обряда в молчании. В старинных же соборных Чиновниках, например, Новгородского Софийского собора, Московского Большого Успенского собора, указывается петь во время целования святынь песнопения молитвенно-покаянного содержания: «Покаяния отверзи ми двери…», «На спасения стези…», «Множества содеянных…», «Владычице, приими молитвы…», стихиру Успения: «О дивное чудо…» и молитву Святому Духу: «Царю Небесный…». В некоторых храмах принято также петь стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И тако возопиим».