Суббота 1-й седмицы. Вмч. Фео́дора Ти́рона. Свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея России (с 9 февраля; службу зри 26 сентября).
Сщмч. Вла́сия, еп. Севасти́йского. Прп. Димитрия Прилу́цкого, Вологодского. Блгв. кн. Все́волода, во Святом Крещении Гаврии́ла, Псковского. Мч. Георгия Софийского.
Совершается служба вмч. Феодора Тирона (из Триоди) (А).
Примечание. На этот день с четверга, 9 февраля, может быть перенесена полиелейная служба в честь свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея России (см. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы).
Приводим также порядок совершения службы вмч. Феодора Тирона (из Триоди) в соединении с полиелейной службой в честь свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея России (Б).
А. Повечерие великое без поклонов:
По 1-м Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».
По 2-м Трисвятом – тропари Часослова, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».
По «Слава в вышних…» поется рядовая служба Минеи (с 11 февраля; сщмч. Вла́сия, еп. Севасти́йского)1, а также – заупокойный канон Октоиха, 4-го гласа с утрени субботы (без ирмосов)2.
Примечание. «Ве́домо да есть, яко после́дование Мине́и, прилуча́ющихся святы́х в суббо́ты и Неде́ли святы́я Четыредеся́тницы, пое́тся в повече́риях, или́ егда́ изво́лит екклисиа́рх» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]», 3-е «зри»). «Кано́ны же в Мине́и настоя́щия суббо́ты и Неде́ли пое́м, егда́ изво́лит екклисиа́рх: еди́н у́бо пое́м в повече́рии пятка́, други́й же кано́н пое́м в повече́рии Неде́ли» (см.: Триодь Постная, в пяток вечера 1-й седмицы).
После канонов – «Достойно есть».
По 3-м Трисвятом – кондак вмч. Феодора, глас 8-й (вместо «Господи Сил…»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Пресла́вная Присноде́во…», «Упова́ние мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».
Полунощница обычная – субботняя.
Утреня. Начало субботней утрени: по возгласе «Благословен Бог наш…», чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).
Примечание. Субботнее богослужение святой Четыредесятницы не имеет особенностей седмичных великопостных служб.
На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».
Кафизмы 16-я и 17-я3.
После 16-й кафизмы – малая ектения. Седальны Октоиха, глас 4-й.
После 17-й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.
Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.)
Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и вмч. Феодора на 8.
Библейские песни: «Господеви поем…» или «Поем Господеви…».
Примечание. В субботу 1-й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем…»4. Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день5. По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви…»6. Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1-й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем…», и праздничной редакции «Поем Господеви…».
Катавасия «Отве́рзу уста́ моя́…».
По 3-й песни – седален вмч. Феодора, глас 8-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – светилен вмч. Феодора. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди. («Достойно есть» обычно не поется.)
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры вмч. Феодора, глас 1-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Свяще́ния дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́…».
По исполнении стихир «Тебе слава подобает…» не произносится, но тотчас: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры вмч. Феодора, глас 4-й (с припевами своими – 1-й: «Пра́ведник, яко фи́никс процвете́т, / яко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится», 2-й: «Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, / во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т»). «Слава» – вмч. Феодора, глас 8-й: «Страда́льческим му́жеством…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Влады́чице, приими́ молитвы…» (см. прил. 2-е, «В субботу у́тра»).
По Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».
На часах – тропарь и кондак вмч. Феодора.
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны вмч. Феодора, песнь 3-я – 4 (со ирмосом 1-го канона), и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора; кондак храма. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – вмч. Феодора (Триоди).
Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы и вмч. Феодора.
Примечание. «На трапе́зе чте́м сло́во похва́льное о святе́м Фео́доре, свята́го Григо́рия Ни́сскаго. И яди́м бо́б обваре́нный, с ма́слинами бе́лыми и че́рными. Причаща́емся же и варе́ния с ма́слом прилучи́вшагося, и ко́лива; вина́ же испива́ем по красово́лю7, ра́ди свята́го. Сие́ же прия́хом от ла́вры преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы и от богоно́снаго отца́ на́шего Евфи́мия. [Зри] Ве́дати подоба́ет, я́ко два́жды прия́хом я́сти ры́бы в се́й Вели́кий по́ст: в пра́здник Благове́щения и Цветоно́сия» (Триодь Постная, л. 143).
Б. Повечерие великое без поклонов:
По 1-м Трисвятом8 – тропарь святителя, глас 1-й; тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».
По 2-м Трисвятом – тропари Часослова, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».
По «Слава в вышних…» поется заупокойный канон Октоиха, 4-го гласа с утрени субботы (без ирмосов)9, а также – рядовая служба Минеи (с 11 февраля; сщмч. Вла́сия, еп. Севасти́йского)10.
Примечание. «Ве́домо да есть, яко после́дование Мине́и, прилуча́ющихся святы́х в суббо́ты и Неде́ли святы́я Четыредеся́тницы, пое́тся в повече́риях, или́ егда́ изво́лит екклисиа́рх» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]», 3-е «зри»). «Кано́ны же в Мине́и настоя́щия суббо́ты и Неде́ли пое́м, егда́ изво́лит екклисиа́рх: еди́н у́бо пое́м в повече́рии пятка́, други́й же кано́н пое́м в повече́рии Неде́ли» (см.: Триодь Постная, в пяток вечера 1-й седмицы).
После канонов – «Достойно есть».
По 3-м Трисвятом – кондак святителя, глас 2-й (вместо «Господи Сил…»).
«Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Пресла́вная Присноде́во…», «Упова́ние мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».
Полунощница обычная – субботняя.
Утреня. Начало субботней утрени: по возгласе «Благословен Бог наш…», чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).
Примечание. Субботнее богослужение святой Четыредесятницы не имеет особенностей седмичных великопостных служб.
На «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».
Кафизмы 16-я и 17-я11.
После 16-й кафизмы – малая ектения. Седален святителя, глас 2-й: «Жезл первосвяти́тельский…» (см. по 1-м стихословии); ин седален святителя, глас 5-й: «Благодаре́ние Бо́гу…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Утоли́ Влады́чице…» (см. по 2-м стихословии)12.
После 17-й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Прииди́те, ве́рнии…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Бу́ди благослове́н…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Вознесо́х избра́ннаго от люде́й Мои́х»; стих: «Еле́ем Мои́м пома́зах его́». Евангелие – святителя (Ин., 36 зач.). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Це́рковь Бо́жию…».
Каноны: святителя со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды)13 и вмч. Феодора (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Примечание. В субботу 1-й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем…»14. Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день15. По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви…»16. Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1-й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем…», и праздничной редакции «Поем Господеви…». В случае совершения в субботу 1-й седмицы Великого поста полиелейной службы в честь свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея России, библейские песни в этот день следует стихословить в праздничной редакции «Поем Господеви…»17.
Катавасия «Отве́рзу уста́ моя́…».
По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й; седален святителя, глас 1-й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас 8-й (по выбору)18, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава» – светилен вмч. Феодора, « И ныне» – Богородичен Триоди.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: святителя, глас 4-й – 3, и вмч. Феодора, глас 1-й – 319; затем стих святителя [например: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость / и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»]20 и стихира святителя, глас 8-й: «Кровьми́ святы́х му́ченик…» (см. славник на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Свяще́ния дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».
На часах – тропарь святителя. «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки святителя и вмч. Феодора читаются попеременно21.
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки22:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен и аллилуиарий – святителя и вмч. Феодора.
Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и святителя.
Причастен – святых (святителя и вмч. Феодора): «В па́мять ве́чную…»23.
Примечание. «На трапе́зе чте́м сло́во похва́льное о святе́м Фео́доре, свята́го Григо́рия Ни́сскаго. И яди́м бо́б обваре́нный, с ма́слинами бе́лыми и че́рными. Причаща́емся же и варе́ния с ма́слом прилучи́вшагося, и ко́лива; вина́ же испива́ем по красово́лю24, ра́ди свята́го. Сие́ же прия́хом от ла́вры преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы и от богоно́снаго отца́ на́шего Евфи́мия. [Зри] Ве́дати подоба́ет, я́ко два́жды прия́хом я́сти ры́бы в се́й Вели́кий по́ст: в пра́здник Благове́щения и Цветоно́сия» (Триодь Постная, л. 143).
_______________________________________________________________________________
1 О порядке пения служб на повечерии см. 14 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
2 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 28 января (примечание на повечерии).
3 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).
4 См.: Триодь Постная, «В субботу первую святых постов»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240.
5 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу 1-ю святых постов».
6 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264.
7 Красовуля – чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает ½ фунта и более напитка (один русский фунт равен 409,5 грамма).
8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 562.
9 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 28 января (примечание на повечерии). Типикон (9-я Маркова глава под 24 февраля) сначала указывает канон о усопших, а затем – рядового святого.
10 О порядке пения служб на повечерии см. 14 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
11 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).
12 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564.
13 Там же.
14 См.: Триодь Постная, «В субботу первую святых постов»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240.
15 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу 1-ю святых постов».
16 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264.
17 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565.
18 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак и икос святителя, глас 2-й; седален святителя, глас 1-й, седален вмч. Феодора, глас 8-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.
19 В Триоди 4 стихиры, одна из них опускается.
20 См. в стихирах на стиховне великой вечерни, а также прокимен на Литургии.
21 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565.
22 Там же. С. 566.
23 Причастны святителя и вмч. Феодора совпадают.
24 Красовуля – чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает ½ фунта и более напитка (один русский фунт равен 409,5 грамма).