2. Среда. Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Совершается бденная служба праздника Сретения Господня (по Минее).

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1-й – 8 (первые две стихиры – трижды, третья стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Да отверзется дверь Небесная…».

Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3.

На литии стихиры праздника, глас 1-й и глас 2-й. «Слава» – праздника, глас 5-й: «Испытайте Писания…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Ветхий деньми, младенствовав плотию…».

На стиховне стихиры праздника, глас 7-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Иже на Херувимех носимый…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

Полиелей. Величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й: «Младенствуеши мене ради…». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви». Евангелие – праздника (Лк., 8 зач.). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира праздника, глас 6-й: «Да отверзется дверь Небесная…».

Канон праздника со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…»[1].

Катавасия праздника: «Сушу глубородительную…».

По 3-й песни – седален праздника, глас 4-й: «На горе Синайстей…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й.

На 9-й песни – припевы праздника и обычное каждение. («Честнейшую» не поем.)

1-й лик поет первый припев: «Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих»[2], и ирмос: «В законе сени и писаний…».

2-й лик поет второй припев: «Богородице Дево, миру благая помощнице, покрый и соблюди от всякия нужды и печали», и тот же ирмос.

1-й лик: «Богоносе Симеоне…», и тропарь: «Иже древним…».

2-й лик: «Объемлет руками старец Симеон…», и тот же тропарь.

1-й лик: «Не старец Мене держит…», и тот же тропарь.

2-й лик: «Клеще таинственная…», и тот же тропарь.

1-й лик: «О дщи Фануилева!..», и тропарь: «Воздал еси мне…».

2-й лик: «Анна целомудренная…», и тот же тропарь.

1-й лик: «Непостижимо есть…», и тот же тропарь.

2-й лик: «Чистая Голубица…», и тот же тропарь.

1-й лик: «О Христе, всех Царю! Победы на враги…», и тропарь: «Священнолепно исповедашеся…».

2-й лик: «О Христе, всех Царю! Подаждь ми…», и тот же тропарь.

1-й лик: «Трисиятельное и Триипостасное…», и тот же тропарь.

2-й лик: «О Девице Марие!..», и тот же тропарь.

Затем оба лика вместе поют 1-й припев: «Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих», и ирмос: «В законе сени и писаний…».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «На руках старческих…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

Отпуст праздника: «Иже во объятиих праведнаго Симеона носитися изволивый, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

На часах – тропарь и кондак праздника.

Примечание. «О часе же 2-м дне исходим с литиею вне монастыря, поюще стихиры праздника, и канон; и возвращшеся поем часы и Литургию» (Типикон, 2 февраля).

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

Входное: «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою»[3].

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.

Апостол и Евангелие – праздника (рядовые чтения переносятся на вторник 1 февраля).

Задостойник праздника – припев: «Богородице Дево, упование христианом…», и ирмос: «В законе сени…» (задостойник поется на Литургии до отдания праздника Сретения Господня, кроме Вселенской родительской (мясопустной) субботы).

Отпуст праздника (как на утрене).

На трапезе разрешается рыба.

Примечание. «Аще ли случится Рождество Богородицы, или Сретение, или Успение, в среду и пяток, разрешаем на рыбу и вино» (Типикон, глава 33-я).

С 3 по 7 февраля – попразднство Сретения Господня[4].

8 февраля – отдание праздника Сретения Господня[5].


1 В тех храмах, где предписание Устава о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канона. По мнению схиархим. Иоанна (Маслова), канон праздника Сретения Господня следует петь с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас» (Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по Литургике. М., 2002. С. 95). Существует также традиция пения канона Сретения с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

2 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.

3 «Приидите, поклонимся…» не поется, кроме архиерейских богослужений (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 380–383).

4 Служба попразднства Сретения Господня отменяется 5 февраля, во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу (см.: Типикон, 2 февраля, 9-я Маркова глава, 4-е «зри»).

5 «Аще ли случится [праздник Сретения Господня] в среду, или четверток, или пяток, или в субботу мясопустныя недели: и отдается во вторник сырныя недели» (см.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 2-е «зри», «Указ о празднице Сретения Господня, аще в кой день Сретение будет, или в кой день случится отдание его»).