6. Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Глас 3-й. Попразднство Сретения Господня. Заговенье на мясо.

Прп. Вукола, еп. Смирнского. Иконы Божией Матери «Елецкой-Харьковской».

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и службой попразднства Сретения Господня (по 9-й Марковой главе Типикона под 2 февраля: «Аще случится попразднство Сретения Господня в Неделю фарисееву, или блуднаго, или мясопустную»).

Служба прп. Вукола, еп. Смирнского, может быть перенесена на повечерие под 5 февраля.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 3, Триоди, глас 6-й – 4, и праздника, глас 1-й – 3 (см. 6 февраля, в службе прп. Вукола, еп. Смирнского). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Егда поставятся престоли…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. 6 февраля, в службе прп. Вукола, еп. Смирнского, на стиховне вечерни, без стихов), и стихиры Триоди, глас 6-й: «Помышляю день оный…», «О каковый час тогда…» (см. на хвалитех)[1]. «Слава» – Триоди, глас 7-й: «Господни разумевше заповеди…» (см. славник на литии), «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Велие и страшное таинство…» (см. 6 февраля, в службе прп. Вукола, еп. Смирнского, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Увы мне, мрачная душе…», «И ныне» – праздника, глас 5-й: «Ветхий деньми…» (см. 6 февраля, в службе прп. Вукола, еп. Смирнского, на стиховне вечерни).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[2].

Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На реках Вавилонских…». «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Триоди на 6 и праздника на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Триоди: «Помощник и Покровитель…».

Примечание. Катавасия Сретения Господня: «Сушу глубородительную…», не поется.

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й (см. 2 февраля). «Слава» – седален Триоди, глас 6-й (по выбору)[3]: «Помышляю день страшный…» или «Во юдоли плача…», «И ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Младенствуеши мене ради…» (см. 6 февраля, в службе прп. Вукола, еп. Смирнского).

По 6-й песни – кондак Триоди, глас 1-й: «Егда приидеши, Боже…», и икос, глас тот же.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» – светилен Триоди (по выбору)[4]: «Страшный день Суда…» или «Се день грядет…», «И ныне» – светилен праздника: «Духом во святилищи…» (см. 2 февраля).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 3-й – 4, и праздника, глас 2-й – 4 (см. 6 февраля, в службе прп. Вукола, еп. Смирнского, на стиховне утрени, со славником и припевами своими); затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца», и стихира Триоди, глас 8-й: «Даниил пророк…». «Слава» – Триоди, глас 1-й: «Предочистим себе, братие…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами: 1-й – «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, / по глаголу Твоему, с миром»; 2-й – «Свет во откровение языков / и славу людей Твоих Израиля», 3-й – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…». (Отпуст «Иже во объятиих…» не произносится.)

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 3-я.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондаки Триоди и праздника читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 6-я – 4, и праздника, песнь 7-я – 4.

На входе – «…Воскресый из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков в 9-й Марковой главе Типикона под 2 февраля излагается без учета посвящения храма: тропарь воскресный, тропарь праздника. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак праздника. Согласно общему уставу, в храме святого может петься тропарь и кондак храма. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 423, 428–431.

В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма; кондак Триоди. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен и аллилуиарий – Недели мясопустной и праздника.

Примечание. 9-я Маркова глава Типикона под 2 февраля умалчивает о прокимне, аллилуиарии и причастне праздника, но в соответствии с общим уставом они должны петься. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 425, 427.

Апостол и Евангелие – Недели мясопустной.

Задостойник праздника.

Причастен[5] – воскресный: «Хвалите Господа…», и праздника: «Чашу спасения прииму…».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…». (Отпуст «Иже во объятиих…» не произносится.)

Примечание. Начиная с понедельника и до Пасхи мясо в пищу не употребляется.


1 Хвалитные стихиры Триоди, глас 8-й: «Даниил пророк…», и глас 1-й: «Предочистим себе, братие…», поются на хвалитех.

2 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую…».

3 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак и икос праздника, глас 1-й; седален Триоди, глас 6-й: «Помышляю день страшный…». «Слава» – ин седален Триоди, глас тот же: «Во юдоли плача…», «И ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Младенствуеши мене ради…» (см. 6 февраля, в службе прп. Вукола, еп. Смирнского).

4 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 9-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: ексапостиларий воскресный 3-й; светилен Триоди: «Страшный день Суда…». «Слава» – ин светилен Триоди: «Се день грядет…», «И ныне» – светилен праздника: «Духом во святилищи…» (см. 2 февраля).

5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 427.