21. Пятница 1-й седмицы. Прп. Тимофея, иже в Символех. Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского.

Козельщанской иконы Божией Матери.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 17 февраля1.

На утрене к первому Троичному припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.

Трипеснец состоит из 5-й, 8-й и 9-й песней.

Порядок пения канона при службе одного малого святого: 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я и 4-я песни стихословятся так же, как в понедельник. 5-я песнь стихословится подобно 1-й в понедельник.

По 3-й песни – седален Минеи. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи.

6-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Возопих в скорби моей…» и до: «Хранящии суетная и ложная…» включительно. После этого стиха – 1-й тропарь канона Минеи. Далее: «Аз же со гласом хваления…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. На катавасию – ирмос канона Минеи.

По 6-й песни – кондак и икос Минеи (если есть). Если в Минее кондака у рядового святого нет, то по 6-й песни поется мученичен Октоиха (см. в седальнах по 1-м стихословии в приложении Триоди)2.

7-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших…» и до: «Благословен еси, видяй бездны…» включительно. После этого стиха поется ирмос канона Минеи. Далее: «Благословен еси на престоле…», и 1-й тропарь канона Минеи. «Благословен еси на тверди…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. 7-я песнь ирмосом не покрывается, но сразу стихословится 8-я песнь.

Примечание. Стихословие полностью 6-й и 7-й библейских песней в данном случае необходимо по той причине, что на утрене субботы 1-й седмицы предполагается стихословить библейские песни по разделу Ирмология «Поем Господеви», в котором 6-я и 7-я библейские песни полностью не исполняются, а, следовательно, на 1-й седмице поста были бы полностью исполнены не все девять библейских песней. Поэтому Типикон предлагает полностью стихословить 6-ю и 7-ю песни в пятницу (Типикон, гл. 49, пяток вечера 1-й седмицы, 2-е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9-я Маркова глава; гл. 48, 24 марта, 3-е и 4-е «зри»). В богослужении суббот 2-й3, 3-й и 4-й седмиц Великого поста 6-я и 7-я библейские песни должны полностью исполняться на ряду на утрене. В пятницу 5-й и 6-й седмицы рекомендуется поступить так же, как и на 1-й седмице Великого поста4.

Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как в понедельник.

Примечание. Исполнение канона в настоящий день имеет особенности в связи с тем, что 21 февраля в Минее положено на ряду два канона святых – прп. Тимофея, иже в Символех, и свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского. Песнь 1-я исполняется следующим образом:

Певцы поют ирмос первого канона Минеи.

Сразу после ирмоса певцы – стих (от отметки «на 8»): «Тогда потщашася…». Чтец – 1-й тропарь первого канона.

Певцы – стих: «Нападет на ня страх…». Чтец – 2-й тропарь первого канона.

Певцы – стих: «Дондеже пройдут…». Чтец – 3-й тропарь первого канона.

Певцы – стих: «Введ, насади я…». Чтец – Богородичен первого канона.

Певцы – стих: «Господь, царствуяй веки…». Чтец – 1-й тропарь второго канона.

Певцы – стих: «И наведе на ня…». Чтец – 2-й тропарь второго канона.

Певцы: «Слава…». Чтец – 3-й тропарь второго канона.

Певцы: «И ныне…». Чтец – Богородичен второго канона.

Песнь 2-я не стихословится.

Песнь 3-я: певцы поют ирмос первого канона Минеи.

Сразу после ирмоса певцы – стих (от отметки «на 8»): «Даяй молитву молящемуся…». Чтец – 1-й тропарь первого канона.

Певцы – стих: «Яко не укрепляется…». Чтец – 2-й тропарь первого канона.

Певцы – стих: «Да не хвалится премудрый…». Чтец – 3-й тропарь первого канона.

Певцы – стих: «Но о сем да хвалится…». Чтец – Богородичен первого канона.

Певцы – стих: «Господь взыде на Небеса…». Чтец – 1-й тропарь второго канона.

Певцы – стих: «И даст крепость…». Чтец – 2-й тропарь второго канона.

Певцы: «Слава…». Чтец – 3-й тропарь второго канона.

Певцы: «И ныне…». Чтец – Богородичен второго канона.

Певцы – ирмос 3-й песни второго канона.

По 3-й песни – седален прп. Тимофея, глас 8-й. «Слава» – седален свт. Евстафия, глас 3-й, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

Песнь 4-я исполняется по аналогии с песнью 1-й.

Песнь 5-я канона поется следующим образом: библейская песнь стихословится по Ирмологию от стиха «От нощи утренюет…» до «Зависть приимет люди…».

После стиха «Зависть приимет люди…» поется ирмос первого канона Минеи.

Певцы – стих: «Господи Боже наш, мир даждь нам…». Чтец – 1-й и 2-й тропарь первого канона Минеи.

Певцы: «Господи Боже наш, стяжи ны…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Мертвии же живота не имут видети…». Чтец – 1-й тропарь второго канона Минеи.

Певцы: «Сего ради навел еси…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Приложи им зла…». Чтец – Богородичен второго канона.

Певцы: «Господи, в скорби помянухом…». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца Триоди.

Певцы: «И яко болящая…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Страха ради Твоего…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Не падем, но падут живущии…». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца.

Певцы: «Воскреснут мертвии…». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца.

Певцы: «Роса бо, яже от Тебе…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава…». Чтец – Троичен трипеснца.

Певцы: «И ныне…». Чтец – Богородичен трипеснца.

Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь трипеснца.

Певцы – ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Нощи прешедшей…».

Песнь 6-я стихословится с начала, от стиха: «Возопих в скорби моей…» и до: «Возлияся вода до души моея…» включительно. После этого стиха певцы поют ирмос первого канона Минеи.

Сразу после ирмоса певцы – стих (от отметки «на 8»): «Понре глава моя…». Чтец – 1-й тропарь первого канона.

Певцы – стих: «И да взыдет…». Чтец – 2-й тропарь первого канона.

Певцы – стих: «Внегда скончаватися…». Чтец – 3-й тропарь первого канона.

Певцы – стих: «И да приидет…». Чтец – Богородичен первого канона.

Певцы – стих: «Хранящии суетная…». Чтец – 1-й тропарь второго канона.

Певцы – стих: «Аз же со гласом хваления…». Чтец – повторяет 1-й тропарь второго канона.

Певцы: «Слава…». Чтец – 2-й тропарь второго канона.

Певцы: «И ныне…». Чтец – Богородичен второго канона.

Певцы – ирмос 6-й песни второго канона.

По 6-й песни – кондак прп. Тимофея, глас 4-й (мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии).

Песнь 7-я стихословится с начала, от стиха: «Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено…» и до: «Тогда трие, яко единеми усты…» включительно. После этого стиха певцы поют ирмос первого канона Минеи.

Сразу после ирмоса певцы – стих (от отметки «на 8»): «Благословен еси, Господи Боже отец наших, и препетый…». Чтец – 1-й тропарь первого канона.

Певцы – стих: «И благословено Имя славы Твоея…». Чтец – 2-й тропарь первого канона.

Певцы – стих: «Благословен еси в храме…». Чтец – 3-й тропарь первого канона.

Певцы – стих: «Благословен еси, видяй бездны…». Чтец – Богородичен первого канона.

Певцы – стих: «Благословен еси на престоле…». Чтец – 1-й тропарь второго канона.

Певцы – стих: «Благословен еси на тверди Небесней…». Чтец – 2-й тропарь второго канона.

Певцы: «Слава…». Чтец – 3-й тропарь второго канона.

Певцы: «И ныне…». Чтец – Богородичен второго канона.

7-я песнь ирмосом не покрывается, но сразу стихословится 8-я песнь.

Песнь 8-я канона поется следующим образом: библейская песнь стихословится по Ирмологию от стиха «Благословите, вся дела…» до «Благословите, огнь и вар…».

После стиха «Благословите, огнь и вар…» поется ирмос первого канона Минеи.

Певцы – стих: «Благословите, росы и иней…». Чтец – 1-й и 2-й тропарь первого канона Минеи.

Певцы: «Благословите, сланы и снези…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Благословите, свет и тьма…». Чтец – 1-й и 2-й тропарь второго канона Минеи.

Певцы: «Благословите, земля, горы…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Благословите, источницы…». Чтец – Богородичен второго канона.

Певцы: «Благословите, вся птицы небесныя…». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца Триоди.

Певцы: «Благословите, сынове…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Благословите, священницы…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Благословите, дуси…». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца.

Певцы: «Благословите, Анания, Азария, Мисаил…». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца.

Певцы: «Благословите, апостоли…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа». Чтец – Троичен трипеснца.

Певцы: «И ныне…». Чтец – Богородичен трипеснца.

Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь трипеснца.

Певцы: «Хвалим, благословим…» и ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «В купине Моисею…».

Поем «Честнейшую».

Затем ирмос песни 9-й первого канона Минеи и стих: «Благословен Господь Бог Израилев…». Чтец – 1-й и 2-й тропарь первого канона Минеи.

Певцы – стих: «И воздвиже рог спасения нам…». Чтец – 3-й и 4-й тропарь.

Певцы: «Якоже глагола…». Чтец – 1-й и 2-й тропарь второго канона Минеи.

Певцы: «Спасение от враг…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Сотворити милость…». Чтец – Богородичен второго канона Минеи.

Певцы: «Клятву, еюже клятся…». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца.

Певцы: «Служити Ему…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «И ты, отроча…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Дати разум…». Чтец – Богородичен.

Певцы: «В нихже посети нас…». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца.

Певцы: «Направити ноги наша…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – Троичен трипеснца.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.

Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – последний тропарь трипеснца.

Певцы – ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Чистую и Пречистую…».

К светильну первое окончание: «…силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя».

Примечание. В этот день на хвалитех поются стихиры свт. Евстафия (с «Господи, воззвах»), глас 8-й – 4 (первая стихира дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Агница Агнца…» (на ряду). «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» после стихир не произносится.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко виде Тя распинаема…». Прочее – как в понедельник.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник.

На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей св. Четыредесятницы кафизмы не стихословятся. На 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я.

На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й: «Возлюблю Тя, Господи…»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Помощниче мой и Избавителю мой»; стих: «Небеса поведают славу Божию…».

Подробное изложение порядка изобразительных см. 17 февраля (окончание изобразительных см. 19 февраля).

Порядок кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду, 19 февраля; в храме Богородицы и святого – см. в понедельник, 17 февраля.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 19 февраля.

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Приидите, вернии…» (дважды), мученичны Октоиха, глас 4-й – 4 (см. в пяток вечера: «Христа Человеколюбца…», «Жертвы одушевленныя…», «Честна смерть…» и «Имуще дерзновение…»)5, и вмч. Феодора Тирона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосуда употребив враг…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услышит тя Господь в день печали»; стих: «Защитит тя имя Бога Иаковля». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознесися, Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи, силою Твоею…»). «Да исправится молитва моя…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

По заамвонной молитве иерей с диаконом исходят к уготованному на солее столу, на котором стоит блюдо с коливом, и совершают чин молебного пения великомученику Феодору Тирону. Чтец – псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…»6. На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Велия веры исправления…». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Вся паче смысла…». Чтец – псалом 50-й. Во время псалма совершается каждение. По обычаю, диакон кадит окрест стола с коливом и священнослужителей.

Примечание. Устав дает следующие указания относительно каждения: «…Псалом 50-й. И кадит священник коливо, и настоятеля, и лики, по чину» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]»).

По 50-м псалме – поется канон вмч. Феодора, глас 8-й, на 4 (без ирмосов). Певцы поют запевы: «Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас» к двум первым тропарям канона, затем «Слава», «И ныне». Иерей, по обычаю, читает тропари канона.

По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й.

По 9-й песни вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни: «Тя, Неискусобрачную Матерь…».

Чтец: Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство…», и тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Велия веры исправления…». «Слава» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й: «Веру Христову…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Якоже предстательство…». Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй».

Иерей читает молитву над коливом (ср.: Служебник, Чин благословения колива):

Вся совершивый словом Твоим, Господи, и повелевый земли многоразличныя прозябати плоды в наслаждение и пищу нашу, Иже семенми три отроки и Даниила, сущия в Вавилоне, сластнопитанных светльшия показавый! Сам, Всеблагий Царю, и семена сия с различными плоды благослови и от них вкушающия освяти, яко во славу Твою и в честь святаго великомученика Феодора Тирона сия предложишася от Твоих рабов, и в память во благочестивой вере скончавшихся. Подаждь же, Блаже, благоукрасившим сия и память совершающим вся, яже ко спасению прошения, и вечных Твоих благ наслаждение, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, и святаго великомученика Феодора Тирона, егоже и память совершаем, и всех святых Твоих. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Певцы: «Аминь». «Буди имя Господне…» (трижды). [«Слава, и ныне».] Псалом 33-й: «Благословлю Господа…». Отпуст по обычаю.

Примечание. «И входим в трапезу, вкушаем же вина и елеа, ради святаго. Сие прияхом в Лавре преподобнаго отца нашего Саввы, и киновии преподобнаго Великаго Евфимия: но не творим сего ныне за честность дне, обаче ядим варение с сливами без елеа, и армеа: произволяющии же ядят сухоядение, якоже и в среду» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]»).

Сноски:

1 В 2009 году богослужение пятницы 1-й седмицы имеет ряд особенностей, вызванных совершением в этот день службы двум святым. Поскольку первая седмица поста в структуре «Богослужебных указаний» является образцом для вседневных служб св. Четыредесятницы, при описании утрени в пятницу (21 февраля) сначала даются указания применительно к службе одного святого (наиболее распространенный случай в период Великого поста), а затем в примечаниях приводятся особенности данного дня при соединении со службой в честь двух святых.

2 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 491), мученичен по 6-й песни предваряется стихом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев».

3 В 2009 году на субботу 2-й седмицы поста может быть перенесена с воскресенья (2 марта) полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная». В этом случае библейские песни на утрене в субботу 2-й седмицы должны будут петься в праздничной редакции «Поем Господеви…».

4 Данная рекомендация относится также и к пятнице 2-й седмицы поста, если на субботу 2-й седмицы будет перенесена полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Ср.: Типикон, 24 марта, 3-е и 4-е «зри».

5 В службе Октоиха 1–7 гласов 1-й мученичен находится в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» (см. в Октоихе в пяток вечера); остальные три мученична – во 2-й группе стихир. [В службе 8-го гласа расположение текстов иное: в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» даны 3 мученична, а четвертого мученична нет (2-я группа стихир не содержит мученичнов). Таким образом, при совершении службы Октоиха 8-го гласа следует петь мученичны 1-й группы стихир, повторяя первый из них: «Мученицы Господни…».]

6 В «Службах первой седмицы Великого поста» (М., 1984. С. 214) перед 142-м псалмом указывается возглас: «Благословен Бог наш…» и «Приидите, поклонимся…» (3).