Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Глас 8-й. Попразднство Богоявления. Неделя о мытаре и фарисее.
Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника. Прп. Михаила Клопского, Новгородского.
Начало Постной Триоди. В воскресные дни (до Недели ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (за исключением дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей, праздников Сретения и Благовещения, их предпразднства и попразднства, а также попразднства Богоявления).
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой попразднства Богоявления и службой Триоди (по Марковой главе Типикона под 11 января: «Подобает ведати о сем, како восходит Неделя о мытари и фарисеи»).
Служба прп. Феодосия Великого поется «егда екклисиарх разсудит во иный день» (Типикон, 11 января, Маркова глава, «зри»).
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, праздника, глас 2-й – 3 (см. в Минее 6 января, на «Господи, воззвах») и Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Вседержителю Господи…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихиры праздника, глас 4-й (см. в Минее 11 января, на стиховне вечерни, без стихов) «Слава, и ныне» – Триоди, глас 3-й: «Мытаря и фарисея различие…» (см. славник литийных стихир Триоди)1.
На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – праздника, глас тот же: «Ангельская воинства…» (см. в Минее 11 января, на стиховне вечерни), «И ныне» – Триоди, глас 5-й: «Отягченныма очима…» (см. славник стиховных стихир Триоди)2.
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные3.
Непорочны. «Ангельский собор». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 11-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…» и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…»4.
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника 2-й на 4, Триоди5 на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно…»6.
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален праздника, глас 8-й: «Иордан струями служит…» (см. в Минее 11 января, по 3-й песни канона). «Слава7, и ныне» – седален Триоди, глас 4-й: «Смирение вознесе…», или седален Триоди, глас тот же: «Смирение древле…».
По 6-й песни – кондак Триоди, глас 3-й: «Воздыхания принесем…», и икос Триоди, глас тот же: «Сами себе…». И читается пролог, затем синаксарий8.
Примечание. О кондаке Триоди, глас 4-й: «Фарисеева убежим высокоглаголания…», Типикон умалчивает.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава» – светилен праздника, «И ныне» – светилен Триоди: «Высокоречия убежим…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 3, праздника – 3 (см. в Минее 6 января, на хвалитех) и Триоди, глас 3-й – 2 (см. на хвалитех: «Мытаря и фарисея различие…», «Фарисея велехвальный глас…»). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «От дел похваленьми…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние две – с дополнительными стихами: 1-й – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца»; 2-й – «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» поется евангельская стихира, в данном случае – 11-я9.
Примечание. «Подобает ведати, яко стихиры вся 11 утренния евангельския, от сея настоящия Недели и даже до Всех святых, на литиях утренних поются в притворе, на «Слава, и ныне». Ведомо же буди, яко от сея Недели начинаем чести в притворе, по отпусте литии, Оглашения святаго отца нашего Феодора Студита. И аще тамо есть игумен, чтутся от него; аще же ни, то от екклисиарха, стоящим и со вниманием послушающим братиям. По скончании же чтения глаголем тропарь преподобнаго Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче…» без Богородична, и совершенный отпуст» (Типикон, гл. 49, 3-е и 4-е «зри»).
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондаки праздника и Триоди10 читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, песнь 6-я – 4 и Триоди, песнь 6-я – 4.
На входе – «…Воскресый из мертвых…».
По входе – тропари и кондаки:
Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков в Марковой главе Типикона под 11 января излагается без учета посвящения храма: тропарь воскресный, тропарь праздника. «Слава» – кондак праздника, «И ныне» – кондак Триоди. Согласно общему уставу, в храме Богородицы и святого может петься тропарь и кондак храма. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 422, 428–430.
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника. «Слава» – кондак праздника, «И ныне» – кондак Триоди.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма; кондак праздника. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма; кондак праздника. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Триоди.
Поется Трисвятое.
Прокимен и аллилуиарий – Недели по Богоявлении11 и праздника12.
Апостол и Евангелие – Недели по Богоявлении и Недели о мытаре и фарисее.
Примечание. «Вестно буди, яко от днесь чтется Апостол и Евангелие, по субботам, прежде ряд субботы, потом святаго, до Недели Всех святых» (Типикон, гл. 49, 5-е «зри»). По мнению В. Розанова, это указание Типикона означает, что с Недели о мытаре и фарисее «начинаются периоды пения двух Триодей, в которые общим правилом служит чтение Апостола и Евангелия сначала дневных, а потом святого. Исключение из этого общего правила 48 гл. Типикона указывает в Сырную субботу, если случится Обретение главы Предтечи… В субботу пред Неделею блудного сына также нет никакого основания начинать с дневных чтений, потому что поются песнопения сначала Месячной Минеи, а потом Октоиха» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 341).
Задостойник праздника.
Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес…», и праздника: «Явися благодать Божия…».
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».
Сноски:
1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 394.
2 Там же. С. 396.
3 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ради…».
4 Положенная здесь воскресная стихира, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…» отменяется, так как она заменяется особой стихирой Триоди, глас 6-й: «Множества содеянных…».
5 В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Каноны воскресных дней периода пения Постной Триоди, выражающие покаянные чувства, можно петь с припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 406–407). Канон в Неделю Торжества Православия с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а канон в Неделю Крестопоклонную с припевом: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному».
6 В Триоди Постной в Неделю о мытаре и фарисее на утрене назначена катавасия «Отверзу уста моя…» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 3, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи (ср.: Типикон, гл. 19): ведь Неделя о мытаре и фарисее может случиться в период с 11 января по 15 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о мытаре и фарисее случится с 11 по 14 января (попразднство или отдание праздника Богоявления Господня), то катавасия – «Глубины открыл есть дно…». Если Неделя о мытаре и фарисее случится с 15 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Сушу глубородительную землю…». Если Неделя о мытаре и фарисее случится с 10 по 15 февраля (включительно), то катавасия – «Отверзу уста моя…», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другие ничего не говорится.
7 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак и икос праздника, глас 4-й; седален праздника, глас 8-й: «Иордан струями служит…» (см. в Минее 11 января, по 3-й песни канона). «Слава» – седален Триоди, глас 4-й: «Смирение вознесе…», «И ныне» – ин седален Триоди, глас тот же: «Смирение древле…».
8 «Сице долженствует пролог прежде яко обычай читати, потом же синаксарий Триоди, даже до Недели всех святых» (Типикон, гл. 49, 2-е «зри»).
9 Согласно Уставу, во все воскресные дни годичного богослужебного круга (за исключением праздника Святой Пасхи) по отпусте утрени при пении стихиры бывает исхождение в притвор, где читаются Оглашения прп. Феодора Студита, после чего поется тропарь прп. Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче…» (без Богородична), и читается 1-й час, который заканчивается воскресным малым отпустом. (В день Пасхи на утрене читается Огласительное слово святого Иоанна Златоуста; исхождение в притвор по отпусте утрени не совершается.) При исхождении в притвор, согласно Типикону (ср.: 2 гл.), поется «стихира самогласна, яко обычай», под которой подразумевается храмовая стихира (ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 322–323) или стихира празднуемого святого (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 40, 74), которая в определенные дни года (в частности, в период пения Триоди) должна заменяться евангельской стихирой.
При совпадении с воскресным днем памяти великого святого или праздника, имеющего, по Уставу, всенощное бдение (с литией), а также полиелейного праздника, в который Типикон указывает помазание елеем (ср.: Типикон, 27 января), исхождение в притвор дополняется чином елеопомазания и, видоизменяясь, приобретает следующую форму. После выхода в притвор с пением стихиры совершается лития – кадится праздничная икона в притворе, читается литийная молитва «Владыко Многомилостиве…», совершается помазание елеем от лампады перед иконой святого или праздника, затем читаются Оглашения прп. Феодора Студита, поется тропарь прп. Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче…» (без Богородична), и совершается 1-й час, который заканчивается малым отпустом. Таким образом, с точки зрения Устава, помазание елеем в воскресные дни назначается не Недели ради, а ради памяти великого святого или праздника, случившегося в этот день (ср. 3-ю главу Типикона с главами 2, 4, 5 и 7), поэтому в других случаях в воскресные дни (например, при службе шестеричного или славословного святого и т. п.) елеопомазание не совершается.
10 Ср.: Типикон, 2 февраля, 9-я Маркова глава: «Аще случится попразднство Сретения Господня в Неделю фарисееву…». По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 420), на часах кондак праздника читается в чередовании с воскресным кондаком рядового гласа.
11 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа.
12 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 424.