Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Глас 2-й. Собор новомучеников и исповедников Российских1.
Свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского. Сщмч. Владимира, митр. Киевского. Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали». Свт. Моисея, архиеп. Новгородского.
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и бденной службой Собора новомучеников и исповедников Российских (по 1-й Марковой главе Типикона под 30 января: «Подобает ведати, аще случится Триех святителей… в Неделю мытареву, или блуднаго, или мясопустную»).
Примечание. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла службы в честь свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского, и сщмч. Владимира, митр. Киевского, могут быть перенесены на понедельник, 26 января.
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 3, Триоди, глас 6-й – 4, и новомучеников, глас 5-й – 3. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Егда поставятся престоли…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…».
Вход. Прокимен дня. Паримии новомучеников – 32.
На литии стихира храма и стихиры Триоди, глас 6-й и глас 8-й (см. на хвалитех, без припевов)3. «Слава» – новомучеников, глас 8-й: «Приидите, мучениколюбцы…», «И ныне» – Триоди, глас 7-й: «Господни разумевше заповеди…» (см. славник литийных стихир Триоди)4.
На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – новомучеников, глас тот же: «Новый доме Евфрафов…»5, «И ныне» – Триоди, глас 8-й: «Увы мне, мрачная душе…» (см. славник стиховных стихир Триоди)6.
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь новомучеников, глас 4-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь новомучеников, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные7.
Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На реках Вавилонских…». Величание8 новомучеников и избранный псалом9. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален новомучеников, глас 4-й: «Новомученицы Российстии…» (см. по 1-м стихословии), ин седален новомучеников, глас тот же: «Иже в земли…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален новомучеников по полиелее, глас 6-й: «Мужайся, Христова Церковь…», «И ныне» – Богородичен: «Яко Деву и Едину в женах…» (Богородичен см. в Минее дополнительной (М., 2005. С. 205–206); ср.: Минея общая, гл. 15, «Служба обща мучеником», л. 87). Степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Триоди на 6 и новомучеников на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Триоди: «Помощник и Покровитель…»10.
По 3-й песни – кондак новомучеников, глас 3-й: «Днесь новомученицы…», и икос новомучеников: «Красный личе…»11; седален новомучеников, глас 2-й (дважды). «Слава12, и ныне» – седален Триоди, глас 6-й: «Помышляю день страшный…», или седален Триоди, глас тот же: «Во юдоли плача…».
По 6-й песни – кондак Триоди, глас 1-й: «Егда приидеши, Боже…», и икос, глас тот же.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» – светилен новомучеников, «И ныне» – светилен Триоди: «Страшный день Суда…», или светилен Триоди: «Се день грядет…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и новомучеников, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера); стих: «Воскресни, Господи Боже мой…», и стихира Триоди, глас 1-й: «Предочистим себе, братие…». «Слава» – та же стихира, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с особыми стихами: 1-й – «Господи, Господь наш, / яко чудно имя Твое по всей земли»; 2-й – «Святым, иже суть на земли Его, / удиви Господь вся хотения Своя в них»; 3-й – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 2-я.
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь новомучеников. Кондаки воскресный13, Триоди и новомучеников читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 3-я – 4, и новомучеников, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков в 1-й Марковой главе Типикона под 30 января излагается без учета посвящения храма: тропарь воскресный, тропарь святых; кондак воскресный. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак Триоди. Согласно общему уставу, в храме Богородицы может петься тропарь и кондак храма. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 422, 428–430.
В храме Господском и святого – тропарь воскресный, тропарь новомучеников; кондак воскресный. «Слава» – кондак новомучеников, «И ныне» – кондак Триоди.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь новомучеников; кондак воскресный, кондак Триоди. «Слава» – кондак новомучеников, «И ныне» – кондак храма.
Примечание. Поскольку в честь новомучеников совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется.
Прокимен – Недели мясопустной, и новомучеников, глас 7-й: «Бог нам Прибежище / и Сила»14.
Апостол – Недели мясопустной, и новомучеников (Рим., зач. 99).
Аллилуиарий – Недели мясопустной, и новомучеников, глас 4-й: «Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их» (аллилуиарий мучеников общий; см. служебный Апостол).
Евангелие – Недели мясопустной, и новомучеников (Лк., зач. 105–106).
Причастен – воскресный: «Хвалите Господа…», и новомучеников: «Радуйтеся, праведнии…».
Примечание. В этот день совершается панихида по всем усопшим, пострадавшим в годину гонений за веру Христову (согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 гг.).
Примечание. Начиная с понедельника и до Пасхи мясо в пищу не употребляется.
Сноски:
1 Определением Архиерейского Собора 1992 года празднование Собора новомучеников и исповедников Российских установлено совершать 25 января (при совпадении этого числа с воскресным днем) или в ближайшее воскресенье после него.
Согласно определению Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, службы новопрославленных новомучеников и исповедников Российских в дни их памяти по месяцеслову должны совершаться по службам, составленным в честь их и одобренным к церковному употреблению священноначалием Русской Православной Церкви. При отсутствии таковых служб служение отправляется по Минее общей сообразно с ликом (чином) данного святого (см. также Минею дополнительную). При этом, по изволению настоятеля, службы новых святых могут как соединяться (с применением надлежащих уставных предписаний) с остальными службами дня, так и совершаться в данный день отдельно (в таком случае другие службы дня поются в ин день, по указанию настоятеля, или совершаются на повечерии этого же дня; порядок пения канонов и стихир на повечерии см. 10 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста). Службу новомучеников и исповедников Российских см.: Минея дополнительная. М., 2005. С. 198–214; Минея-Январь. М., 2002. Ч. 2. 608–622.
2 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.
3 Хвалитная стихира Триоди, глас 1-й: «Предочистим себе, братие…», не переносится на литию, поскольку поется на хвалитех (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 416).
4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 394, 396.
5 Существует практика петь стихиры «Земле Русская…», «Церковь Русская…», «Соборе святых русских…», «Новый доме Евфрафов…» как одну стихиру (подряд, без стихов) на «Славу».
6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 396, 398.
7 Если у святого, память которого пришлась на воскресный день, есть свой тропарь – на утрене на «Бог Господь» тропари поются обычным порядком, и на «И ныне» поется Богородичен воскресный по гласу «Славы»; при этом Богородичен текущего гласа не поется на «Бог Господь» на «И ныне», а переносится на «Слава, и ныне» по 1-м стихословии, рядовой же Богородичен по 1-м стихословии в этом случае опускается. Однако если глас тропаря, поемого на «Славу», совпадет с гласом Недели, то Богородичен текущего гласа и Богородичен рядовой по 1-м стихословии остаются на своих местах (см. Типикон, гл. 52, «В Неделю на утрени, на „Бог Господь»»). В данном случае по первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла…».
8 Ср.: Типикон, 2 февраля, 2-я Маркова глава.
9 При пении избранного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».
10 Ср.: Типикон, 30 января, 1-я Маркова глава.
11 Икос новомучеников см. в Минее дополнительной (М., 2005. С. 207); ср.: Минея общая, гл. 15, «Служба обща мучеником», л. 88 об.–89.
12 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак новомучеников, глас 3-й: «Днесь новомученицы…», и икос новомучеников: «Красный личе…»; седален новомучеников, глас 2-й. «Слава» – седален Триоди, глас 6-й: «Помышляю день страшный…», «И ныне» – ин седален Триоди, глас тот же: «Во юдоли плача…».
13 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 420, 422.
14 См.: Минея-Январь. М., 2002. Ч. 2. С. 621.