Неделя 34-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Глас 1-й. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахи́и.

Мч. Горди́я.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой предпразднства Богоявления и службой прор. Малахии (без праздничного знака).

Примечание. Служба мч. Гордия может быть перенесена на повечерие в пятницу вечера (см. 2 января).

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, предпразднства, глас 6-й – 3 (см. на стиховне вечера), и пророка, глас 8-й – 3. «Слава» – предпразднства, глас 4-й: «О, пресла́внаго чудесе́!..», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма1 и стихиры предпразднства, глас 2-й (см. на стиховне утрени, без припевов). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Яви́ся сла́вы О́тчее Сия́ние…» (см. на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «На Иорда́нскую реку́…» (см. на стиховне вечерни).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды).

Примечание. Трипеснцы предпразднства, положенные на повечерии под 3 января (глас 2-й: «На ка́мени мя ве́ры…», и глас 6-й: «К Тебе́ у́тренюю…»), переносятся на повечерие предыдущего дня (см. 2 января).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные2.

Непорочны3 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, предпразднства на 4 и пророка на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника Богоявления: «Глубины́ открыл есть дно…».

По 3-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4-й, кондак пророка, глас тот же; седален пророка, глас 8-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас тот же.

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке пророка, глас 8-й: «Яко Ангел…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 28) этот кондак также отсутствует.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава, и ныне» – светилен предпразднства: «Вифлее́м оста́вивше…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и предпразднства (см. на хвалитех утрени), глас 6-й – 4 (с припевами своими; припевы см. в Минее в стиховнах вечерни или утрени). «Слава» – стихира евангельская 1-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…»4.

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства. Кондаки предпразднства и воскресный читаются попеременно.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны гласа – 6 и предпразднства, песнь 3-я – 4.

На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь предпразднства; кондак воскресный. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак предпразднства.

В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь храма; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак предпразднства.

Поется Трисвятое.

Прокимен и аллилуиарий – Недели пред Богоявлением5.

Апостол и Евангелие – Недели пред Богоявлением.

Примечание. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен мч. Гордия опускаются, так как служба ему не совершается.

Поется «Достойно есть…».

Причастен воскресный: «Хвали́те Го́спода…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».

Сноски:

1 Ср.: Типикон, 5 августа, Маркова глава.

2 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаврии́лу веща́вшу…».

3 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

4 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасе́ние ми́ру бысть…», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскре́с из гро́ба…» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов).

5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 366–367.