Понедельник. Предпразднство Богоявления. Собор 70-ти апостолов. Прп. Феокти́ста, игумена Куку́ма Сикели́йского.
Свт. Евста́фия, архиеп. Сербского.
Прп. Ахи́лы, диакона Печерского, в Дальних пещерах.
Служба Собора 70-ти апостолов и прп. Феокти́ста, игумена Куку́ма Сикели́йского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления.
Примечание. В Минее (см.: Минея-Январь. М., 2002. Ч. 1. С. 109) напечатано последование всенощного бдения в честь Собора 70-ти апостолов, однако следует помнить, что эта служба имеет бденный статус лишь в храме, посвященном Собору 70-ти апостолов (ср.: Типикон, 4 января; Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 34).
На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостолов, глас 4-й – 3, и преподобного, глас 2-й – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 3-й: «Я́сену́бо мимоше́дший пра́здник…».
Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется)1. Прокимен дня.
На стиховне стихиры предпразднства, глас 8-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 6-й: «Гряде́т ко Иорда́ну…».
По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й.
На малом повечерии поем канон предпразднства, глас 6-й: «Се́ченое сече́тся…», на 8 (ирмосы по дважды, тропари на 6). Катавасия – по каждой песни канона (ирмос оба лика вкупе).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й.
Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны предпразднства – по 1-м стихословии, глас 4-й: «Се прихо́дит…», «Слава, и ныне» – «Царя́ всех…»; по 2-м стихословии, глас 8-й: «Вели́кий Крести́телю…», «Слава, и ныне» – «Торжество́ све́тлое…». Псалом 50-й.
Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), апостолов (1-й) на 4 и преподобного на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного).
По 3-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4-й; седален апостолов, глас 3-й. «Слава» – седален преподобного, глас 1-й, «И ныне» – седален предпразднства, глас тот же.
Примечание. Типикон умалчивает о кондаке апостолов, глас 1-й: «Зве́зды све́тлыя…», и о кондаке преподобного, глас 3-й: «Яко Ангел…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 39 об.) эти тексты также отсутствуют.
По 6-й песни – кондак и икос апостолов, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостолов: «Апо́столи всехва́льнии…». «Слава, и ныне» – светилен предпразднства: «Гото́вися, Завуло́не…».
«Хвали́те Го́спода с Небес…» и хвалитные псалмы.
Примечание. Если на службе не положено пение великого славословия, первые два стиха в хвалитных псалмах – «Всякое дыхание…» не поются2. Псалмы читаются или поются (в случае наличия хвалитных стихир) от слов «Хвали́те Го́спода с Небес…» до начала пения стихир; если стихир на хвалитех нет, то после окончания чтения хвалитных псалмов произносится: «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» и далее – вседневное славословие. После стихир на хвалитех не следует читать: «Слава, и ныне. Тебе слава подобает…» (так как этот стих заменяется последней стихирой), но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу…».
На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Да испо́лнится О́тчее благоволе́ние…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Ты, Изра́иля столпо́м…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец3: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Днесь Христо́с…».
По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й.
На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь апостолов. Кондак только предпразднства.
На Литургии свт. Иоанна Златоуста – блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и апостолов, песнь 6-я – 4.
На входе – «…во святых Дивен сый…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь предпразднства, тропарь апостолов. «Слава» – кондак апостолов, «И ныне» – кондак предпразднства.
В храме Богородицы – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь апостолов; кондак храма. «Слава» – кондак апостолов, «И ныне» – кондак предпразднства.
Примечание. Допустимо начинать пение кондаков с праздничного, а покрывать кондаком храма Богородицы.
В храме святого – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь апостолов; кондак храма. «Слава» – кондак апостолов, «И ныне» – кондак предпразднства.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – апостолов.
Апостол и Евангелие – апостолов.
Поется «Достойно есть…».
Сноски:
1 В те дни, когда на вечерне не совершается вход, «Свете Тихий» следует читать (см. Типикон, гл. 9: «Све́те Ти́хий… глаго́лет предстоя́тель»). Если вход совершается, чтение заменяется пением (см. Типикон, гл. 2).
2 За исключением особых случаев (напр., утрени Великой Пятницы, утрени Троицкой родительской субботы).
3 По Уставу, вседневное славословие читается настоятелем (см. Типикон, гл. 9). Согласно Часослову, славословие может читать и «учине́нный брат» (см. Часослов, последование утрени).