Понедельник. Попразднство Богоявления. Свт. Григория, еп. Ни́сского. Прп. Дометиа́на, еп. Мелити́нского. Свт. Феофа́на, Затворника Вы́шенского.
Прп. Маркиа́на пресвитера. Прп. Павла Коме́льского (Обно́рского).
Служба свт. Григория Нисского и прп. Дометиана не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления (Б). Приводим также порядок совершения полиелейной или бденной службы свт. Феофана1 в соединении со службой попразднства Богоявления (в этом случае служба свт. Григория и прп. Дометиана переносится на повечерие2 и поется вместе со службой прп. Маркиана) (А), а также порядок возможного соединения службы свт. Григория Нисского с полиелейной службой свт. Феофана и службой попразднства Богоявления (В).
А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория), и святителя, глас 1-й – 5 (две первые стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас тот же: «Отче Феофа́не богому́дре…», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Трепета́ше рука́ Крести́телева…» (см. на «Господи, воззвах», в службе свт. Григория).
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне3 стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе свт. Григория). «Слава» – святителя, глас 5-й: «Преблаже́нне отче Феофа́не…», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Тебе, в Ду́се и огни́…» (см. в службе свт. Григория).
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален святителя, глас 8-й: «Непостижи́мый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3-й: «Владыка днесь…» (см. в службе свт. Григория).
По 2-м стихословии – седален святителя, глас 8-й: «Непостижи́мый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Богоявле́ния время…» (см. в службе свт. Григория).
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Прему́дрый учи́телю…» (дважды). «Слава, и ныне» – праздника (по выбору, см. по 1-м или 2-м стихословии в службе свт. Григория) или Богородичен, глас тот же: «Необори́мая Предста́тельнице…»4. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – Ин., зач. 35 (от полу́). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Феофана…». Стихира святителя, глас 6-й: «Излия́ся благодать…».
Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия праздника: «Глубины́ открыл есть дно…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 1-й: «Иису́су ро́ждшуся…» (см. в службе свт. Григория).
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Яви́ся Спас…» (см. в службе свт. Григория).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 7-й – 4 (первая стихира – дважды)5. «Слава» – святителя, глас тот же: «Благоче́стия му́дрый…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Го́споди, испо́лнити хотя́…» (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст: «Иже во Иордане…».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны, от канона праздника, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4.
На входе – «…во Иордане крести́выйся…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак праздника. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
Примечание. Если совершалось всенощное бдение, то тропарь и кондак храмового святого не поются.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя.
О Крещенской отступке апостольских и евангельских чтений
В 2012 году по причине Крещенской отступки:
В седмицу 33-ю по Пятидесятнице (с 10 по 15 января) читаются рядовые чтения 32-й седмицы. В Неделю 33-ю по Пятидесятнице (16 января) читаются воскресные чтения 32-й Недели (о Закхее).
В седмицу 34-ю по Пятидесятнице (с 17 по 22 января) читаются рядовые чтения 33-й седмицы.
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
Задостойник праздника.
Отпуст: «Иже во Иордане…».
Б. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: святителя, глас 5-й – 3, и преподобного, глас 1-й – 3. «Слава» – святителя, глас 4-й: «Прему́дрости сло́во твое́…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Трепета́ше рука́ Крести́телева…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 4-й: «Житие́ Боже́ственно…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Тебе, в Ду́се и огни́…».
По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст: «Иже во Иордане…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святителя на 4 и преподобного на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного).
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, ин кондак святителя, глас 2-й; седален святителя, глас 3-й. «Слава» – седален преподобного, глас 1-й, «И ныне» – седален праздника, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 1-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава, и ныне» – светилен праздника.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Пра́выя ве́ры…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Го́споди, испо́лнити хотя́…».
По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст 1-го часа: «Иже во Иордане…».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святых. Кондак только праздника.
На Литургии блаженны, от канона праздника, песнь 5-я – 4 (со ирмосом) и святителя, песнь 6-я – 4.
На входе – «…во Иордане крести́выйся…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь праздника, тропарь святых; кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святых; кондак праздника, кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святых; кондак храма, кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святых.
О Крещенской отступке апостольских и евангельских чтений
В 2012 году по причине Крещенской отступки:
В седмицу 33-ю по Пятидесятнице (с 10 по 15 января) читаются рядовые чтения 32-й седмицы. В Неделю 33-ю по Пятидесятнице (16 января) читаются воскресные чтения 32-й Недели (о Закхее).
В седмицу 34-ю по Пятидесятнице (с 17 по 22 января) читаются рядовые чтения 33-й седмицы.
Апостол и Евангелие – дня и святых.
Задостойник праздника.
Отпуст: «Иже во Иордане…».
В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория), свт. Феофана, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды), и свт. Григория, глас 5-й – 3. «Слава» – свт. Феофана, глас 1-й: «Отче Феофа́не богому́дре…», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Трепета́ше рука́ Крести́телева…» (см. на «Господи, воззвах», в службе свт. Григория).
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе свт. Григория). «Слава» – свт. Феофана, глас 5-й: «Преблаже́нне отче Феофа́не…», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Тебе, в Ду́се и огни́…» (см. в службе свт. Григория).
По Трисвятом – тропарь свт. Феофана, глас 8-й. «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст: «Иже во Иордане…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (единожды), тропарь свт. Феофана, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален свт. Феофана, глас 8-й: «Непостижи́мый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3-й: «Владыка днесь…» (см. в службе свт. Григория).
По 2-м стихословии – седален свт. Феофана, глас 8-й: «Непостижи́мый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Богоявле́ния время…» (см. в службе свт. Григория).
Полиелей. Величание свт. Феофана и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Прему́дрый учи́телю…» (дважды). «Слава, и ныне» – праздника (по выбору, см. по 1-м или 2-м стихословии в службе свт. Григория) или Богородичен, глас тот же: «Необори́мая Предста́тельнице…»6. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен свт. Феофана, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – Ин., зач. 35 (от полу́). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Феофана…». Стихира святителя, глас 6-й: «Излия́ся благодать…».
Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), свт. Феофана на 6 и свт. Григория на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия праздника: «Глубины́ открыл есть дно…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос свт. Григория, глас 1-й, ин кондак свт. Григория, глас 2-й; седален свт. Феофана, глас 8-й. «Слава» – седален свт. Григория, глас 3-й, «И ныне» – седален праздника, глас 1-й.
По 6-й песни – кондак и икос свт. Феофана, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен свт. Феофана. «Слава» – светилен свт. Григория, «И ныне» – светилен праздника: «Яви́ся Спас…» (см. в службе свт. Григория).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 7-й – 4 (со славником)7. «Слава» – свт. Григория, глас 1-й: «Пра́выя ве́ры…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Го́споди, испо́лнити хотя́…» (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь свт. Феофана, глас 8-й. «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст: «Иже во Иордане…».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропари свт. Феофана и свт. Григория читаются попеременно. Кондаки праздника и свт. Феофана читаются попеременно.
На Литургии блаженны, от канона праздника, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), свт. Феофана, песнь 3-я – 4 и свт. Григория, песнь 6-я – 4.
На входе – «…во Иордане крести́выйся…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь праздника, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак праздника, кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак храма, кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен – праздника, глас 4-й: «Благослове́н гряды́й во И́мя Госпо́дне…», стих: «Испове́дайтеся Го́сподеви…»; и святителей, глас 7-й: «Честна́ пред Го́сподем…».
Аллилуиарий – праздника, глас 4-й: «Принеси́те Го́сподеви…», и святителей, глас 2-й: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся…».
О Крещенской отступке апостольских и евангельских чтений
В 2012 году по причине Крещенской отступки:
В седмицу 33-ю по Пятидесятнице (с 10 по 15 января) читаются рядовые чтения 32-й седмицы. В Неделю 33-ю по Пятидесятнице (16 января) читаются воскресные чтения 32-й Недели (о Закхее).
В седмицу 34-ю по Пятидесятнице (с 17 по 22 января) читаются рядовые чтения 33-й седмицы.
Апостол и Евангелие – дня, свт. Феофана (общее святителю, под зачало) и свт. Григория (1 Кор., зач. 151; Мф., зач. 34, от полу́).
Задостойник праздника.
Причастен – праздника: «Яви́ся благода́ть Бо́жия…», и святителей: «В па́мять ве́чную…».
Отпуст: «Иже во Иордане…».
Сноски:
1 См.: Минея-Январь. Ч. 1. М., 2002. С. 615–625.
2 О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
3 Если в честь свт. Феофана совершается всенощное бдение:
На литии – стихира храма и стихиры святителя. «Слава» – святителя, «И ныне» – праздника.
На стиховне – стихиры праздника. «Слава» – святителя, «И ныне» – праздника.
По Трисвятом – тропарь святителя (дважды) и праздника (единожды). (Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра, и 11 января, служба прп. Феодосия).
4 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом).
5 Праздничные стиховны утрени из службы свт. Григория на хвалитех можно не петь (ср.: Минея общая, «Изъявление вкратце»; Типикон, 11 января), поскольку они пелись на «Господи, воззвах».
6 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом).
7 Праздничные стиховны утрени из службы свт. Григория на хвалитех можно не петь (ср.: Минея общая, «Изъявление вкратце»; Типикон, 11 января), поскольку они пелись на «Господи, воззвах».