Неделя о блудном сыне. Глас 2-й. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
Сщмч. Ипполи́та.
Прп. Зино́на, постника Печерского, в Дальних пещерах.
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и бденной службой Трех святителей (по 1-й Марковой главе Типикона под 30 января: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся Трие́х святи́телей… в Неде́лю мытаре́ву, или́ блу́днаго, или́ мясопу́стную»).
Служба сщмч. Ипполи́та может петься «в пято́к на повече́рии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»).
На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й — 3, Триоди, глас 1-й — 3 (первая стихира – дважды), и святителей, глас 4-й1 – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «О, коли́ких благ…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Пре́йде сень зако́нная…».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителей – 3.
На литии стихира храма и стихиры Триоди, глас 2-й: «Блу́днаго глас…», и глас 8-й: «Ижди́х блу́дно…» (см. на хвалитех)2. «Слава» — святителей, глас 6-й: «Святи́тели Христо́вы…», «И ныне» — Триоди, глас 4-й: «Яко блу́дный сын…» (см. славник литийных стихир Триоди)3.
На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» — святителей, глас тот же: «Днесь ду́ши земноро́дных…», «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Оте́ческаго да́ра…» (см. славник стиховных стихир Триоди)4.
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь святителей, глас 4-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь святителей, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные5.
Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На река́х Вавило́нских…»6. Величание7 святителей и избранный псалом8. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален святителей, глас 5-й: «Яко ца́рское украше́ние…» (см. по 1-м стихословии), ин седален святителей, глас 4-й: «Свети́льницы пресве́тлии…» (см. по 1-м стихословии), ин седален святителей, глас 3-й: «Столп был еси Це́ркве…» (см. по 2-м стихословии), ин седален святителей, глас 4-й: «Во цве́тнице писа́ний…» (см. по 2-м стихословии); седален святителей по полиелее, глас тот же: «Прему́дрии учи́телие…». «Слава» – ин седален святителей по полиелее, глас тот же: «Пра́зднует днесь Це́рковь…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Предста́тельнице необори́мая…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных…»9.
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди на 4 и святителей на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…»10.
По 3-й песни – кондак и икос святителей, глас 2-й; седален святителей, глас 8-й. «Слава» – ин седален святителей, глас тот же, «И ныне» – седален Триоди, глас 1-й: «Объя́тия О́тча…».
По 6-й песни – кондак и икос Триоди, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую». (Припевы Минеи не поются.)
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» — светилен святителей (по выбору), «И ныне» – светилен Триоди (по выбору): «Бога́тство, е́же ми дал еси…» или «Расточи́х бога́тство…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й — 4, и святителей, глас 5-й — 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» — Триоди, глас 6-й: «О́тче Благи́й…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 2-я.
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителей. Кондаки воскресный11, Триоди и святителей читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа — 4, Триоди, песнь 3-я — 4, и святителей, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков в 1-й Марковой главе Типикона под 30 января излагается без учета посвящения храма: тропарь воскресный, тропарь святителей; кондак воскресный. «Слава» – кондак святителей, «И ныне» – кондак Триоди. Согласно общему уставу, в храме Богородицы может петься тропарь и кондак храма. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 422, 428–430.
В храме Господском и святого – тропарь воскресный, тропарь святителей; кондак воскресный. «Слава» – кондак святителей, «И ныне» – кондак Триоди.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святителей; кондак воскресный, кондак Триоди. «Слава» – кондак святителей, «И ныне» – кондак храма.
Примечание. Поскольку в честь святителей совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и святителей.
Примечание. Прокимен и аллилуиарий у Трех святителей – по апостольскому чину. Прокимен, глас 8-й: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их, и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их»; стих: «Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет тве́рдь». Аллилуия, глас 4-й: «Испове́дят Небеса́ чудеса́ Твоя́, Го́споди, и́бо и́стину Твою́ в Це́ркви святы́х»; стих: «Бог прославля́емь в сове́те святы́х». Причастен: «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».
Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне и святителей.
Поется «Достойно есть…».
Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню. Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя… блуднаго сына», «зри»).
Примечание. «Ве́домо же да есть, я́ко после́дование прилуча́ющихся святы́х в суббо́ту, и в Неде́лю мясопу́стную, пое́тся в мимоше́дших повече́риях. Та́кожде о суббо́те и Неде́ли сыропу́стной твори́м: или́ ка́ко настоя́тель изво́лит, кроме́ а́ще где случи́тся вели́каго свята́го па́мять» (Триодь Постная, «Неделя… блуднаго сына», «зри»).
Сноски:
1 Пение стихир святителей, глас 4-й: «Благода́ти орга́ны…», предпочтительней, поскольку стихиры, глас 2-й: «Ки́ими похва́льными венцы́…», отсутствуют в греческом оригинале печатной службы Трех святителей (ср.: Минея-Январь. Венеция, 1843. С. 243; Венеция, 1868. С. 244; Венеция, 1890. С. 222).
2 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 4-й: «Яко блу́дный сын…», поется на «И ныне» литийных стихир.
3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 394, 396.
4 Там же. С. 396, 398.
5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся па́че смы́сла…».
6 «Полиеле́й: обы́чныя два псалма́. Припева́ем же к сим и тре́тий псало́м: На река́х Вавило́нских со Аллилу́иею кра́сною» (Типикон, гл. 49-я, «Неде́ля, в ню́же чте́тся свяще́нное и свято́е Ева́нгелие, при́тчи блу́днаго сы́на»). «А́ще ли Неде́ля блу́днаго, или́ мясопу́стная, прилага́ем и тре́тий псало́м: На река́х Вавило́нских» (Типикон, 30 января, 1-я Маркова глава, 2-е «зри»).
7 Ср.: Типикон, 2 февраля, 2-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 402.
8 При пении избра́нного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».
9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 404.
10 В Триоди Постной в Неделю о блудном сыне на утрене назначена катавасия «Моисейскую песнь…» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 10, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи: ведь Неделя о блудном сыне может случиться в период с 18 января по 22 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о блудном сыне случится с 18 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Су́шу глубороди́тельную землю…». Если Неделя о блудном сыне случится с 10 по 22 февраля (включительно), то катавасия – «Моисейскую песнь…», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другую ничего не говорится.
11 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 420.