Среда. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахи́и. Мч. Горди́я.
Служба прор. Малахии и мч. Гордия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления.
На вечерне кафизма 9-я (если накануне совершалось всенощное бдение — кафизмы нет).
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8-й — 3, и мученика, глас тот же — 3. «Слава, и ныне» — предпразднства, глас 4-й: «О, пресла́внаго чудесе́!..».
Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется)1. Прокимен дня.
На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» — предпразднства, глас 5-й: «На Иорда́нскую реку́…».
По Трисвятом — тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — тропарь предпразднства, глас тот же.
На малом повечерии поем трипеснцы предпразднства (этого дня), глас 2-й и глас 6-й.
На утрене на «Бог Господь» — тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава» — тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» — тропарь предпразднства, глас тот же.
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны предпразднства. Псалом 50-й.
Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), пророка на 4 и мученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона Минеи (мученика).
По 3-й песни — кондак пророка, глас 4-й, кондак мученика, глас 8-й; седален пророка, глас тот же. «Слава» — седален мученика, глас тот же, «И ныне» — седален предпразднства, глас тот же.
Примечание. Типикон умалчивает о кондаке пророка, глас 8-й: «Яко А́нгел…», и о кондаке мученика, глас 4-й: «Все́ю любо́вию…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 28) эти тексты также отсутствуют.
По 6-й песни — кондак и икос предпразднства, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен предпразднства. «Слава, и ныне» — тот же светилен.
«Хвали́те Го́спода с Небес…» и хвалитные псалмы.
Примечание. Если на службе не положено пение великого славословия, первые два стиха в хвалитных псалмах — «Всякое дыхание…» не поются2. Псалмы читаются или поются (в случае наличия хвалитных стихир) от слов «Хвали́те Го́спода с Небес…» до начала пения стихир; если стихир на хвалитех нет, то после окончания чтения хвалитных псалмов произносится: «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» и далее — вседневное славословие. После стихир на хвалитех не следует читать: «Слава, и ныне. Тебе слава подобает…» (так как этот стих заменяется последней стихирой), но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу…».
На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й — 4. «Слава» — предпразднства, глас тот же: «Звезда́ из Иа́кова…», «И ныне» — предпразднства, глас тот же: «Зако́на Испо́лнитель…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец3: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» — предпразднства, глас тот же: «Яви́ся сла́вы О́тчее Сия́ние…».
По Трисвятом — тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — тропарь предпразднства, глас тот же.
На часах — тропарь предпразднства. «Слава» — тропарь мученика. Кондак только предпразднства.
На Литургии свт. Иоанна Златоуста — блаженны предпразднства, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.
На входе — «…во святых Дивен сый…».
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь предпразднства, тропарь мученика; кондак пророка. «Слава» — кондак мученика, «И ныне» — кондак предпразднства.
В храме Богородицы — тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма, кондак пророка. «Слава» — кондак мученика, «И ныне» — кондак предпразднства.
Примечание. Допустимо начинать пение кондаков с праздничного, а покрывать кондаком храма Богородицы.
В храме святого — тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма, кондак пророка. «Слава» — кондак мученика, «И ныне» — кондак предпразднства.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — мученика.
Апостол и Евангелие — мученика.
Поется «Достойно есть…».
Сноски:
1 В те дни, когда на вечерне не совершается вход, «Свете Тихий» следует читать (см. Типикон, гл. 9: «Све́те Ти́хий… глаго́лет предстоя́тель»). Если вход совершается, чтение заменяется пением (см. Типикон, гл. 2).
2 За исключением особых случаев (напр., утрени Великой Пятницы, утрени Троицкой родительской субботы).
3 По Уставу, вседневное славословие читается настоятелем (см. Типикон, гл. 9). Согласно Часослову, славословие может читать и «учине́нный брат» (см. Часослов, последование утрени).