Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Глас 8-й. Попразднство Богоявления1. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Служба Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна славословная, совершается вместе со службой попразднства Богоявления и воскресной службой Октоиха (ср: Типикон, 7 января, 1-е и 5-е «зри»; Типикон, 26 декабря, Маркова глава; Минея, 7 января, 1-я Маркова глава).
На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й — 3, праздника, глас 2-й — 4 (см. 6 января, в сам день праздника, на «Господи, воззвах»), и Предтечи, глас 1-й — 3 (см. 7 января). «Слава» — Предтечи, глас 6-й: «Во пло́ти свети́льниче…», «И ныне» — догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».
Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Госпо́дь воцари́ся…», со стихами (по обычаю) (ср.: Типикон, 7 января).
На литии стихиры праздника, глас 4-й (см. 6 января, в сам день праздника, на литии). «Слава» — праздника, глас 8-й: «Го́споди, испо́лнити хотя́…», «И ныне» — праздника, глас тот же: «Днесь тварь просвеща́ется…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» — Предтечи, глас 4-й: «Яко Ду́ха рачи́тель…» (см. 7 января, на стиховне), «И ныне» — праздника, глас тот же: «Прииди́те, подража́им…».
По Трисвятом — «Богородице Дево…» (единожды), тропарь праздника, глас 1-й (единожды) и тропарь Предтечи, глас 2-й (единожды) (ср.: Минея, 7 января, Маркова глава)2.
На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» — тропарь Предтечи, глас 2-й, «И ныне» — тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные3.
Непорочны4 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное 11-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника (оба канона) на 6 и Предтечи на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия праздника: «Глубины́ открыл есть дно…»5.
По 3-й песни — кондак и икос праздника, глас 4-й; седален Предтечи, глас 8-й: «Иорда́н струя́ми…» (дважды; см. 7 января). «Слава, и ныне» — ипакои́ праздника, глас 5-й: «Егда́ явле́нием…» (см. 6 января, в сам день праздника, на утрени по 3-й песни канона).
По 6-й песни — кондак и икос Предтечи, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую» (припевы праздника и Предтечи не поются).
По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава» — светилен Предтечи: «Стези́ предугото́вал…», «И ныне» — светилен праздника: «Яви́ся Спас…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 86: воскресные, глас 8-й — 4, и праздника, глас 1-й — 4 (см. 7 января; со своими припевами; припевы см. в Минее 7 января на стиховне вечера); затем припев: «Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде / и упова́ет на Него́», и стихира Предтечи, глас 6-й: «А́нгел из непло́дных ложе́сн…» (см. славник хвалитных стихир Минеи 7 января). «Слава» — стихира евангельская 11-я, «И ныне» — «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…»7.
Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…» (с упоминанием Предтечи).
На 1-м и 6-м часе — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь праздника. Кондак праздника.
На 3-м и 9-м часе — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь Предтечи. Кондак Предтечи.
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны гласа — 4, праздника (обоих канонов), песнь 3-я — 4 и Предтечи, песнь 6-я — 4.
На входе — «…Воскресы́й из мертвых…».
По входе — тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь Предтечи. «Слава» — кондак Предтечи, «И ныне» — кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен и аллилуиарий — Недели по Богоявлении8 и Предтечи9.
Апостол и Евангелие — Недели по Богоявлении и Предтечи.
Задостойник праздника (и до отдания).
Причастен — воскресный: «Хвали́те Го́спода…»10, и Предтечи: «В па́мять ве́чную…».
Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…» (с упоминанием Предтечи).
Сноски:
1 В период с 7 по 13 января, в продолжение попразднства Крещения, в седмичные и субботние дни службы совершаются только по Минее — попразднства и рядовых святых. Отпуст в эти дни произносится праздничный полный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна…» с поминовением свт. Иоанна Златоуста (на Литургии), святого храма, рядового святого и всех святых. В воскресные дни в период попразднства — служба по Октоиху и Минее, отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…»
Некоторые особенности попразднства Богоявления:
1) На утрене по кафизмах произносятся ектении.
2) После 9-й песни «Достойно есть» не поется.
3) Существует обычай на 1-м часе вместо «Взбранной Воеводе» петь кондак праздника.
4) На Литургии по входе поется: «…спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крести́выйся, поющия Ти: аллилуия» (в воскресные дни: «… Воскресы́й из мертвых…»).
5) Дневные тропари в седмичные и субботние дни в период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников не поются, так как песнопения Октоиха отменяются.
6) Перед чтением Апостола в седмичные и субботние дни вначале произносится прокимен праздника и затем святого, если есть, а дневной опускается. Таков же Устав пения аллилуиария и причастнов.
7) На Литургии во все дни попразднства поется задостойник — припев и ирмос 9-й песни, глас 2-й: «Недоуме́ет всяк язык…».
2 Согласно Уставу, служба свв. Богоотцов в Неделю по Рождестве Христовом в день Собора Пресвятой Богородицы (см.: Типикон, 26 декабря, Маркова глава) является образцом для совершения в воскресный день службы Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (см.: Типикон, 7 января, 1-е «зри»). Порядок пения тропарей в конец вечерни в Марковой главе Типикона под 26 декабря излагается следующим образом: тропарь праздника (дважды) и святых (единожды).
3 По первом стихословии на «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ра́ди…».
4 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
5 Ср.: Типикон, 26 декабря, Маркова глава.
6 Ср.: Минея, 7 января, Маркова глава. Согласно Уставу, служба свв. Богоотцов в Неделю по Рождестве Христовом в день Собора Пресвятой Богородицы (см.: Типикон, 26 декабря, Маркова глава) является образцом для совершения в воскресный день службы Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (см.: Типикон, 7 января, 1-е «зри»). В Марковой главе Типикона под 26 декабря даются следующие указания о пении хвалитных стихир: воскресные — 4, и праздника — 4. «Слава» — святых, «И ныне» — «Преблагословенна еси…». Евангельская стихира — перед 1-м часом (на «Слава, и ныне»).
7 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасе́ние ми́ру бысть…», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов — тропарь, глас 2-й: «Воскре́с из гро́ба…» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов).
8 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа.
9 Ср.: Типикон, 7 января, 5-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 368.
10 В Марковой главе Минеи под 7 января сказано: «Причастен праздника и Предтечи…». По поводу этого выражения необходимо заметить, что, во-первых, оно не согласно с общим уставом о причастнах; во-вторых, в Типиконе (см.: 7 января, 5-е «зри») прямо сказано, что при указанном условии «праздника прокимен и причастен оставляется»; в-третьих, даже в Минее в следующей Марковой главе говорится, что причастен: «Хвалите Господа с Небес…, другий — святаго», и что причастен праздника (вместо причастна святого) поется только в том случае, если у святого нет причастна (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 368).