Неделя 34-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Отдание праздника Богоявления. Св. равноап. Нины, просветительницы Грузии.

Преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных (службу зри 13 января).

Служба отдания Богоявления совершается в соединении с воскресной службой Октоиха по 1-й Марковой главе Типикона под 14 января: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся отда́ние Богоявле́ния в Неде́лю, пре́жде мытаря́ и фарисе́я» (А). Полиелейная служба св. равноап. Нины переносится на другой день1.

Если настоятель изволит совершать службу св. равноап. Нины в самый день ее памяти, возможен порядок соединения воскресной службы Октоиха и службы отдания Богоявления со службой св. равноап. Нины (по Марковой главе Типикона под 25 ноября: «Подоба́ет ве́дати, я́ко а́ще случи́тся отда́ние пра́здника Вхо́да Пресвяты́я Богоро́дицы в Неде́лю…») (Б)2. При совершении полиелейной службы в честь св. равноап. Нины можно руководствоваться следующей схемой (В)3.

Примечание. Служба преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных, переносится с воскресенья (14 января) на субботу (13 января).

А. На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й — 4, и праздника, глас 2-й — 6 (первые две стихиры — дважды). «Слава» — праздника, глас тот же: «Приклони́л еси главу́…», «И ныне» — догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня. Паримий нет.

На литии стихиры праздника, глас 4-й. «Слава» — праздника, глас 8-й: «Го́споди, испо́лнити хотя́…», «И ныне» — праздника, глас тот же: «Днесь тварь просвеща́ется…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава, и ныне» — праздника, глас 6-й: «Е́же от Де́вы Со́лнце…».

По Трисвятом — «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» — тропарь праздника, глас тот же.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные4.

Непорочны5 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и праздника (оба канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника: «Глубины́ открыл есть дно…»6.

По 3-й песни — кондак и икос праздника, глас 4-й; ипакои́ праздника, глас 5-й (единожды).

По 6-й песни — кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую» (припевы праздника не поются).

По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава, и ныне» — светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й — 4, и праздника (см. на хвалитех) — 4 (со славником и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера). «Слава» — стихира евангельская 1-я, «И ныне» — «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…» (с поминовением рядовых святых дня)7.

На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь праздника. Кондаки праздника и воскресный читаются попеременно.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны гласа — 6, и праздника, песнь 9-я (обоих канонов) — 4.

На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе — тропарь воскресный, тропарь праздника. «Слава» — кондак воскресный, «И ныне» — кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен — воскресный и праздника.

Примечание. В 1-й Марковой главе Типикона под 14 января сказано: «Прокимен, Апостол, и Евангелие Недели ряд. Аллилуиа, и причастен праздника, и дне». По мнению В. Розанова, это указание Устава означает, что «в отдание Богоявления, при Апостоле и Евангелии дне, сначала произносится прокимен дне, а потом праздника, но… аллилуиарий и причастен должны быть сначала праздника, а потом дне» (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 356).

Апостол и Евангелие — дня.

Аллилуиарий — праздника и воскресный.

Задостойник праздника.

Причастен — праздника: «Яви́ся благода́ть Бо́жия…», и воскресный: «Хвали́те Го́спода…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…» (с поминовением рядовых святых дня).

Б. На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й — 4, праздника, глас 2-й — 3 (на ряду 4 стихиры, одна из них опускается), и равноап. Нины, глас 4-й — 3. «Слава» — праздника, глас 2-й: «Приклони́л еси главу́…», «И ныне» — догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня. Паримий нет.

На литии стихиры праздника, глас 4-й. «Слава» — праздника, глас 8-й: «Го́споди, испо́лнити хотя́…», «И ныне» — праздника, глас тот же: «Днесь тварь просвеща́ется…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава, и ныне» — праздника, глас 6-й: «Е́же от Де́вы Со́лнце…».

По Трисвятом8 — «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» — тропарь равноап. Нины, глас 4-й, «И ныне» — тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные9.

Непорочны10 (см. Типикон, гл. 17)11. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 1-й на 4, и равноап. Нины на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника: «Глубины́ открыл есть дно…»12.

По 3-й песни — кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос равноап. Нины, глас 2-й; седален равноап. Нины, глас тот же. «Слава, и ныне» — ипакои́ праздника, глас 5-й.

По 6-й песни — кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую» (припевы праздника не поются).

По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» — светилен равноап. Нины, «И ныне» — светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й — 4, и праздника (см. на хвалитех) — 4 (со славником и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера). «Слава» — стихира евангельская 1-я, «И ныне» — «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…» (с поминовением рядовых святых дня)13.

На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь праздника. Кондаки праздника и воскресный читаются попеременно.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны гласа — 6, и праздника, песнь 9-я — 4.

На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе — тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь равноап. Нины; кондак воскресный. «Слава» — кондак равноап. Нины, «И ныне» — кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен — воскресный и праздника.

Примечание. В 1-й Марковой главе Типикона под 14 января сказано: «Прокимен, Апостол, и Евангелие Недели ряд. Аллилуиа, и причастен праздника, и дне». По мнению В. Розанова, это указание Устава означает, что «в отдание Богоявления, при Апостоле и Евангелии дне, сначала произносится прокимен дне, а потом праздника, но… аллилуиарий и причастен должны быть сначала праздника, а потом дне» (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 356). Чтения св. равноап. Нины не указываются в соответствии с Марковой главой Типикона под 25 ноября.

Апостол и Евангелие — дня.

Аллилуиарий — праздника и воскресный.

Задостойник праздника.

Причастен — праздника: «Яви́ся благода́ть Бо́жия…», и воскресный: «Хвали́те Го́спода…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…» (с поминовением рядовых святых дня).

В. На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й — 3, праздника, глас 2-й — 4, и равноап. Нины, глас 4-й — 3. «Слава» — равноап. Нины, глас 2-й: «Прииди́те, вси ве́рнии…», «И ныне» — догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

́Вход. Прокимен дня. Паримии равноап. Нины — 314.

На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» — равноап. Нины, глас тот же: «Днесь си́лы Небе́сныя…» (см. на хвалитех утрени), «И ныне» — праздника, глас 8-й: «Днесь тварь просвеща́ется…» (см. на литии).

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» — равноап. Нины, глас 8-й: «Ча́шу благода́ти…», «И ныне» — праздника, глас 6-й: «Е́же от Де́вы Со́лнце…» (см. на стиховне вечера).

По Трисвятом — «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» — тропарь равноап. Нины, глас 4-й, «И ныне» — тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные15.

Полиелей. Величание равноап. Нины и избранный псалом16. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален равноап. Нины, глас 3-й: «Всю страну́ на́шу…» (см. по 1-м стихословии), ин седален равноап. Нины, глас 8-й: «Прииди́те вси…» (см. по 1-м стихословии), ин седален равноап. Нины, глас тот же: «Митропо́лие свята́я…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» — седален равноап. Нины по полиелее, глас тот же: «Предызбра́нная от Бо́га…», «И ныне» — седален праздника по полиелее, глас 4-й: «Прииди́те, уви́дим…» (см. 6 января). Степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника (оба канона) на 6 и равноап. Нины на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника: «Глубины́ открыл есть дно…»17.

По 3-й песни — кондак и икос равноап. Нины, глас 2-й; седален равноап. Нины, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» — ипакои́ праздника, глас 5-й.

По 6-й песни — кондак и икос праздника, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую» (припевы праздника не поются).

По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» — светилен равноап. Нины, «И ныне» — светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й — 3, равноап. Нины, глас тот же — 2, и праздника (см. на хвалитех) — 3 (со славником и припевами своими; припевы см. в сам день праздника на стиховне вечера). «Слава» — стихира евангельская 1-я, «И ныне» — «Преблагословенна еси…».

Примечание. Стихиры на хвалитех можно петь следующим образом: воскресные, глас 1-й — 3, праздника, глас тот же — 2, и равноап. Нины, глас 1-й и глас 2-й — 3 (со славником и припевами своими; припевы см. в службе равноап. Нины, на стиховне вечера). «Слава» — стихира евангельская 1-я, «И ныне» — «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…» (с поминовением рядовых святых дня)18.

На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропари праздника и равноап. Нины читаются попеременно. Кондаки равноап. Нины и праздника читаются попеременно.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны гласа — 4, праздника, песнь 9-я — 4 (обоих канонов), и равноап. Нины, песнь 6-я — 4.

На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе — тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь равноап. Нины. «Слава» — кондак равноап. Нины, «И ныне» — кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен и аллилуиарий — праздника и равноап. Нины.

Примечание. Воскресный прокимен и аллилуиарий не поется (ср.: Типикон, 21 декабря, 2-е «зри»).

Апостол и Евангелие — дня и равноап. Нины.

Задостойник праздника.

Причастен — воскресный: «Хвали́те Го́спода…», и равноап. Нины: «Во всю зе́млю…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…» (с поминовением рядовых святых дня).

Сноски:

1 Ср.: Православный церковный календарь на 1963 год. М., 1962. С. 9; Православный церковный календарь на 1974 год. М., 1973. С. 5; Православный церковный календарь на 1985 год. М., 1984. С. 8; Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М.: Изд. Московской Патриархии, 1956. С. 27–28; Богослужебные указания на 2008 год для священно-церковнослужителей. М., 2007. С. 54–56.

2 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М.: Изд. Московской Патриархии, 1956. С. 28; Богослужебные указания на 2008 год для священно-церковнослужителей. М., 2007. С. 56–57.

3 Ср.: Православный церковный календарь на 2002 год. М., 2001. С. 13; Богослужебные указания на 2002 год для священно-церковнослужителей. М., 2001. С. 55–57; Богослужебные указания на 2008 год для священно-церковнослужителей. М., 2007. С. 57–59; а также: Устав. М., 1610. Л. 57 об.–59; Типикон, 24-я и 1-я Храмовые главы.

4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаврии́лу веща́вшу…».

5 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

6 Ср.: Минея, 14 января.

7 Там же.

8 Ср.: Типикон, 14 января, 1-я Маркова глава.

9 По первом стихословии на «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаврии́лу веща́вшу…».

10 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

11 Ср.: Типикон, 14 января, 1-я Маркова глава.

12 Ср.: Минея, 14 января.

13 Там же.

14 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

15 По первом стихословии на «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаврии́лу веща́вшу…».

16 При пении избра́нного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма — величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».

17 Ср.: Минея, 14 января.

18 Там же.