Суббота. Прп. Евфи́мия Великого.

Свт. Евфи́мия, Патриарха Те́рновского, Бо́лгарского.

Прп. Евфи́мия Архангелогоро́дского. Прп. Евфи́мия, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Лавре́нтия, затворника Печерского, в Дальних пещерах.

По Типикону, если изволит настоятель, в честь прп. Евфимия Великого совершается всенощное бдение.

На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 1-й и глас 4-й — 8 (стихира: «Иже из чре́ва ма́терня освяще́н…» — дважды)1. «Слава» — преподобного, глас 3-й: «Освяще́н быв Бо́гу…», «И ныне» — догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного — 3.

На литии стихира храма и литийные стихиры преподобного, глас 2-й. «Слава» — преподобного, глас 4-й: «Просия́ша до́брая дела́ твоя́…», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «При́зри на моле́ния…».

На стиховне стихиры преподобного, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» — преподобного, глас тот же: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Блажи́м Тя, Богоро́дице Де́во, и сла́вим…» (см. прил. 2-е, «В среду вечера»).

По Трисвятом: на всенощном бдении — тропарь преподобного, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды); при полиелее — тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гаврии́лу веща́вшу…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гаврии́лу веща́вшу…».

Кафизмы 16-я и 17-я2. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды).

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие преподобного. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами преподобнаго Евфи́мия…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы — канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного (два канона) на 8.

В храме святого — канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного (два канона) на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)3.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».

По 3-й песни — седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни — кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — преподобного, глас тот же: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Влады́чице, приими́…» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гаврии́лу веща́вшу…».

На часах — тропарь и кондак преподобного.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — тропарь преподобного. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Примечание. Поскольку в честь преподобного совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется.

Прокимен, аллилуиарий и причастен — преподобного.

Апостол и Евангелие — преподобного (рядовые чтения переносятся на пятницу 19 января).

Примечание. Если в честь прп. Евфимия Великого совершалась полиелейная служба (без всенощного бдения):

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен — преподобного и дня4.

Апостол и Евангелие — преподобного и дня.

Примечание. В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.

Сноски:

1 Ср.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 238.

2 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.

3 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).

4 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.